Пресс-конференция Н.С.Меркулова на тему: "Третий антимонопольный пакет"поправок: нововведения и ожидаемые результаты от изменений в антимонопольном законодательстве.

 

Сегодня в Астраханском УФАС России состоялась пресс-конференция руководителя Управления Меркулова Н.С., посвященная «третьему антимонопольному пакету» законов.

Напомним, документ был принят Государственной думой Российской Федерации 22 ноября и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года.

5 декабря 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «третий антимонопольный пакет»законов, предложенный Федеральной антимонопольной службой.

 

С принятием «третьего антимонопольного пакета» внесены изменения в федеральный закон «О защите конкуренции», Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд других документов.

«Третий антимонопольный пакет поправок» существенно упрощает работу бизнеса и усиливает ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства.

Третий антимонопольный пакет законов не смягчает и не ужесточает нормы законодательства, а уточняет их.

Впервые в законодательстве появилось определение «картеля», под которым понимается незаконное соглашение между конкурентами на рынке, реализация которого может привести или приводит к следующим последствиям:

-Установление и поддержание цены (в том числе на торгах)

-Раздел товарного рынка (по составу продавцов или по территориальному принципу)

-Отказ от заключения договора с определенным покупателем (т.н.»бойкот»)

-Прекращение, отказ от производства товаров при наличии спроса

 

Н.Меркулов напомнил, что согласно «третьему антимонопольному пакету» только за картельный сговор будет предусмотрена уголовная ответственность по 178 статье УК РФ. Согласованные действия будут выведены из-под действия этой статьи УК РФ. Основные изменения, предлагаемые «третьим антимонопольным пакетом» направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнение критериев монопольно высокой цены и закреплением права Правительства Российской Федерации определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий.

Закон предоставит антимонопольному органу право направлять предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое заявление может привести к нарушению антимонопольного законодательства.

 

Также «третий антимонопольный пакет» дает право выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Появление в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) смягчающих и отягощающих обстоятельств- своего рода «маленькая революция» в антимонопольном законодательстве. Теперь при назначении штрафа ФАС будет пользоваться простой математикой: за установление монопольно высокой цены или участие в картельном сговоре будет назначена половина от максимально возможного штрафа ( от 1 до 15% оборота компании). При наличии смягчающих обстоятельств-штраф будет уменьшаться на 1/8, при отягощающих обстоятельствах-увеличиваться на 1/8.

С принятием «третьего антимонопольного пакета» завершается реформа по совершенствованию антимонопольного законодательства. Реализация пакета позволит внедрить в систему антимонопольного регулирования лучшие зарубежные практики, связанные с пресечением картелей, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Эффективность антимонопольного законодательства – залог успешного развития экономики нашей страны.