Астраханское УФАС наказало монополистов.

Астраханское УФАС России признало крупных монополистов ОАО «Астраханьгазсервис» и ОАО «Газпром газораспределение» нарушившими закон о защите конкуренции.

 

 

В УФАС по АО обратился гражданин  и ТСЖ «Владимирский» с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства. Из материалов дела следует, что гражданин обратился в ОАО  «Астраханьгазсервис» с просьбой о заключении с ним договора оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования(ВДГО), присоединенного  к сетям газоснабжения, эксплуатируемым ОАО «Газпром газораспределение», однако ОАО «Астраханьгазсервис» в заключении такого договора отказало, мотивируя отказ тем, что нахождение указаннного гражданином внутридомового газового оборудования находится в зоне обслуживания ОАО «Газпромгазораспределение».

 

Комиссия УФАС проанализировала представленные документы ОАО «Астраханьгазсервис» и ОАО «Газпром газораспределение» установила следующее: данные организации оказывают услуги по техническому присоединению ВДГО исключительно тем физическим и юридическим лицам, газопотребляющее оборудование которых присоединено к сетям газоснабжения, принадлежащим таким организациям на праве собственности или ином вещном праве, т.е.между ними действует неписаное соглашение о разделе товарного рынка.

Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Под соглашением в соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

 

С 2006 года расходы газораспределительных организаций на обслуживание ВДГО не учитываются при утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, и следовательно, на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. То есть рынок услуг по техническому обслуживанию ВДГО не находится в состоянии естественной монополии. Субъекты данного рынка, действующие на нем в качестве продавцов, имеют возможность конкурировать друг с другом.

Между тем, указанные хозяйствующие субъекты, каждый из которых заключает договоры на обслуживание ВДГО с физическими и юридическими лицам, газопотребляющее оборудование которых присоединено к сетям газоснабжения, принадлежащим ему на праве собственности или ином вещном праве, и не заключает такие договоры с лицами, газопотребляющее оборудование которых присоединено к сетям газоснабжения, принадлежащим иной газораспределительной организации, при отсутствии к тому объективных причин, фактически не конкурируют друг с другом.

Подтверждением этого является как отсутствие у ОАО «Астраханьгазсервис» и ОАО «Газпром газораспределение» заключенных договоров на техническое обслуживание ВДГО, находящегося на территории г. Астрахани и присоединенного к сетям газоснабжения иной газораспределительной организации, так и установленные Комиссией факты отказа ответчиков от заключения договоров с заявителями, единственной причиной которых, как указали сами ответчики, является нахождение внутридомового газового оборудования заявителей в границах зоны обслуживания иной газораспределительной организации.

Изложенное в совокупности указывает на наличие между ОАО «Астраханьгазсервис» и ОАО «Газпром газораспределение» соглашения, направленного на ограничение конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО на территории г. Астрахани, которое привело к разделу данного рынка по территориальному принципу и экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров на техническое обслуживание ВДГО с определенными заказчиками, что прямо запрещено пунктами 3 и 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного организации-монополисты ОАО «Астраханьгазсервис» и ОАО «Газпром газораспределение» получили  предписание о прекращении нарушения закона о защите конкуренции с требованием в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения предписания прекратить нарушения антимонопольного законодательства.

Также на данные организации будет наложен существенный штраф в размете до 3% от выручки.