Пресс-конференция руководителя Управления по нарушению антимонопольного законодательства ОАО «Газпром газораспределение»

В Астраханское УФАС России обратился гражданин  с заявлением о нарушении ОАО «Газпром газораспределение» антимонопольного законодательства путем необоснованного отказа в выдаче технических условий на реконструкцию системы теплоснабжения квартиры в многоквартирном доме с целью перехода от централизованной системы теплоснабжения на индивидуальную систему теплоснабжения с теплогенератором на природном газе с закрытой камерой сгорания.

По результатам рассмотрения данного  заявления  Астраханским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Газпром газораспределение», в связи с чем Управлением в отношении этого общества в соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело № 40-К-03-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (приказ руководителя Управления от 19.08.2013 № 213-п).

Представитель ответчика с наличием в деянии ОАО «Газпром газораспределение» нарушения антимонопольного законодательства не согласился, пояснил, что ответчик не является лицом, обязанным в данном случае рассматривать запрос о получении технических условий, ввиду отсутствия норм права, возлагающих на него такую обязанность, указал, что технические условия могли быть выданы обслуживающей многоквартирный дом организацией. Кроме того, представитель ответчика поставил под сомнение саму необходимость получения  заявителем технических условий.

Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения, регулируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее также — Правила № 83).

Правила № 83 применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктами 6, 8 Правил № 83 определено, что в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий. При этом запрос правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий должен содержать: наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес; нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос; правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка); информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства; информацию о разрешенном использовании земельного участка; информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку; необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения; планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации); планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).

Пункт 9 Правил № 83 возлагает на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязанность в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса о предоставлении технических условий определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Правил № 83 под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Определение и предоставление технических условий подключения объекта капитального строительства к газораспределительным сетям, а также само подключение является услугой по газоснабжению (решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.02.2013 № ВАС-16018/12).

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Согласно статье 2 названного закона газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; независимая организация - организация, которая осуществляет производство и поставки газа и является независимой от организаций - собственников систем газоснабжения и организаций - собственников газораспределительных систем; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, определяют эксплуатационную организацию газораспределительной сети как специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям (подпункт «и» пункта 3). Аналогичное определение содержится в Правилах безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

В силу пункта 4 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее — Правила № 162) и регулирующих отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями,  технические условия на подключение к газотранспортной и газораспределительной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией.

Пунктом 3 Правил № 162 определено, что газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям; газотранспортная организация - обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях. Указанные организации устанавливают порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе и заключают договоры транспортировки газа с поставщиком (покупателем) (пункты 8, 10 Правил № 162).

По смыслу приведенных правовых норм, лицом, обязанным по соответствующему запросу предоставить технические условия подключения к сетям газоснабжения, является организация, имеющая в собственности либо на ином законном основании сети газоснабжения (газораспределения) и использующая такие сети для передачи газа.

При таких обстоятельствах ОАО «Газпром газораспределение» при получении запроса заявителя о выдаче технических условий надлежало руководствоваться пунктом 9 Правил № 83 и в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктами 12, 13 Правил № 83 в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия: на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа; с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения; с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Решение об отказе в рассмотрении запроса заявителя о получении технических условий, оформленного в полном соответствии с требованиями пункта 8 Правил № 83, по существу (без проверки возможности подключения объекта заявителя к сетям газоснабжения) принято ОАО «Газпром газораспределение» в нарушение названных норм, поскольку указанная Обществом причина отказа в виде отсутствия у него исполнительно-технической документации на многоквартирный дом не определена Правилами № 83 в качестве основания для отказа в рассмотрении запроса о получении технических условий по существу.

Указанное деяние Общества создало препятствие для решения вопроса о возможности осуществления перехода от централизованной системы теплоснабжения квартиры заявителя на индивидуальную систему теплоснабжения, что привело к ущемлению законных интересов заявителя.

Выдача технических условий на подключение к сетям газоснабжения является составным элементом процедуры технологического присоединения к таким сетям. В свою очередь, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче газа. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи газа, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.09.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК).

Транспортировка газа по трубопроводам статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

При таких обстоятельствах вменяемое ОАО «Газпром газораспределение» деяние совершено на рынке услуг по передаче природного газа по эксплуатируемым данным обществом сетям газоснабжения, на котором это общество занимает доминирующее положение.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

Таким образом, имеются все основания для квалификации совершенного Обществом деяния по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

          Комиссия  решила признать ОАО «Газпром газораспределение» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче природного газа в границах сети газоснабжения, присоединенной к сетям газоснабжения многоквартирного дома в виде принятия необоснованного решения об отказе в рассмотрении по существу запроса гражданина  о получении технических условий на реконструкцию системы теплоснабжения квартиры  в многоквартирном жилом  доме  с целью перехода от централизованной системы теплоснабжения на индивидуальную систему теплоснабжения с теплогенератором на природном газе с закрытой камерой сгорания, результатом которого явилось ущемление интересов гражданина.

         Выдать ОАО «Газпром газораспределение» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с требованием:

     в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем рассмотрения  запроса гражданина  в порядке, установленном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83.

 

       В целях  пресечения  со стороны  организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (сетей газоснабжения),  препятствия для решения вопроса получения технических условий на реконструкцию системы теплоснабжения квартиры  в  жилом доме, путем перехода от централизованной системы теплоснабжения на индивидуальную систему теплоснабжения с теплогенератором на природном газе,  Астраханское УФАС России письменно обратилось в ФАС России  с предложением  внести в проект  Правил недискриминационного доступа к газораспределительным  системам в Российской  Федерации, разработанный  ФАС России  норму, регулирующую порядок  выдачи  технических условий  при  реконструкции внутриквартирного газового оборудования.