Заседание экспертного совета по применению законодательства в сфере ЖКХ

Сегодня в Астраханском УФАС России состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства РФ в сфере ЖКХ , повестка дня:    «Об ответственности поставщиков и потребителей многоквартирных       домов за компенсацию потерь коммунальных ресурсов, при их поставке   по бесхозным  сетям» .

На заседании выступали: Меркулов Н.С, Потылицын П.Л,Камакина Т.Н и.т.д.

В Астраханское УФАС поступают обращения потребителей коммунальных услуг с просьбой принять меры антимонопольного воздействия по пресечению незаконных требований поставщиков коммунальных услуг в сфере электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения по оплате за потерив подводящих сетях, которые не принадлежат и поставщикам, ни потребителям, то есть по различным причинам являются бесхозными.

    В своей практической деятельности Астраханское УФАС России столкнулось с судебной практикой, когда защищая права потребителей коммунальных услуг и признавая некоторых поставщиков коммунальных ресурсов, взимающих плату за потери в бесхозных сетях с их потребителей, нарушающими антимонопольное законодательство и, выдавая им соответствующие предписания, суды отменяют решения и предписания антимонопольного органа, считая их незаконными. Пример: дело №А06-2413/2014 от 17 июля 2014г. Мы считаем, что причиной этому являются пробелы в действующем законодательстве коммунального комплекса. Об этом мы и будем сегодня говорить, чтобы  попытаться  найти выход из сложившейся ситуации.

Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Из изложенного следует, что собственники жилых помещений в многоквартирных жилых домах не должны платить за потери коммунальных ресурсов в сетях, подводящих ресурсы от магистральных сетей.

В Астраханское УФАС России поступают жалобы от исполнителей коммунальных услуг (управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК) на действия ресурсоснабжающих организаций по навязыванию в составе оплаты за коммунальные услуги платы за потери в сетях, подводящих ресурсы от магистральных сетей к многоквартирным домам.

Управлением принят ряд решений о признании в таких случаях ресурсоснабжающих организаций нарушившими антимонопольное законодательство. Однако в судах при обжаловании решений антимонопольного органа складывается противоречивая практика. Например, Решением Арбитражного суда Астраханской области №А06-2413/2014 решение Астраханского УФАС России №47-К-03-13, признавшее ОАО «МРСК Юга» нарушившим  ч. 1 ст. 10 закона о Защите конкуренции, в  части навязывания оплаты потерь, возникающих на участке электрической сети, не принадлежащем ООО «Благовест» было отменено.

В связи с изложенным, предлагаем закрепить в жилищном законодательстве норму об отнесении расходов на потери в сетях, подводящих коммунальные ресурсы от магистральных сетей к многоквартирным домам, на расходы ресурсоснабжающих организаций.