Пресс-конференция на тему: "По проблемы антимонопольного регулирования в сфере правоотношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Проблемы антимонопольного регулирования в сфере правоотношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

 

 

Водные биологические ресурсы являются важным природным богатством, а также сырьевой базой для деятельности хозяйствующих субъектов.

В связи с социально-экономической значимостью водных биоресурсов, в том числе, и в качестве одной из составляющих продовольственной безопасности государства, необходимо обеспечить максимальную эффективность использования данного вида ресурса с учетом требований экологической безопасности, уделяя правовому регулированию в данной сфере должное внимание.

Регулирование отношений в данной сфере регулируется нормами гражданского, уголовного, административного, экологического, а также антимонопольного законодательства.

Федеральный закон «О защите конкуренции» к основным функциям антимонопольного органа относит обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования водных ресурсов и других природных ресурсов (пункт 1 статьи 22).

В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также осуществляющим функции указанных органов организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.

Государственный контроль за экономической концентрацией в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов сформулированы в статье 2  Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

С точки зрения антимонопольного законодательства наибольший интерес предоставляют отношения, связанные с предоставлением органами власти рыбопромысловых участков, а также конкурентные отношения самих хозяйствующих субъектов за право пользования данными участками, поскольку в данном случае возникает соперничество за получение прав в отношении рыбопромысловых участков, а также конкуренция при выходе на определенный товарный рынок.

Еще одним нормативным правовым актом в данной сфере является Федеральный закон от 02.07.2013 №148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целями которого являются обеспечение производства рыбной и иной продукции аквакультуры, сохранение водных биологических ресурсов.

С точки зрения антимонопольного законодательства, наибольший интерес вызывают отношения, связанные с организацией и проведением конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.

В соответствии со статьей 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предоставление рыбопромыслового участка на осуществление деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке осуществляется на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, который заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 №264 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора» (далее - Постановление) утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства;   правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, а таже форму примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.

В соответствии с пунктом 5  Постановления основными принципами деятельности комиссии являются:

а) создание для заявителей равных условий участия в конкурсе;

б) добросовестная конкуренция;

в) эффективное использование водных биологических ресурсов;

г) доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.

Необходимость проведения конкурса для предоставления рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства обусловлена тем, что данный вид предпринимательской деятельности  требует больших финансовых вложений, вместе с тем, может принести высокий экономический эффект, в связи с чем необходимо обеспечение прозрачности, законности и справедливости общественных отношений, складывающихся в данной сфере.

Как установлено пунктом 3 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства организаторами конкурса являются:

Федеральное агентство по рыболовству - в случае проведения конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации - в случае проведения конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), а также для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.

Предоставление органом власти  рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства без проведения конкурса, когда проведение данной процедуры необходимо в силу закона, является нарушением антимонопольного законодательства.

В данной части имеется устойчивая практика — органы власти формально проводят преусмотренную законом саму процедуру проведения конкурса.

Однако, в ходе проведения конкурсных процедур зачастую возникают проблемы и сложности, которые не позволяют обеспечить декларативно установленные добросовестную конкуренцию, а также создание для заявителей равных условий участия в конкурсе и, как следствие, не позволяют обеспечить эффективное использование водных биологических ресурсов.

Так, в соответствии с пунктом 14 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 N 264, заявитель, победивший в конкурсе, не вправе претендовать на заключение договора, если в результате его заключения совокупное количество рыбопромысловых участков, передаваемых в пользование заявителю (группе лиц, в которую входит заявитель) и расположенных на территории 1 муниципального образования или прилегающих к территории такого муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, составит более 35 процентов общего количества рыбопромысловых участков, расположенных на территории этого муниципального образования или прилегающих к территории такого муниципального образования. То есть, данная норма является императивной.

Далее, в этом же пункте установлено, что  комиссия вправе на любой стадии конкурса проверять факт вхождения заявителя в состав группы лиц. Следовательно, если комиссия не проверит долю заявителя от общего количества  рыбопромысловых участков, передаваемых в пользование последнему, то это является правом комиссии, а не обязанностью. То есть, данные нормы противоречат друг другу.

Согласно пункту 15 Правил основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: а) непредставление заявителем предусмотренных пунктами 27 и 28 Правил документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений; б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 12 Правил; в) несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным пунктами 27-29 Правил. То есть, отказ в допуске к участию в конкурсе по иным основаниям не допускается.

Согласно пункту 26 Правил Заявитель может подать заявку в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением либо в электронной форме с даты размещения извещения на официальном сайте. Однако, согласно пункту 29 Правил документы, направленные заявителем в конкурсную комиссию в составе заявки на участие в конкурсе, должны быть пронумерованы, сшиты и заверены печатью заявителя.

Таким образом, документы, поданные Заявителем в электронной форме, не могут быть сшиты и заверены печатью заявителя, следовательно, подача документов в электронном виде  влечет за собой отказ в допуске к участию в конкурсе на основании пункта 29 Правил.

Согласно пункту 28 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства от 24.08.2008 N 264 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила) установлено, что к заявке на участие в конкурсе прилагаются в числе прочих документы, подтверждающие: наличие у заявителя права собственности или аренды на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов, не обремененные правами третьих лиц и расположенные в границах 1 муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (далее - рыбоперерабатывающий завод) (подпункт "в"); среднюю численность работников, работающих у заявителя четыре последние года, предшествующие году проведения конкурса, зарегистрированных в муниципальном образовании соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (выписки за последние четыре года из справки установленной формы, выдаваемой Федеральной налоговой службой).

При проведении соответствующих конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства Агентство по рыболовству и рыбоводству Астраханской области отклонило заявки ряда участников конкурсов на том основании, что заявленная  средняя численность работников, работающих у заявителя четыре последние года, не соответствовала сведениям, полученным по запросам Организатора торгов у Межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы №5 и №6 по Астраханской области.

Указанные действия  Агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области послужили основанием для обращения участников торгов, чьи заявки были отклонены, в УФАС по Астраханской области. По результатам рассмотрения жалоб Астраханским УФАС России были вынесены решения и предписания, которые были обжалованы в Арбитражный суд Астраханской области.

Решениями Арбитражного суда Астраханской области по делу №А06-2212/2014 от 22.09.2014 и №А06-2210/2014 от 22.09.2014, №А06-2213/2014 от 24.07.2014 в уцдовлетворении заявленных требований отказано, решения и предписания Астраханского УФАС признаны законными.

Основанием для принятия Арбитражным судом обозначенных выше решений явилось следующее: Комиссия оценивает заявки на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией. Комиссия проверяет заявителей на соответствие требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил, а также достоверность сведений, указанных в заявке в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил.

Пункт 27 Правил проведения конкурса устанавливает требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе, однако, требование о наличии в составе заявки сведений о средней численности работников,  работающих у заявителя четыре последние года, предшествующих году проведения конкурса, в п.27 Правил проведения конкурса отсутствует. Таким образом, конкурсная комиссия организатора торгов не обладала полномочиями по проверке сведений о средней численности работников,  работающих у заявителя четыре последние года, предшествующих году проведения конкурса.

Еще один пример. В Астраханское УФАС России поступили материалы проверки, проведенной Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению ООО «Оранжереинские деликатесы».

Приказом Агентства по рыболовству  и рыбоводству Астраханской области от 10.02.2014 года организован и проведен открытый конкурс, в том числе и по лоту №8 на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка №67 «Тоня Икрянинская» Икрянинского района Астраханской области.

Участниками вышеуказанного конкурса стали следующие организации: ООО «Рыбоперерабатывающее предприятие «Дружба», Рыболовецкий колхоз (артель) «Имени Чкалова», ООО «Каспийский рыбный промысел», ООО «Оранжереинские деликатесы».

Одним из критериев оценки и сопоставления при рассмотрении заявок являлся  возможный суточный объем выпуска готовой рыбной продукции на рыбоперерабатывающем заводе. Согласно протоколу комиссии Рыболовецкий колхоз (артель) «Имени Чкалова» по данному показателю заявил  700,2 т/сутки.

На основании абзаца «г» пункта 28 вышеуказанного Постановления к заявке на участие в открытом конкурсе заявители прилагают документы, подтверждающие возможный суточный объем выпуска готовой рыбной продукции на рыбоперерабатывающем заводе (формы статистического наблюдения, технические паспорта оборудования).

Анализ представленной РК «Имени Чкалова» в Агентство заявки на участие в конкурсе свидетельствует о том, что годовой объем выпуска готовой продукции составил 522,22 тонн рыбной продукции. Среднегодовая мощность предприятия составила 700 тонн рыбной продукции. Указанные сведения содержатся в ежегодно предоставляемой предприятием в органы Росстата форме отчетности №1-натура-БМ за 2013 г., утвержденной приказом Росстата №232 от 26.06.2013 г. (Раздел 1 «Производство и отгрузка по видам продукции» строки 1 и 7 в графе 2 «произведено в отчетном периоде).

В  заявке же на участие в конкурсе РК «Имени Чкалова» указан возможный суточный объем выпуска готовой продукции — 700, 2 т в сутки, что в значительной степени превышает фактический годовой объем выпущенной продукции. Указанные суточные объемы подтверждаются только изготовленными самостоятельно техническими паспортами производственных объектов, с учетом технологического процесса и имеющегося технологического оборудования.

В этой связи прокуратурой получены заключения специалистов ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», в соответствии с которыми суточный объем выпускаемой продукции с коптильного цеха, посольного цеха, холодильного оборудования не позволяют обеспечить заявленный в конкурсной документации РК «Имени Чкалова» суточный объем выпускаемой продукции.

Таким образом, Рыболовецкий колхоз (артель) «Им. Чкалова», предоставив ложные сведения в составе  конкурсной заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка №67 «Тоня Икрянинская» Икрянинского района Астраханской области, для получения преимуществ перед другими участниками конкурса при определении победителя вышеуказанного конкурса, совершил нарушение  п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции, поскольку именно эти вышеуказанные ложные сведения обеспечили победу Рыболовецкого колхоза (артель) «Им. Чкалова» в  открытом конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка №67 «Тоня Икрянинская» Икрянинского района Астраханской области.

Как уже отмечалось выше, Пункт 27 Правил проведения конкурса устанавливает требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе, однако, требование о наличии в составе заявки сведений о возможном суточном объеме выпуска готовой рыбной продукции на рыбоперерабатывающем заводе, в п.27 Правил проведения конкурса отсутствует.

Данный пробел законодательства в части отсутствия права у организатолра конкурса проверять данный показатель был использован участником открытого конкурса для осуществления недобросовестной конкуренции и получения необоснованных, антиконкурентных преимуществ на торгах.

Решением по делу №26-К-05-14 от29.10.2014 Рыболовецкий колхоз (артель) «Им. Чкалова» был признан нарушившим часть1 статьи 14 Закона о защите конкуренции; с вменяемым нарушением согласился, нарушение устранил в ходе расмотрения дела (отказался от участия в торгах, отозвал свои документы).

Резюмируя выше изложенное, хотелось бы отметить необходимость внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 №264 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора», поскольку, как показывает правоприменительная практика, правовые пробелы, имеющиеся в данном правовом акте, не позволяют в полной мере обеспечить исполнение принципов, заявленных в пункте 5 данного постановления, в частности, создания для заявителей равных условий участия в конкурсе,  добросовестной конкуренции и, в конечном итоге, эффективного использования водных биологических ресурсов.

 

Файлы для скачивания

img_1258.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 2.59 МБ
img_1264.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 2.69 МБ
img_1263.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 2.31 МБ