Пресс-конференция руководителя на тему:"Совершенствование российского законодательства

Сегодня руководитель Астраханского УФАС России на пресс-конференции рассказал об изменениях в действующем антимонопольном законодательстве.      Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя.-разъяснил Н.Меркулов

Исходя из этого усилия ФАС России направлены на предотвращение  и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий, органов власти.

Задачи  Федеральной антимонопольной службы:

Благоприятная конкурентная среда в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями.

Равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности.

Прекращение антимонопольного вмешательства органов власти в функционирование рынков, высокая эффективность бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа.

Эффективность реализации государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства.

Вопрос: В каких случаях компании или потребители могут обращаться с жалобой в УФАС?

Антимонопольное законодательство содержит запрет:

- на действия (бездействие)  занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (статья 10 Федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);

- на ограничивающие конкуренцию соглашения, а также согласованные действия хозяйствующих субъектов (статьи 11, 11.1 Закона «О защите конкуренции»);

-  недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона «О защите конкуренции»),

- на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов  исполнительной власти и местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих их функции, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (статьи 15 Закона «О защите конкуренции»);

- на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия  органов  исполнительной власти и местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих их функции, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (статьи 16 Закона «О защите конкуренции»).

Кроме того, Закон о защите конкуренции предусматривает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17), особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1), особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18).

При этом на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров антимонопольным органом рассматриваются жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган осуществляет контроль за предоставлением государственных или муниципальных преференций, за соблюдением требований федеральных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения, деятельности субъектов естественной монополии.

Также в соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе» любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц имеют право обжаловать в порядке, установленном главой 6 указанного Федерального закона, в контрольный орган в сфере закупок (в т.ч. УФАС) действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Как видно, спектр вопросов, подлежащих антимонопольному контролю, весьма разнообразен.

Вопрос:Существуют ли требования к оформлению жалобы? Каковы сроки и место подачи? Можно ли это сделать через интернет?

Если речь идет о нарушении антимонопольного законодательства, например,

- навязывание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом  контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами;

-  создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

- согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

-  установление органами власти, органами местного самоуправления запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров и др., то  в указанных случаях жалоба (заявление) подается в произвольной письменной форме или в форме электронного документа.

Антимонопольный орган, как любой иной государственный орган, рассматривающий обращения граждан и юридических лиц имеет Административный регламент по исполнению соответствующей государственной функции, в нашем случае это  Административный регламент по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации,  (утвержденный приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339).  Раздел 3 указанного регламента содержит требования к заявлениям, обращениям, направляемым в антимонопольный орган.  Заявление должно содержать следующие сведения:

- сведения о заявителе, в том числе:

для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства;

для юридического лица - наименование юридического лица, адрес места нахождения;

- имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

- описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на нормативные правовые акты;

- существо требований, с которыми заявитель обращается;

- перечень прилагаемых документов.

Если заявителем является физическое лицо, то заявление подписывается заявителем (уполномоченным лицом).

Если заявителем являются юридическое лицо, то заявление, материалы оформляются на бланке, подписываются заявителем (уполномоченным лицом) и скрепляются печатью заявителя (уполномоченного лица).

В случае невозможности представления документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства, указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов документов. Копии должны быть заверены подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица или подписью физического лица (уполномоченного лица). Срок подачи жалобы (заявления) не ограничен.

В то же время, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению по истечению трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.


 

В сфере государственных или муниципальных закупок в силу части 8 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе»  жалоба должна содержать:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

Кроме того в соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе» к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ (часть 10 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе»).

Согласно части 7 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе» жалоба подается исключительно в  письменной форме.

Жалоба подается в территориальный орган ФАС России по месту нахождения заказчика.

Действия (бездействие) Федерального органа исполнительной власти, оператора электронной площадки обжалуются в ФАС России.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе»:

 - обжалование допускается в любое время после размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола подведения результатов аукциона, протокола запроса предложений;

 - жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок;

- в случае, если обжалуемые действия совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений;

- по истечении указанных в части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) осуществляется только в судебном порядке.

Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки  допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия) (часть 5 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе»).

Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с проведением электронного аукциона, допускается в сроки, предусмотренные частью 4 статьи 105.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта (часть 6 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе»).

Вместе с тем, поскольку Омское УФАС России уполномочено на осуществление контроля соблюдения нескольких Федеральных законов, в том числе ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от  18.07.2011 г. № 223-ФЗ,  есть различие в сроках подачи жалобы. Так, чтобы не опоздать обжаловать неправомерные действия заказчика, организатора торгов, конкурсной комиссии необходимо обратиться с жалобой не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов (либо  со дня размещения итогового протокола).

Вопрос: А можно ли обжаловать решение, принятое ФАС, как правильно это сделать и в какие сроки?

Федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установив обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок  коммерческими организациями и некоммерческими организациями (их должностными лицами), Федеральными органами исполнительной власти (их должностными лицами), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностными лицами), органами местного самоуправления (их должностными лицами), иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (их должностными лицами), а также государственными внебюджетными фондами (их должностными лицами), физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (статья 36 Закона «О защите конкуренции»), содержит положения, определяющие право на обжалование решений и предписаний антимонопольного органа лицами, участвующими в деле, а также регламентирует сроки  и порядок подачи таких жалоб.

Так, в соответствии со статьей 52 Закона «О защите конкуренции», решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. 

Требования к оформлению заявлений  о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействий) незаконными, предусмотрены  нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (для физических лиц).

Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу в сфере государственных и муниципальных закупок, может быть обжаловано в судебном порядке путем подачи искового заявления в течение трех месяцев с даты его принятия.

Вопрос:В  нашей стране за последние несколько лет законодательство в сфере защиты конкуренции оказалось в числе наиболее активно реформируемых. Причем часто инициатором реформ является сама Федеральная антимонопольная служба. Расскажите немного о наиболее значимых изменениях антимонопольного законодательства в прошедшем году.

Законотворческая работа не стоит на месте. Третий антимонопольный пакет законодательных актов применяется с января 2012 года и сейчас мы уже говорим о четвертом антимонопольном пакете законодательных актов.  С момента принятия первой редакции Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» произошла  либерализация антимонопольного законодательства, в том числе и по отношению к хозяйствующим субъектам, злоупотребляющим доминирующим положением на товарном рынке.  «Третий антимонопольный пакет» внес в Закон «О Защите конкуренции» значительное количество новых норм. Введены два новых института – предупреждения и предостережения; порядок  дачи разъяснений решений и предписаний и пересмотра их по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, изменился временной интервал анализа доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Существенно изменены нормы закона по установлению запрета на соглашения и согласованные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, дополнен перечень оснований проведения внеплановых проверок (в случае неисполнения предписания антимонопольного органа) и другие. 

 

Особенность концепции злоупотребления доминирующим положением состоит в том, что она охватывает как действия доминирующего хозяйствующего субъекта, которые не приводят к ограничению конкуренции, но ущемляют интересы других лиц (или одного лица), так и действия, ограничивающие конкуренцию. Изменения, внесенные в  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (расширение перечня смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств,  дополнение статьей 14.31 и 14.32 КоАП РФ примечаниями, вводящими особые смягчающие и отягчающие обстоятельства и определяющие применение  особых обстоятельств, новые правила расчета оборотного штрафа  и др.) свидетельствуют о либерализации законодательства. 

В 2013 году Правительством Российской Федерации были приняты новые нормативные правовые акты, имеющие значение для оценки  антимонопольным органом действий (бездействия) хозяйствующих субъектов на соответствие антимонопольному законодательству:

Правила подключения (технологического присоединения)  объектов  капитального строительства к сетям газораспределения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, определяющие порядок подключения (технологического присоединения)  к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов  капитального строительства;

Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения объектов капитального строительства.

При этом водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, отнесены Федеральным законом от 07.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий, что позволяет применять антимонопольное законодательство без проведения анализа конкуренции на  товарном рынке водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

В тексте Федерального закона «О защите конкуренции» (с 06.01. 2012 г.) появилась новая статья 18.1, предусматривающая ускоренную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд). Таким образом, законодателем предусмотрен еще один внесудебный механизм реализации защиты прав участников конкурсов, аукционов, запросов котировок и других торговых процедур.

 

 

Вопрос: чаще всего, наверное, граждане сталкиваются с фактом ограничения конкуренции, когда приходят на обычный рынок. Стоит множество торговцев, но цены у всех одинаковые. Вряд ли это можно назвать совпадением. Предусмотрены ли какие-то меры в отношении таких вот мелких предпринимателей? 

Заключение соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товара на одном товарном рынке, соглашения в  устной или письменной форме, а также  осуществление действий по его реализации  нарушает запрет, установленный частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в случае, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению  или поддержанию цен (тарифова), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Закон «О защите конкуренции»  определяет  понятие признаков ограничения конкуренции. Установленный статьей 11.1 Закона «О защите конкуренции» запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов предусматривает наличие определенных условий, изложенных в данной норме закона, и последствий, к которым приводят запрещенные согласованные действия хозяйствующих субъектов. При отсутствии  признаков согласованных действий, ограничения конкуренции, определенных Законом «О защите конкуренции», нет нарушения антимонопольного законодательства.

В часть 1 статьи 8 Закона «О защите конкуренции» в той редакции Федерального закона от  06.12.2011 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения, несоблюдение которых не позволяет считать действия хозяйствующих субъектов согласованными.

Согласно действующей редакции части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

Таким образом, согласно новой редакции части 1 статьи 8 Закона «О защите конкуренции», к числу согласованных могут быть отнесены лишь такие действия хозяйствующих субъектов, о совершении которых их участники были заранее информированы в связи с публичным заявлением одного из них о планируемом их совершении.

С учетом изменения норм Закона «О защите конкуренции», для признания антимонопольным органом действий хозяйствующих субъектов согласованными, нарушающими статью 11.1 Закона о защите конкуренции, необходимо наличие такого объективного критерия, как публичное заявление одного из участников указанных действий о планируемом совершении таких действий, что избавило бы их от необходимости заключения соглашения в письменной или устной форме.

В рассматриваемом случае продавцы, установившие одинаковую цену товара, не заключают соглашение об установлении  или поддержании цен товара, скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок. Их действия также не подпадают под критерии, установленные частью 1 статьи 8 Закона «О защите конкуренции» (в действующей редакции закона).

 

Вопрос:  Часто ли возникают ситуации, когда антимонопольное законодательство нарушается не по злому умыслу, а просто по незнанию закона? На какие аспекты следует обратить внимание руководителям предприятий и бизнесменам, чтобы не попадать в поле зрения Вашего ведомства? 

В отличие от уголовного права, антимонопольное законодательство не содержит требований обязательного установления формы вины, в том числе так называемого «злого умысла» лица, допустившего нарушение закона. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

Часто встречаются ситуации, когда лица, в действиях (бездействии) которых установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, «по-своему» толкуют нормы действующего законодательства, оправдывая тем самым допущенное нарушение.  

Полагаю, что всем лицам, в том числе занимающимся предпринимательской деятельностью,  прежде чем принять  решение об осуществлении  каких-либо действий (о бездействии),  следует убедиться, что данное решение, действия (бездействие) не повлечет ущемления чьих-либо интересов,  не ограничит конкуренцию, не является недобросовестной конкуренцией, то есть не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.