Доклад ведущего эксперта Астраханского УФАС России на заседании региональной рабочей группы

26 марта 2015 года главный федеральный инспектор по Астраханской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Стеценко А.Н, провёл заседание региональной рабочей группы по контролю за ходом реализации приоритетных национальных проектов по вопросам реализации на территории региона Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в 2014 году. От Астраханского УФАС России в работе заседания принимал участие ведущий эксперт управления Маслов Н.А. Выступление Маслова Н.А. о работе Астраханского УФАС России по контролю за реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и предложение в протокол заседания рабочей группы прилагается.

 

 

 

        О работе Астраханского УФАС России по контролю за реализацией Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в Астраханской области           

 

        Осуществляя контроль за реализацией Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», Астраханское УФАС России в 2014 году возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГБУ Управление  «Астраханьмелиоводхоз» по п. 6 ч. 1 ст 10 закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения,   в виде экономически, технологически и иным образом необоснованного установления  разной стоимости 1 м3 воды семи сельхозпроизводителям Харабалинского района.    

     В результате рассмотрения данного дела  Управлению  «Астраханьмелиоводхоз» выдано предписание о прекращении нарушения, которое исполнено, но в настоящее время оспаривается в арбитражном суде, т. к. Астраханское УФАС  рассматривает вопрос о возбуждении в отношении нарушителя административного производства.

       С выходом Федерального закона № 381- ФЗ «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (закон о торговле),  Астраханское УФАС России осуществляет контроль за деятельностью торговых сетей  и поставщиков продовольственных  товаров в части соблюдения антимонопольного законодательства.

      Статьей 9 ч. 5  данного закона 381-ФЗ запрещаются вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне (24 наименования), установленном постановлением Правительства Российской Федерации №  530 от 15.07.2010г..         Данный запрет относится как к продавцам, так и к поставщикам социально значимых продовольственных товаров.

      Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований  данной статьи закона в виде административного штрафа:

     - для должностных лиц -от 20 до 40 тыс. рублей;

     -  для юридических лиц — от 1 до 5 млн. рублей.

       Однако административная практика показывает, что при выявлении подобных нарушений данного закона, контролирующие органы зачастую сталкиваются с невозможностью привлечь к административной ответственности нарушителей, в связи с истечением срока давности нарушения, так как согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев. Считаем, что срок давности для таких нарушений нужно продлить.

        В Астраханской области насчитывается 12 торговых сетей.  

         Управлением ежегодно планируются и проводятся 1- 2 проверки торговых сетей. Плановые проверки таких хозсубъектов по соблюдению закона 381 -ФЗ разрешается проводить  1 раз в год.

         Внеплановые проверки предусмотрены только при поступлении жалоб или поручений прокуратуры.

                 За 2014 год и 3 месяца 2015 года жалоб о нарушении законодательства об основах торговой деятельности в Астраханское УФАС России не поступало, нарушений  АМЗ в результате 2-х проведённых проверок   не установлено.

      С введением в отношении Российской Федерации известных экономических  санкций со стороны государств ЕС, УФАС совместно с органами власти и правоохранительными органами, в 2015 году усилило контроль за соблюдением поставщиками и торговыми сетями- реализаторами социально значимых продовольственных товаров законодательства о торговле. Совместными рабочими группами проведено три проверки.

     Кроме того, в 2015 году Астраханским УФАС проверены договоры всех торговых сетей с поставщиками Астраханской  сельскохозяйственной продукции на предмет соответствия требованиям Федерального закона  № 381- ФЗ «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Пока  нарушений не выявлено.

       В настоящее время специалистами УФАС и прокуратуры Астраханской области проводится проверка договора на поставку молока и молочной продукции, заключённого между поставщиком  ООО «Профессор Белов» и  торговой сетью ООО «Тандер» на соответствие требованиям  законодательства о торговле и АМЗ.

          Нарушений законодательства о контрактной системе  среди  участников реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства ...» Астраханским  УФАС России не установлено.

      В 2015 году Астраханским УФАС России принят к исполнению План мероприятий ФАС России по совершенствованию существующей системы субсидирования сельхозпроизводителей, направленный на обеспечение условий конкуренции при предоставлении субсидий, на период 2014-2015 г.г.      (приказ ФАС № 627/14  от 08.10.2014)

 

Предложение в протокол заседания : Внести изменение в ст. 4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение п. 5  ст. 9 Федерального закона от 28 12.2009 № 381- ФЗ «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» вместо 2-х месяцев - 1 год.