Выступление ведущего эксперта Астраханского УФАС России Маслова Н.А. на круглом столе ОНФ на тему:«СТРАНА ЖИВЁТ, КОГДА РАБОТАЮТ ЗАВОДЫ»

 

       Уважаемые члены ОНФ, уважаемые присутствующие!

  Я, как представитель федеральной антимонопольного органа (ФАС России), основной задачей которого является поддержание и развитие конкуренции в стране, тему сегодняшнего круглого стола немножко бы расширил, добавив два слова, чтобы она звучала бы вот так: « СТРНА ЖИВЁТ, КОГДА РАБОТАЮТ ЗАВОДЫ И РАЗВИВАЕТСЯ КОНКУРЕНЦИЯ».

       Ведь только при хорошо развитой конкуренции могут быть хорошо развиты и сельское хозяйство и промышленность и, в целом, вся экономика страны, а отсюда высокий уровень благосостояния народа.

       Развитию конкуренции в стране большое внимание уделяют и Президент Российской Федерации В.В. Путин и Правительство Российской Федерации.

         Деятельность органов государственной власти в РФ по развитию конкуренции осуществляется в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») под названием «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. « 2579-р .

           В рамках исполнения «дорожной карты» проект Стандарта развития

конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - Стандарт) был разработан автономной некоммерческой органюациёй                                                агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее - Агентство стратегических инициатив) при участии Минэкономразвития России и ФАС России.

С т а н д а р т одобрен Правительством Российской Федерации (поручение от

02.04.2014 № ИШ-П13-2189). Он позволяет выработать единообразный подход к развитию конкуренции во всех субъектах Российской Федерации, но при этом не устанавливает жестких границ, в которых регионы должны развивать конкуренцию.

     Подобный формат позволяет учитывать как территориально-географические особенности региона, так и его социально-экономическое положение.

     В соответствии с принятым решением Правительства Российской Федерации

Стандарт развития конкуренции внедрялся в 2014 году в шести пилотных регионах России: Республике Татарстан, Хабаровском крае, Волгоградской, Нижегородской иУльяновской областях, г. Санкт-Петербурге. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 04.11.2014 № 705, а также в соответствии с«дорожной картой» с 2015 года работа по внедрению Стандарта распространяется на все регионы Российской Федерации. В рамках Стандарта субъектами Российской Федерации были подготовлены региональные доклады о состоянии конкуренции.

     Информация о результатах внедрении Стандарта в 2-14 году и содействии со

стороны заинтересованных федеральных структур приведена в Докладе ФАС России и размещена на её сайте в сети Интернет.

      Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2014 г. № 705Перечень направлений для оценки эффективности деятельности высшихдолжностных лиц (руководителей высших исполнительных органовгосударственной власти) субъектов Российской Федерации по созданиюблагоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276, дополнен направлением «Содействие развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».

    Таким образом, данное направление будет учитываться при ежегодном построении рейтинга глав субъектов Российской Федерации.

         В 2015 году в рамках реализации мероприятий «дорожной карты» планируется продолжение реализации мер по внедрению лучших практик развития конкуренции в субъектах РФ, успешно реализующих Стандарт развития конкуренции.

        

    В регионах внедрение Стандарта осуществляется на основании соответствующего решения высшего должностного лица субъекта РФ.

     Информация о документе по внедрению Стандарта, в процессе выполнения его требований  факту их выполнения, размещается не реже одного раза в квартал в отдельном блоке на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ по содействию развития конкуренции в регионе и интернет-портале субъекта РФ, созданном с целью представления инвестиционных возможностей региона.

Что ещё должно быть разработано (создано):

         уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ по содействию развития конкуренции в регионе с соответствующими полномочиями по формированию приоритетных социально значимых рынков, разработке плана мероприятий («дорожной карты»), взаимодействию с исполнителями мероприятий и субъектов предпринимательской деятельности и общественности , проведению мониторингов, освещение в СМИ;

            коллегиальный орган при губернаторе области по рассмотрению вопросов содействия развитию конкуренции, в который должны входить представители заинтересованных структур, в том числе представители общественности, потребители товаров, работ, услуг, уполномоченных по защите прав человека, предпринимателей, эксперты. Материалы заседаний этого органа должны публиковаться для общего обозрения;

            план мероприятий («дорожная карта») по содействию развития конкуренции по каждому приоритетному рынку;

           ежегодный доклад уполномоченного органа губернатору на основании мониторинга  о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг субъекта РФ, содержащий определённые положения:

           механизм общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;

           механизм информирования субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг.

 

         Приоритетные товарные рынки Астраханской области

 

  Для отраслевых мероприятий, направленных на развитие конкурентной среды на следующих социально значимых товарных рынках;

1.      Рынок услуг дошкольного образования. (Минобр.АО).

2.     Рынок медицинских услуг.(Минздрав АО).

3.     Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства.(Мин.ЖКХ АО).

4.     Рынок розничной торговли.(Минэк АО).

5.     Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом.(МинпромАО)

6.     Рынок услуг связи.(АГ. Связи и массов. Коммун.АО).

   Целевые показатели, на достижение которых направлены      мероприятия «дорожной карты» Астраханской области на 2014-2016 гг.

        

         Для системных мероприятий, направленных на развитие конкурентной среды в регионе.

 

1.     Развитие конкуренции при осуществлении процедур закупок.

          Доля государственных заказов (по стоимости) , размещённых на открытом конкурсе или аукционе с участием субъектов малого и среднего бизнеса, от общего числа госзауазов в субъекте РФ к 2016 году должна составлять не менее 25%.

2.     Совершенствование процессов управления объектов государственной собственности субъекта РФ.

           Отношение числа приватизированных за период 3013-2016 гг. имущественных комплексов государственных унитарных предприятий к общему числу государственных унитарных предприятий, осуществлявших свою деятельность в период 2013-2016 гг., в субъектах РФ к 2016 году должно составить не менее 75%.

 

Критерии, по которым оценивается уровень развития конкуренции в регионе:     

   

 

1. Группа показателей «Макроэкономические показатели, характеризующие состояние конкурентной среды в регионах РФ». Принималось во внимание, что относительно большее число ХСХСи лучшая динамика появления на рынке новых ХС косвенным образом свидетельствуют о более лучшем состоянии конкурентной среды в регионе.

    Вспомогательные ранги формировались по показателям:

- Количество хозяйствующих субъектов (нормировалось на численность

населения);

 - количество вновь образованных хозяйствующих субъектов за предыдущий календарный год (нормировалось на численность  населения, показатель введен с 2015 года);

- прирост (уменьшение) общего числа хозяйствующих субъектов за предыдущий год, % (показатель введен с 2015 года);

2. Для оценки состояния законности в сфере защиты конкуренции использовались показатели «Количество заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, поступивших в территориальные органы

ФАС России от граждан и организаций в расчете на одного хозяйствующего

субъекта» и «Количество дел о нарушении антимонопольного законодательства,

возбужденных территориальными органами ФАС России в расчете на одного

хозяйствующего субъекта».

      Указанные показатели рассчитывается на основе данных ведомственной

периодической отчетности ФАС России за соответствующий отчетный период.

Большее число заявлений о возможных нарушениях и ограничениях конкуренции (котооые можно рассматривать как своеобразные отзывы заинтересованных лиц о состоянии конкуренции), а также большее число возбужденных дел о нарушениях могут свидетельствовать о худшем состоянии конкурентной среды на территории.

3. Для оценки состояния конкуренции на сопоставимых товарных рынках

использовались результаты анализа состояния конкуренции отдельных товарных рынков за 2013-2014 гг., проведенных ФАС России27. По каждому из

проанализированных рынков рассчитываются показатели рыночной концентрации- индекс Герфиндаля-Гиршмана (НШ) и индекс концентрации (CR3). Для этих рынков предполагается оптимальным состояние с высокой степенью конкуренции, отклонение от этого состояния считается ухудшением состояния конкурентной среды, что отражается путем начисления штрафных баллов.

4. Результаты опроса Росстатом хозяйствующих субъектов о состоянии

(конкурентной среды в ряде отраслей: строительство; розничная торговля (введено   в расчет с 2015 года); оптовая торговля (введено в расчет с 2015 года).

 

    Сегодня в Астраханской области дело дальше принятия решения о создании ответственного органа за развитие конкуренции и направления писем в структуры администрации, не сдвинулось.

    На основании проведённого ФАС России рейтинга Астраханская область по развитию конкуренции занимает последнее 82-е место среди всех регионов РФ.

 

     Астраханское УФАС России, выполняя поручение Руководителя ФАС России, активно содействует структурным подразделениям администрации Астраханской области в изучении и оценки наиболее социально значимых товарных рынков, в выработке мероприятий по реализации Стандарта развития конкуренции, в выявлении и устранении административных барьеров и недобросовестной конкуренции в сферах деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в предоставлении рекомендаций в выборе приоритетных товарных рынков, нуждающихся в защите и развитии конкуренции и в др. вопросах.

   Основная задача антимонопольного органа используя рычаги антимонопольного законодательства, содействовать региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления в развитии и защите конкуренции на товарных рынках.

       Задача же органов государственной власти Субъекта Федерации развивать конкуренцию путём создания благоприятных условий, обеспечения реализации системного единообразного подхода к развитию конкуренции, формирования прозрачной системы работы региональных органов, создания поддержки,  стимулов и условий для развития и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства.