Пресс-конференция на тему:«Недискриминационный доступ к инфраструктуре дома. Развитие рынка сетей связи»
Сегодня в Астраханском УФАС России состоялась пресс-конференция руководителя. На ней присутствовали представители СМИ Астрахани. Николай Меркулов изложил тему пресс-конференции, в заключении ответил на многочисленные вопросы присутствующих.
В Астраханское УФАС России поступило заявление от филиала ОАО «МТС» в Астраханской области (далее по тексту – заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства ООО УК «Стрела», выразившегося в ограничении доступа к оборудованию, принадлежащему ОАО «МТС», расположенному в жилом доме по адресу: г. Астрахань, ул.Бориса Алексеева, д.32 и предложении ООО «УК «Стрела» заключить возмездный договор на размещение сетей и оборудования в данном жилом доме.
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» указало, что не имеет возможности осуществлять обслуживание оборудования связи без внесения соответствующей платы управляющей компании. Оборудование связи размещено в местах общего пользования жилого дома на основании договоров об оказании телематических услуг и услуг по передаче данных по сетям фиксированной связи, заключённых между жильцами этих домов (собственниками квартир) с ОАО «Мобильные ТелеСистемы». ООО «УК «Стрела» создаются препятствия в доступе ОАО «Мобильные ТелеСистемы» к принадлежащему ему оборудованию для его обслуживания, устранения неисправностей и проведения работ по модернизации сети, путём требования о заключении возмездного договора и взимания платы с оператора связи соответствующей платы.
Данная жалоба отвечает установленным статьей 44 Закона о защите конкуренции признакам заявления о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения названного заявления Астраханским УФАС России в отношении ООО «УК «Стрела» в соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции (приказ руководителя Управления от 06.12.2013 № 340-п) было возбуждено дело № 52-К-03-13 по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
Исходя из пояснений ОАО «Мобильные ТелеСистемы» следует, что для размещения оборудования, необходимого для оказания услуг связи абонентам, проживающим в многоквартирных домах, используются следующие технические помещения многоквартирных домов: технические этажи; чердаки, кровля; электрические щитки, расположенные на лестничных площадках; подвалы (в случаях, если оптоволоконные кабели подведены к домам с помощью кабельной канализации).
В материалы дела ОАО «МТС» представило акты о воспрепятствовании доступу сотрудников ОАО «МТС» на территорию (в подъезды) жилого дома расположенного по адресу: г.Астрахань, ул.Б.Алексеева, д.32 от 23.10.2013, 31.10.2013. Указанные акты составлены сотрудниками ОАО «МТС» Любченко В.Е., Бекмухановым В.Т. осуществляющими ремонт и обслуживание оборудования связи и подписаны директором ООО УК «Стрела» Русановой Н.С. В актах указано, что сотрудникам ОАО «МТС» воспрепятствовано в доступе на территорию (подъезд №4, подъезд №2) многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: ул. Б.Алексеева, д.32, в связи с отсутствием договора и оплаты.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2.3 указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Протоколом от 01.10.2012 г. №4 общего собрания собственников дома по адресу г.Астрахань, ул.Бориса Алексеева, д.32, к.А (протокол от 01.140.2012 г. №4), принято решение выбрать в качестве обслуживающей организации ООО УК «Стрела».
Установлено, что между ООО «УК «Стрела» и собственниками дома 01.01.2013 был заключен договор на техническое обслуживание многоквартирного дома по адресу: г.Астрахань, ул.Бориса Алексеева, д.32 с целью оказания услуг и выполнения работ по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту общего имущества (непосредственно мест общего пользования, инженерного оборудования, предназначенного для обслуживания более одной квартиры, придомовой территории) согласно правил обслуживания многоквартирного дома в пределах финансирования, осуществляемого «Заказчиком».
Вместе с тем, законодательством, установлен следующий порядок определения лица уполномоченного на заключение договоров на эксплуатацию общедомового имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1. помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2.иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3.крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном до с за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещение
4.земельный участок, на котором расположен данный, дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Частью 1 статьи 44 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. .
В свою очередь, на основании части 2 статьи 44-ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений - в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, а так же принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определённых решением общего собрания.
Указанные решения, в силу части 1 статьи 46 ЖК РФ принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Необходимо отметить, что ООО УК «Стрела» не представлено доказательств о волеизъявлении собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Астрахань, ул.Б.Алексеева, д.32 на предоставление доступа в технические помещения (чердаки, кровля, подвалы), ресурсоснабжающим и иным организациям, осуществляющим обслуживание инфраструктуры на платной основе.
Таким образом, право ООО УК «Стрела» на заключение указанных выше договоров и взимание платы не подтверждается материалами дела.
Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ПС РФ) публичным договором признается договор, заключённый коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, в том числе договор оказания услуг связи.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 07.07.2003 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого - в соответствии с гражданским законодательством, и правилами оказания услуг связи.
Частью 1 статьи 45 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.
Таким образом, указанными выше положениями ГК РФ и Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» гражданам Российской Федерации предоставлено право пользования услугами связи, а на операторов связи, в свою очередь, возложена обязанность по их оказанию всем кто к ним обратится.
Оператору связи для оказания услуг связи абонентам, находящимся в многоквартирных домах, необходимо иметь, размещенное оборудование связи в технических помещениях данных многоквартирных домов. Из пояснений оператора связи следует, что оборудование связи, размещенное в технических помещениях многоквартирных домов, требует регулярного обслуживания и проведения ремонтов, с непосредственным физическим вмешательством специалистов операторов связи. Без наличия исправного оборудования связи в технических помещениях, многоквартирного дома, оказание услуг связи абонентам, проживающим в данном многоквартирном доме, невозможно,
В соответствии с пунктом 3.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила эксплуатации жилищного фонда) вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
В соответствии с пунктом 5.6.24 Правил эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечивать беспрепятственный допуск работников предприятий связи на крыши и чердачные помещения.
Таким образом, управляющая организация не вправе создавать оператору связи какие-либо препятствия в доступе к оборудованию связи, расположенному в технических помещениях многоквартирных домов, однако, учитывая возложенные на управляющую организацию обязательства по содержанию общего имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии, а также требования Правил эксплуатации жилищного фонда, доступ работников оператора связи к техническим помещениям многоквартирных домов возможен в присутствии сотрудников управляющей организации.
В письме от 24.10.2013 г. Исх.№24*10/13 ООО УК «Стрела» предложила ОАО «МТС» заключить договор о размещении оборудования связи по адресу: г.Астрахань, ул.Б.Алексеева, д.32.
Само по себе наличие договора между оператором связи и управляющей организацией, который регулирует порядок предоставления доступа к техническим помещениям многоквартирных домов, не нарушает норм действующего законодательства.
Однако в силу требований пункта 5.6.24 Правил эксплуатации жилищного фонда управляющая организация не вправе создавать оператору связи какие-либо препятствия доступа к техническим помещениям многоквартирных домов, где расположено оборудование связи.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
- доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
В рамках рассмотрения дела № 52-К-03-13 в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.12.2007 №447, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 №5 (далее - Регламент), в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 03.09.2010 № 220 (далее - Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению доступа к общему имуществу в многоквартирном доме, расположенном по адресу г.Астрахань, ул.Б.Алексеева, д.32 в период с 01 октября 2012 г. по 01 января 2014 г. в целях установления доминирующего положения ООО УК «Стрела».
.
По результатам анализа установлено, что ООО УК «Стрела» не вправе требовать от оператора связи плату за доступ к общему имуществу в многоквартирном доме, расположенном по адресу г.Астрахань, ул.Б.Алексеева, д.32, при отсутствии надлежащим образом оформленных решений собственников жилых помещений о взимании платы за доступ к линиям связи.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, взимание платы ООО УК «Стрела» за доступ к общему имуществу в многоквартирном доме, расположенном по адресу г.Астрахань, ул.Б.Алексеева, д.32, фактически создает оператору связи препятствия в доступе к оборудованию связи, расположенному в технических помещениях многоквартирных домов, что нарушает пункт 5.6.24 Правил эксплуатации жилищного фонда, а так же создает в нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» для оператора связи препятствия доступу на рынок оказания услуг связи.
Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, не усматривается.
3.1. в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания устранить нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем обеспечения беспрепятственного доступа ОАО «МТС» к общему имуществу в многоквартирном доме, расположенном по адресу г.Астрахань, ул.Б.Алексеева, д.32 для оказания услуг связи;
3.2. сообщить об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение, представив документы, свидетельствующие об исполнении предписания.
4.Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
5.Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.