Доклад ведущего эксперта Астраханского УФАС России на заседании рабочей группы

Выступление

        ведущего эксперта Астраханского УФАС России Маслова Н.А. на           заседании рабочей группы Астраханскрго Регионального отделения ОНФ «За Россию»

              Уважаемая Наиля Зинуровна ! Уважаемые члены рабочей группы !

 

      Вопросы сегодняшнего заседания рабочей группы Регионального отделения Общероссийского народного фронта Астраханской области формировались совместно с Астраханским УФАС России. Состояние и проблемы рыбной отрасли в Астраханской области всегда были в центре внимания антимонопольной службы. Участие ФАС России, её территориальных органов отражены в федеральном законодательстве Российской Федерации в постановлениях Правительства Российской Федерации, руководяших документах ФАС России. Это и Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и постановления Правительства РФ № 264, № 986,№ 1086, № 136, № 602.№ 450 и др.

    Данными нормативными актами определены функции антимонопольного органа по контролю за соблюдением федерального законодательства государственными органами власти, органами местного самоуправления , хозяйствующими субъектами в части защиты и развития конкуренции  в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Это: - обеспечение равного доступа к промышленному и любительскому рыболовству хозяйствующих субъектов и граждан;

–       устранение административных барьеров на рынках рыболовства и рыбоводства;

–        выявление и устранение нарушений антимонопольного законодательства, допускаемых участниками деятельности в области рыболовства и рыбоводства;

–        выработка предложений по совершенствованию законодательства в части обеспечения конкурентных условий хозяйствования в рыбной отрасли;

–        проведение мероприятий по адвокатированию конкуренции с участием субъектов рыбохозяйственной деятельности и местных органов власти. 

    Более того, одной из тем общероссийской специализации Астраханского УФАС России является тема:    «Рынок добычи, переработки водных биологических ресурсов», по итогам реализации которой мы ежегодно отчитываемся перед специальной комиссией Центральным аппаратом ФАС  России, которая оценивает работу управления по данной теме о бальной системе. Я являюсь ответственным исполнителем данной темы. По итогам 2014 года наше управление получило оценку в 8 баллов из 10 возможных.

             Как правило, работа антимонопольного органа в части контроля за соблюдением  антимонопольного и «рыбного» законодательства заключается в  в рассмотрении жалоб  рыболовецких предприятий на действия или бездействия организатора конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.

        Организатором проведения такого конкурса и субъектом, заключающим договор с победителем конкурса,  является  Агентство по рыболовству и рыбоводству Астраханской области в лице его руководителя.

     На организатора конкурса также  возложены функции по разработке конкурсной документации формирования конкурсной комиссии и проведение процедуры конкурса в соответствии с вышеуказанными   Правилами.

     В целом, в 2014 году конкурсы  проведены в соответствии с действующими Правилами и с победителями  заключены соответствующие договоры.

      Однако не все конкурсы проведены гладко, без нарушений установленных норм действующих законов и правил.

     В прошлом году в Астраханское УФАС России поступило на рассмотрение 7 жалоб на организатора конкурса, из которых 5 жалоб были признаны обоснованными и 2   необоснованными.

    Так, обоснованными были признаны 3 жалобы, поступившие от СПК «Кировский рыбзавод», 1 жалоба СПК «Оранжереинские деликатесы» и 1 жалоба ООО «Холодильник Володарский».

        По всем жалобам комиссией Астраханского УФАС России были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения обоснованных жалоб организатору конкурса были выданы предписания об отмене результатов конкурса по оспариваемым лотам и о проведении повторного рассмотрения заявок участников конкурса в соответствии с действующими Правилами. Одна жалоба ООО «Холодильник Володарский» и жалоба РК «Красная звезда» были признаны необоснованными.

    Основными нарушениями, допущенными организатором конкурсов были:

- неправомерное отклонение заявок отдельных участников:

- неправомерный допуск к участию в конкурсе отдельных участников:

- неверное начисление баллов по таким критериям, как  «возможный суточный объем выпуска готовой рыбной продукции», «средняя численность работников, работающих у заявителя последние 4 года».

     Основными причинами недопуска заявителей к участию в конкурсах являлись:

             - отсутствие в прилагаемых к заявке документов, предусмотренных п.п. 27                     и   28 Правил;

- наличие недостоверных сведений: в документах, подтверждающих, среднюю численность работников, работающих у заявителя последние 4 года, в документах, подтверждающих наличие у заявителя права собственности или аренды на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов и  в документах, подтверждающих возможный суточный объем выпуска готовой рыбной продукции.

   Четыре решения и предписания Астраханского УФАС России, выданные организатору конкурса были оспорены в Арбитражном суде, однако все судебные по ним решения были приняты в пользу антимонопольного органа.

   По состоянию на сегодняшний день жалоб о нарушении антимонопольного законодательства в управление не поступало

    Учитывая ситуацию, сложившуюся в области с рыбопромысловыми участками, с освоением квот рыбодобывающими организациями, с хранением, транспортировкой и переработкой рыбной продукции, с воспроизводством аквакультуры, несовершенством действующего законодательства в рыбной отрасли, участившимися случаями нарушения конкурентного законодательства , Астраханское УФАС России 21 ноября 2014 года организовало и провело семинар-совещание с заинтересованными властными, контролирующими и хозяйствующими структурами региона на тему; «Соблюдение законодательства Российской Федерации о рыболовстве и рыбоводстве субъектами  рыбного хозяйства  в Астраханской области и выработка предложений по его совершенствованию».

       Участники семинара обсудили проблемные вопросы, связанные выделением рыбопромысловых участков, с освоением квот на вылов биоресурсов, с необходимостью внесения изменений и дополнений в нормативные акты в области рыболовства и рыбоводства, с подготовкой в нормативные акты конкретных предложений.

     На семинаре серьёзной критике подверглись  Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утверждённые  Постановлением Правительства РФ от 14.08.2008 №264.

    В них участники семинара усмотрели нарушение принципа «равные условия» для участников конкурса, отсутствие права у организатора конкурса проверять информацию, предоставляемую заявителями, что не позволяет обеспечить между ними  добросовестную конкуренцию и что даёт им основания для обжалования результатов конкурса, содержание в п.12 Правил признаков коррупционной составляющей и др. Была также отмечена необходимость проведения ревизии актов, регулирующих отношения в сфере проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка и приведение их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и антимонопольным законодательством. Астраханские рыбаки также предложили  законодательно придать Волго-Каспийскому рыбохозяйственному району особый статус, права и правила рыбодобычи, учитывая его уникальность.

         Все предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации,   регулирующее рыбохозяйственную деятельность, рекомендовано проработать и обобщить Астраханскому УФАС России и направить в ФАС России для рассмотрения  и дальнейшего продвижения в законодательные органы.

         Мы сегодня должны выработать предложения по внесению изменений в действующий закон № 166-ФЗ в части его адаптации к условиям рыболовства и рыбоводства в Астраханской области, а также в местные правила промышленного и любительского рыболовства в части полномочий субъекта Российской Федерации. Затем эти предложения мы направим в соответствующие компетентные в т. ч. законодательные органы.