• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Доклад к Публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Астраханского УФАС России за 3 квартал 2018 года в сфере контроля соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Результаты деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля   соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок во втором  квартале 2018 года

 

В третьем квартале 2018 года в порядке статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Астраханское УФАС России (далее также — Управление) поступила 131 жалоба на действия заказчиков и созданных ими комиссий, из которых 14 жалоб были возвращены в связи с нарушением подателями жалоб требований частей 8-10 статьи 105 Закона о контрактной системе, касающихся порядка оформления жалоб.

На основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе 13 жалоб отозваны самими заявителями.

Из 104 рассмотренных жалоб обоснованными признаны 35 жалоб, а 69 – необоснованными. По результатам их рассмотрения антимонопольным органом было выдано 15 предписаний. Все выданные предписания исполнены.

Помимо рассмотрения жалоб и проведения в связи с их рассмотрением внеплановых проверок Астраханским УФАС России на основании обращений, поданных в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе, было проведено 34 внеплановых проверки, по результатам которых было выявлено 25 закупок, осуществление которых проведено с нарушением Закона о контрактной системе. По результатам проведения внеплановых проверок антимонопольным органом были выданы 2 предписания, которые были исполнены.

 

Основными нарушениями Закона о контрактной системе в отчетном периоде явились:

- установление заказчиками избыточных требований к закупаемым товарам и установление в связи с этим таких требований к оформлению заявок на участие в закупках, соблюдение которых участниками закупки возможно лишь в случае приобретения товара до подачи заявки;

- неправомерное признание заявок на участие в закупке несоответствующими требованиям документации о закупке и отстранения подавших такие заявки лиц от участия в закупке;

- установление заказчиками требований к закупаемым товарам, которым удовлетворяет продукция исключительно одного производителя;

- нарушение сроков размещения сведений и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, в единой информационной системе в сфере закупок.

 

Так, например, 04.09.2018 Астраханским УФАС России было принято решение № 360-РЗ-04-18, которым установлен факт нарушения государственным заказчиком ГКУ «Управление по капитальному строительству Астраханской области» пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Нарушение выразилось в том, что заказчиком объявив аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Икрянинском районе Астраханской области, не установил в качестве требования к участникам аукциона наличие лицензии на перевозки внутренним водным транспортом пассажиров, в то время как выполнение контракта предполагает перевозку на паромной переправе пассажиров. Указанное нарушение могло привести к заключению контракта с лицом, не имеющим законных оснований осуществлять перевозку пассажиров.

 

В третьем квартале 2018 года возбуждено 59 административных дел за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Вынесено постановлений о наложении административных штрафов по 59 делам на общую сумму 899 тыс. руб., взыскано 1 044 тыс. руб.[1]

 

В отчетном периоде в Управление от заказчиков поступило 11 обращений о включении сведений о лицах, уклонившихся от заключения либо исполнения государственных и муниципальных контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), из них 2 обращения  удовлетворены.

 

 

Результаты деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля   соблюдения статей 17, 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в первом квартале 2018 года

 

В 3-м квартале 2018 года Астраханским УФАС России было возбуждено 1 дело о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее также — Закон о защите конкуренции). Из них:

- по статье 17 — 1.

Указанное дело находится в стадии рассмотрения.

Нарушение выразилось в нарушении порядка определения победителя при проведении соответствующих торгов, приводящем к ограничению конкуренции.

Кроме того, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в 3-м квартале 2018 года Управлением было рассмотрено 16 жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Из поступивших в Управление жалоб обоснованными были признаны 9.

По итогам рассмотрения вышеуказанных жалоб было выдано 9 предписаний. Три предписания исполнены, 3 предписания находятся в стадии исполнения.

Так, например, по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Тавакаляна С.Г., поданной в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на действия организатора конкурса – Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области при проведении открытого конкурса на право «получения свидетельств об осуществлении перевозок по нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Астраханской области» — ЛОТ № 2 «№ 120 «Астрахань – поселок Кирпичного завода № 1», Астраханским УФАС России были установлены нарушения части 9 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данные нарушения привели к необоснованной выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по указанному маршруту регулярных перевозок лицу, которое не смогло подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

Во 2 квартале 2018 г. в Управление поступило 1 обращение о включении в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, однако оно было возвращено  заявителю в связи с несоответствием такого обращения пункту 5 Порядка ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра, утвержденного Приказом ФАС России от 14.04.2015 № 247/15.

За нарушение антимонопольного законодательства Управлением в отчетном периоде возбуждено 22 административных дела, наложено штрафов на сумму 240 тыс. руб. и взыскано штрафов на сумму 171 тыс. руб.[2]

 

[1]Данные о суммах административных штрафов в отчетном периоде указаны по состоянию на 14.09.2018

[2]Данные о суммах административных штрафов в отчетном периоде указаны по состоянию на 14.09.2018