Доклад о результатах деятельности Астраханского УФАС России в сфере защиты и недопущения ограничения конкуренции органами власти и местного самоуправления, контроля рекламной деятельности и недобросовестной конкуренции за 4 квартал 2019 года

Контроль рекламной деятельности

 

В течение 4 квартала 2019 года деятельность Астраханского УФАС России при выполнении функций по государственному контролю соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе осуществлялась по следующим основным направлениям:

предупреждение нарушений;

выявление нарушений;

пресечение выявленных нарушений.

С целью выявления нарушений Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» Астраханским УФАС России проводился мониторинг печатных и электронных средств массовой информации, наружной рекламы, рассматривались обращения физических и юридических лиц.

Во четвертом квартале 2019 года поступило 23 обращения от граждан и юридических лиц по признакам нарушения Закона о рекламе.

По результатам проведенных проверок и рассмотренных обращений в отчетном периоде было выявлено 6 фактов, указывающих на событие правонарушения, по итогам рассмотрения которых возбуждено 6 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, которые в настоящее время находятся в стадии рассмотрения. Кроме того, в четвертом квартале 2019 года принято 22 решения о признании рекламы ненадлежащей по делам, возбужденным в предыдущем периоде. Из 22 дел, рассмотренных в четвертом квартале 2019 года, все дела рассмотрены по обращениям физических лиц и организаций.

В отчетном периоде было возбуждено 25 и рассмотрено 23 дела об административных правонарушениях по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за аналогичный период 2018 года рассмотрено 15 дел). Астраханским УФАС России в четвертом квартале 2019 года наложено административных штрафов на сумму 772 000 тысяч рублей, вынесено 15 предупреждений.

Основная доля нарушений приходится на рекламу, распространяемую по сетям электросвязи, финансовых услуг, медицинских услуг.

В целях реализации деятельности по взаимодействию с органами власти, органами местного самоуправления, территориальными органами ФАС России и иными организациями по вопросам применения законодательства о рекламе в отчетном периоде Астраханским УФАС России осуществлялся обмен информацией с Управлениями Астраханской области: Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Федеральной налоговой службы, Федеральной миграционной службы.

При осуществлении регулярного взаимодействия с органами местного самоуправления, Астраханское УФАС России оперативно получало необходимую информацию о рекламораспространителях наружной рекламы от Управления муниципального имущества администрации города Астрахани.

В соответствии с правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, осуществлялось информационное взаимодействие с территориальными органами ФАС России.

В качестве примера распространения ненадлежащей рекламы приведу следующее.

1. Управлением установлено распространение в региональном эфире радиостанции в декабре 2018 года рекламы следующего содержания: «Золотое украшение — лучший подарок. В Санлайт вы найдете 60 ювелирных брендов и 20 тысяч дизайнов, золото Италии, бриллианты Якутии и всё, всё, всё со скидкой 50% до 31 декабря. Подробности в магазинах Санлайт».

Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно позиции Пленума ВАС РФ (п. 29 Постановления N 58) в связи с тем что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, то использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Из анализа текста спорной рекламы Комиссией установлено, что в тексте рекламы в используется сравнительная характеристика путем указания слова «лучший», при этом указание конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, а также ссылки на наличие объективного подтверждения данного сравнения не производится.

Вышеизложенное не способствует формированию у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Таким образом, в рекламе следующего содержания: «Золотое украшение — лучший подарок. В Санлайт вы найдете 60 ювелирных брендов и 20 тысяч дизайнов, золото Италии, бриллианты Якутии и всё, всё, всё со скидкой 50% до 31 декабря. Подробности в магазинах Санлайт» нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

    1. Управлением установлено размещение на опоре дорожного знака, расположенного в г. Астрахани, посредством стационарно-фиксированного выносного штендера рекламы следующего содержания: «Оздоровительный клуб «ПравИло» Оздоровление, правка тела. Развитие силы и выносливости. Коррекция фигуры. Похудение. Все виды массажа. Косметология. Красного Знамени 7».

В силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Данное предупреждение в печатных средствах массовой информации должно составлять не менее чем пять процентов рекламной площади.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья граждан РФ) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В соответствии с Отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", принятым и введённым в действие Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Согласно письменным пояснениям ИП Усаева И.Р. (вх. №6986 от 16.07.2019г.), устным пояснениям гр.Усаевой И.В. процедуры, направленные на лечение различных заболеваний (медицинские), им не осуществляются.

В соответствии с письмом ФАС России от 25.09.2017 N АК/65861/17 при отнесении рекламы к рекламе медицинских услуг или к рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации необходимо исходить из следующего.

Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 13.10.2017 N 804н (далее — Номенклатура).

При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 13.10.2017 года №804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» к медицинским услугам отнесены: А.21.01.001- общий массаж медицинский, А.21.01.002 - массаж лица медицинский, А.21.01.009 - массаж нижней конечности медицинский и т.д.

Однако, в спорной рекламе не содержится указания на возможность получения в физкультурно-оздоровительном клубе «ПравИло» медицинских услуг. В спорной Рекламе сообщается о предоставлении в клубе косметической услуги «массаж».

Таким образом, объектом рекламирования является косметическая услуга («массаж»), а не медицинская услуга («массаж»).

В соответствии с п. 8 ст. 2 Закон об охране здоровья граждан РФ лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

Согласно пояснениям рекламодателя физкультурно-оздоровительный клуб «ПравИло» не оказывает медицинских услуг. Фактически сообщение в Рекламе о возможности получения потребителем вышеуказанной медицинской услуги не соответствует действительности.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о Рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следовательно, в спорной Рекламе содержится информация, которая может ввести потребителей в заблуждение по поводу того, что в физкультурно-оздоровительном клубе «ПравИло» возможно получение медицинской услуги «массажа».

Таким образом, сообщение в Рекламе о возможности получения потребителями медицинской услуги «массаж» в физкультурно-оздоровительном клубе «ПравИло» приводит к введению потенциального потребителя Рекламы в заблуждение относительно возможности получения вышеуказанной услуги.

В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу о нарушении рекламодателем требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о Рекламе, выразившихся в распространении Рекламы, посредством стационарно-фиксированного выносного штендера, установленного на опоре дорожного знака, расположенного по адресу: г.Астрахань, ул.Красного Знамени, дом 7, содержащей недостоверные сведения о возможности получения медицинской услуги, что привело к искажению смысла информации и ввело в заблуждение потребителей рекламы.

Данный правовой подход подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Верховного Суда от 03.11.2016 №309-АД16-12149 по делу №А60-61180/2015, Определение ВАС РФ от 05.09.2013 N ВАС-11867/13 по делу N А19-14728/2012).

Согласно части 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно пункта 1 статьи 50 Закона о защите граждан РФ, а также информации, представленной Министерством здравоохранения Астраханской области (вх.№2103 от 0703.2019 года, 2503 от 19.03.2019 года) оздоровление и правка тела подпадают под понятие народной медицины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона о защите граждан РФ народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья.

Согласно пункта 2 статьи 50 Закона о защите граждан РФ право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Согласно материалам дела (вх.№2924 от 29.03.2019 года) лицензия на занятие народной медициной ИП Усаеву И.Р. не выдавалась.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

Однако, в нарушение части 3 статьи 19 Закона о рекламе Реклама распространена посредством стационарно-фиксированного выносного штендера, установленного на опоре дорожного знака, расположенного по адресу: г.Астрахань, ул.Красного Знамени, дом 7.

Таким образом, Реклама нарушает требования части 3 статьи 19 Закона о рекламе.

 

Результаты деятельности Астраханского УФАС России в сфере защиты и недопущения ограничения конкуренции органами власти и местного самоуправления за 4 квартал 2019 года

 

В четвертом квартале 2019 года Астраханским УФАС России (далее — Управление) дела по признакам нарушении статьи 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ не возбуждались.

За анализируемый период в Управление поступило 6 обращений от граждан и хозяйствующих субъектов о признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления Астраханской области.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в четвертом квартале 2019 года органам исполнительной власти и местного самоуправления Астраханской области было выдано 2 предупреждения об устранении нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области и ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития».

В настоящее время предупреждения находятся в стадии исполнения.

В четвертом квартале 2019 года Управлением принято 2 решения о нарушении ст. 15 Закона о защите конкуренции и 1 решение о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Нарушения по ст.ст.15, 16 Закона о защите конкуренции были выявлены на рынках холодного водоснабжения на территории МО «Володарский район» и предоставления земельных участков на территории МО «Город Ахтубинск».

 

Контроль недобросовестной конкуренции

 

В четвертом квартале 2019 года в Астраханское УФАС России поступило 7 заявлений о наличии признаков недобросовестной конкуренции.

В четвертом квартале 2019 года заявления о наличии признаков недобросовестной конкуренции рассматривались в отношении следующих рынков: реализация молочной продукции, реализация книг, предоставление медицинских услуг, предоставление похоронных услуг.

Заявления находятся в стадии рассмотрения.