• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Результаты деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в 3 квартале 2020 года

В период с 01.07.2020 по настоящее время в Астраханское УФАС России поступило 126 жалоб на действия заказчиков и созданных ими комиссий, из которых:

  • 13 жалоб возвращены в связи с нарушением требований ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) (ч.8, ч.9, 10 ст. 105 Закона о контрактной системе);

  • 5 жалоб отозваны.

Из 105 рассмотренных жалоб обоснованными признаны 48 жалоб, а 57 – необоснованными. По результатам их рассмотрения антимонопольным органом было выдано 41 предписание.

В период с 01.07.2020 по настоящее время Астраханским УФАС России было проведено 36 внеплановых проверок, по результатам которых было выявлено 27 закупок, осуществление которых проведено с нарушением Закона о контрактной системе, выдано 4 предписания.

За нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в отношении должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков было возбуждено 115 административных дел.

За указанный период по результатам рассмотрения 100 административного дела на лиц, привлекаемых к административной ответственности, был наложен административный штраф 1 315,9 тыс. руб., взыскано (оплачено) - 549 тыс. руб.

С 01.07.2020 года по настоящий момент в Астраханское УФАС России поступило 55 уведомления о заключении контрактов с единственным поставщиком в порядке ст.93 Закона о контрактной системе.

В отчетном периоде в Управление от заказчиков поступило 21 обращение о включении сведений о лицах, уклонившихся от заключения либо исполнения государственных и муниципальных контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), из них 4 обращения удовлетворены.

Основными нарушениями Закона о контрактной системе в данном периоде явились:

- описание таких объектов закупки, как лекарственные препараты, медицинские изделия, медицинская техника, дезинфицирующие средства с нарушением Закона о контрактной системе и без соблюдения соответствующих подзаконных нормативных правовых актов;

- установление заказчиками избыточных требований к закупаемым товарам и установление в связи с этим таких требований к оформлению заявок на участие в закупках, соблюдение которых участниками закупки возможно лишь в случае приобретения товара до подачи заявки;

- неправомерное признание заявок на участие в закупке несоответствующими требованиям документации о закупке и отстранения подавших такие заявки лиц от участия в закупке;

- установление заказчиками требований к закупаемым товарам, которым удовлетворяет продукция исключительно одного производителя;

- нарушение сроков размещения сведений и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, в единой информационной системе в сфере закупок;

- установление заказчиками неправомерных требований к составу первой и второй частей заявок на участие в аукционе.

Большинство из указанных нарушений допущено при закупках медицинского оборудования, благоустройству территории, строительству, капитальному ремонту.

Так, например, в Астраханское УФАС России поступила жалоба на действия муниципального заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт автодорожного моста.

По мнению Заявителя, аукционная документация на право заключения контракта на ремонт автодорожного моста не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2, части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ указано, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Комиссия, изучив размещенную на официальном сайте аукционную документацию и проектно-сметную документацию установила, что в разделе II «Ремонт опор №№2-7» «Ведомость объема работ» указаны работы по усилению стоек опор металлоконструкциями, которые включены в перечень работ раздела II Классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, утвержденный приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 №402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них».

Следовательно, Комиссия считает, что объект закупки относится к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.

При этом представитель Заказчика на рассмотрении жалобы не представил какие-либо доказательства того, что установленные в аукционной документации работы относятся к текущему ремонту.

Управлением же был сделан запрос в СРО «Астраханские строители» о том, относятся ли работы, отраженные в аукционной документации на право заключить контракт на ремонт автодорожного моста, к ремонту (текущему или капитальному).

Управлением получен ответ от СРО «Астраханские строители» о том, что работы, отраженные в аукционной документации, относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.

При таких обстоятельствах у Комиссии отсутствуют основания полагать, что работы, указанные в документации об аукционе, соответствуют работам по текущему ремонту дорог.

Таким образом, Заказчик, не установив требования в аукционной документации о наличии у участников закупки выписки СРО, нарушил положения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Допущенные Заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

Кроме того, Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее.

В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

При этом согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ линейные объекты это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Пунктом 2 (5) Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление № 99) установлено, что Заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки в случае проведения закупки на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Одновременно следует отметить, что Заказчик проводит закупку для обеспечения муниципальных нужд, а начальная (максимальная) цена контракта составила 45 043 565 руб.

Следовательно, заказчик в нарушение части 3, 4 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и Постановления №99 не установила в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки.

Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

 

Также В Астраханское УФАС России поступила жалоба на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств.

Податель жалобы полагает, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно извещению и аукционной документации объектом закупки является поставка дезинфицирующих средств.

Санитарные правила 3.5.1378-03.3.5. «Дезинфектология. Санитарноэпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003, устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.

Согласно пункту 3.2 СП 3.5.1378-03 для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации используют химические и биологические средства, оборудование, аппаратуру и материалы, допущенные к применению в установленном порядке, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минздрава РФ от 10.11.2002 №344 «О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей» с 1 января 2003 года организовано проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебнопрофилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей.

Таким образом, все дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, отвечают нормативно установленным требованиям к качеству и безопасности. Согласно пункту 3.6.3 СП 3.5.1378-03 выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.

Следовательно, согласно санитарным правилам определяющими характеристиками для дезинфицирующего средства в совокупности являются область его применения.

Данное требование нашло свое отражение в техническом задании.

Все без исключения дезинфицирующие средства на территории Российской Федерации проходят исследования, предрегистрационные испытания, регистрируются, сертифицируются на основе требований Руководства 4.2.2643-10.3.5 «Дезинфектология» (далее – Руководство).

В связи с этим на территории Российской Федерации действует единая установленная классификация дезинфицирующих средств, указанная в пунктах 4.1., 4.2. Руководства, в соответствии с которой и проводятся соответствующие исследования, испытания и регистрация. Если речь идёт о дезинфицирующих средствах, то, предъявляемые к ним требования определяются только данным руководством.

При регистрации дезинфицирующих средств в инструкциях по их применению прописывается индивидуальный рецептурный состав средства, на основе которого уже были произведены все необходимые исследования и испытания.

В связи с этим в инструкциях прописываются и утверждаются только конкретные режимы применения средств, эффективность рабочих растворов, функциональные и технические характеристики, такие как: назначение средства и основные режимы его применения; срок годности средства и рабочего раствора; активность средства в отношении различных инфекций и микроорганизмов; время обработки объектов обеззараживания; утвержденные концентрации применения рабочих растворов; упаковка, температура хранения, класс опасности и меры предосторожности.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что включение в аукционную документацию описания рецептуры дезинфицирующего средства (указано конкретное действующее вещество – перекись водорода), носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков, что в свою очередь, приводит к ограничению количества участников закупки.

Указание на отсутствие или обязательное наличие конкретного вещества, не являются функциональными характеристиками, а показывают только индивидуальный рецептурный состав.

Следовательно, аукционная документация включает в себя излишние требования к характеристикам дезинфицирующих средств.

Аналогичная правовая позиция согласуется с судебной практикой (постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 16.10.2019 по делу № А12-47043/2018).

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что такие действия Заказчика по описанию объекта закупки не соответствуют пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33, пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Указанные нарушения Заказчиком требований Закона о контрактной системе являются существенными и влекут необходимость выдачи предписания об устранении нарушений.