• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ДОКЛАД К ПУБЛИЧНЫМ ОБСУЖДЕНИЯМ ЗА 4 КВАРТАЛ 2020 ГОДА КОНТРОЛЬ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В течение 4 квартала 2020 года деятельность Астраханского УФАС России при выполнении функций по государственному контролю соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе осуществлялась по следующим основным направлениям:

предупреждение нарушений;

выявление нарушений;

пресечение выявленных нарушений.

С целью выявления нарушений Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» Астраханским УФАС России проводился мониторинг печатных и электронных средств массовой информации, наружной рекламы, рассматривались обращения физических и юридических лиц.

Во четвертом квартале 2020 года поступило 14 обращений от граждан и юридических лиц по признакам нарушения Закона о рекламе ( 19 обращений за аналогичный период прошлого года — снижение составило 26,3%).

По результатам проведенных проверок и рассмотренных обращений в отчетном периоде было выявлено 7 фактов (за аналогичный период прошлого года — 24; количество нарушений снизилось в 4 раза), указывающих на событие правонарушения, по итогам рассмотрения которых возбуждено 7 дел__ по признакам нарушения законодательства о рекламе, из них одно дело находится в стадии рассмотрения, а по 6-ти делам приняты решения о наличии нарушения рекламного законодательства. Кроме того, в четвертом квартале 2020 года принято 6 решений о признании рекламы ненадлежащей, по делам, возбужденным в предыдущем периоде. Из 6 дел, рассмотренных в четвертом квартале 2020 года, все дела рассмотрены по обращениям физических лиц и организаций.

В отчетном периоде было возбуждено 8 и рассмотрено 10 дел об административных правонарушениях по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за аналогичный период 2019 года рассмотрено 29 дел). Отмечается снижение количества нарушений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 3 раза. Астраханским УФАС России в четвертом квартале 2020 года наложено административных штрафов на сумму 112,5 тысяч рублей, вынесено 4 предупреждения; взыскано 688,3 тыс. рублей.

Основная доля нарушений приходится на рекламу, распространяемую по сетям электросвязи, финансовых услуг, медицинских услуг.

В целях реализации деятельности по взаимодействию с органами власти, органами местного самоуправления, территориальными органами ФАС России и иными организациями по вопросам применения законодательства о рекламе в отчетном периоде Астраханским УФАС России осуществлялся обмен информацией с Управлениями Астраханской области: Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Федеральной налоговой службы, Федеральной миграционной службы.

При осуществлении регулярного взаимодействия с органами местного самоуправления, Астраханское УФАС России оперативно получало необходимую информацию о рекламораспространителях наружной рекламы от Управления муниципального имущества администрации города Астрахани.

В соответствии с правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, осуществлялось информационное взаимодействие с территориальными органами ФАС России.

В качестве примера распространения ненадлежащей рекламы приведу следующее:

Во исполнение поручения ФАС России «Об использовании финансовыми организациями информации о наличии государственного участия» (вх.№ 2305 от 20.03.2020) 25 мая 2020 года специалистами Астраханского УФАС России обнаружено распространение рекламы в дополнительном офисе ПАО «МиН Банк», расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Кирова, 90, содержащей информацию о наличии признаков нарушения п.1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения материалов дела установлено следующее.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Распространенная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - распространяется посредством рекламных буклетов, распространяемых в дополнительном офисе ПАО «МиН Банк», расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Кирова, 90, и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, ипотечного кредитования, реализуемым ПАО «МиН Банк».

Объектом рекламирования являются финансовые услуги, в части предоставления ипотечного кредитования в ПАО «МиН Банк», в том числе посредством заявки онлайн от 7,6% годовых.

Согласно письменным пояснениям ПАО «МиН Банк» (вх. № 7391 от 14.08.2020), лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, а также рекламораспространителем, является ПАО «МиН Банк».

Таким образом, в силу п.п. 5, 6, 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодателем, рекламопроизводителем и реклакмораспространителем Рекламы является ПАО «МиН Банк».

Согласно пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно позиции Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г. (п. 29 Постановления N58) информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В вышеуказанном рекламном буклете с текстом «Как получить самую низкую ставку по ипотеке» отсутствует указание конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

При этом, русский словарь Ожегова С.И. поясняет, что употребление слова «самый» с прилагательным образует его превосходную степень.

А из толкового словаря Ефремовой Т.Ф. следует, что употребление слова «самый» образует превосходную степень прилагательных.

Однако, в спорной рекламе отсутствуют указания конкретного критерия достоверности, для формирования у потребителя верных и истинных представлений о получении услуги ипотечного кредитования, реализуемого в ПАО «МиН Банк». Тем самым, наличие в рекламе не соответствующих действительности сведений, формирует у потребителя представление о преимуществе рекламируемого продукта перед находящимися в обороте продуктами, реализуемыми другими банками.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований п.1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей и не допускается законом согласно ст. 3 Закона о рекламе.

Решением Комиссии Астраханского УФАС России по рассмотрению дела №030/05/5-782/2020 25.05.2020 года установлено распространение ненадлежащей рекламы в дополнительном офисе ПАО «МиН Банк», расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Кирова, 90, следующего вида и содержания: на лицевой стороне рекламного буклета на (светлом фоне) с использованием красного шрифта исполнено изображение: «Ипотека. Пора в свой дом!», … с изображением двух взрослых людей и ребенка, на фоне помещения, далее на (красном фоне) желтым шрифтом … «от 7,6% годовых», на (белом фоне) красным шрифтом … «Московский Индустриальный Банк». Внутренняя сторона рекламного буклета имеет 2 разворота. На первом развороте (на белом фоне) с использованием красного и черного шрифта … «Почему Московский Индустриальный банк? Доступные условия программ ипотеки для комфортной жизни – вторичка, новостройка, рефинансирование ипотеки; персональный менеджер на всех этапах общения с банком; заявка онлайн и возможность отправки документов по электронной почте; быстрое одобрение и легкое оформление; удобное погашение в отделениях и банкоматах по всей России и через дистанционные сервисы. Преимущества: возможность приобрести квартиру с перепланировкой; минимальный пакет документов; гибкие способы подтверждения дохода; приобретение квартиры или танхауса; сумма кредита от 300 000 до 10 000 000 рублей; срок кредита до 30 лет; возможность досрочного погашения; использование материнского капитала; не требуется регистрации по месту жительства; возможность оформления по 2 документам». На втором развороте рекламного буклета на (белом фоне),  с использованием красного шрифта … «Отличные условия на новостройки и вторичное жилье*», далее изображены две таблицы с условиями кредита … «Срок кредита от 1 года до 30 лет: первый взнос; получаю зарплату на карту МИнБанка, нужна ипотека; нужна ипотека: квартира: от 20% - 7,85% - 8%; от 50% (на срок 1-5 лет) – 7,6% - 7,75%; танхаус: от 30% (на срок 1-30 лет) – 8,2% - 8,35%», вторая таблица … «Срок кредита: от 1 года до 30 лет. По двум документам, квартира: от 35% - 8,7%; танхаус: от 35% - 9,3%», под второй таблицей на (белом фоне) черным шрифтом … «*Указаны ставки с учетом услуг «снижения ставки» на 1,5%».  Далее на (белом фоне) черным и красным шрифтом … «При отсутствии личного и/или титульного страхования процентная ставка увеличивается на 4%. Обязательное страхование залога недвижимости на весь срок кредитования. Простые требования к заемщику: гражданство РФ; от 22 лет (срок возврата кредита по договору до 65 лет); от 3-х месяцев на последнем месте работы в регионе присутствия Банка; до 3-х созаемщиков по кредиту». На оборотной стороне рекламного буклета на (белом фоне) с использованием зеленого шрифта … «Предварительно рассчитать и отправить заявку на ипотеку можно онлайн», изображен рисунок калькулятора и QR-код», на (белом фоне) с и использованием красного шрифта … «Как получить самую низкую ставку по ипотеке», с использованием черного шрифта … «для новостроек и вторичного жилья». Далее изображена таблица, следующего содержания … «снижение ставки (% годовых); единовременная комиссия - % от суммы кредита; 0,5% - 1,6%; 1% - 3,2%; 1,5% - 4,3%». На (красном фоне) с использованием белого шрифта … «Мы рады видеть вас нашими клиентами», с использованием белого и черного шрифта… «? Если у вас остались вопросы, свяжитесь с нами в любое время», … *7474/8(800)100-74-74/www.minbank.ru, бесплатно, (звонок по России бесплатный)», … «f/Minbank.ru», ... «логотип социальной сети «twitter@minbank.ru», … «W vk.com/minbank_official», … «Возможны дополнительные расходы при кредитовании: платежи в пользу страховых компаний, нотариусов и оценочных компаний. Информация актуальна на 22 октября 2019 г.. Предложение носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой в соответствии с требованиями статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации», … «ПАО «МинБанк. Генеральная лицензия Банк России № 912 от 26.08.2015 г», поскольку при распространении Рекламы нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно частям 6, 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение ч.1 п. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Таким образом, ПАО «МиН Банк» допустив распространение ненадлежащей рекламы, нарушило п. 1 ч. 3 ст. 5 законодательства Российской Федерации о рекламе, совершив административное правонарушение, состав которого предусмотрен ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

За распространение вышеуказанной ненадлежащей рекламы ПАО «Минбанк» было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 100 тысяч рублей, в настоящее время срок на уплату данного штрафа не истек.