Доклад о результатах деятельности отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России в 4 квартале 2020 года

В Астраханское УФАС России поступила жалоба Соколовой Е.А. на действия АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ», выразившиеся в нарушении АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ» порядка подключения (технологического присоединения) объекта заявителя (местонахождение объекта заявителя: г. Астрахань, Советский район, с/т «Авангард» ССЗ 30 лет Октября, на земельном участке № 222 с кадастровым номером 30:12:032097:47) к сети газораспределения.

По результатам рассмотрения указанной жалобы Астраханским УФАС России было принято решение о возбуждении административного дела в отношении АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен в Правилах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении) по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713);

б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;

в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713;

г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);

е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее - акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713.

Согласно пункту 98 Правил № 1314 Исполнитель обязан:

а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;

б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения»;

в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте «б» настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;

г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);

д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.

Между Соколовой Еленой Александровной и АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ» заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения № ТП-АСГ-419/19 от 14.09.2019.

Согласно пункту 3 договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения № № ТП-АСГ-419/19 от 14.09.2019 срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 274 дня со дня заключения настоящего договора

Письмом от 07.08.2020 Соколова Е.А. уведомила АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ» о выполнении с её стороны мероприятий, предусмотренных техническими условиями, и предложила обществу 13.08.2020 провести мониторинг выполнения заявителем технических условий.

19.08.2020 АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ» провело мониторинг выполнения заявителем технических условий, по результатам которого составлен акт осмотра объекта капитального строительства на предмет наличия строительной готовности сети газопотребления.

Согласно акту осмотра объекта капитального строительства на предмет наличия строительной готовности сети газопотребления, 19.08.2020 представители АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ» выявили, что объект капитального строительства (жилой дом) на участке не построен; признаки создания сети газопотребления визуально имеются; беспрепятственный доступ на территорию участка собственником обеспечен; проектная документация на сеть газопотребления отсутствует; исполнительная (техническая) документация на сеть газопотребления отсутствует.

По итогам проведения мониторинга представители АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ» отказались составлять акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства заявителя к подключению (технологическому присоединению), предложив Заказчику подписать иной акт, а именно акт осмотра объекта капитального строительства на предмет наличия строительной готовности сети газопотребления.

Согласно жалобе Соколовой Е.А. представители АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ» 19.08.2020 требовали у Соколовой Е.А. представить им утвержденную исполнительную (техническую) документацию включающую в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений.

Представитель АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ» на рассмотрении дела № 030/04/9.21-986/2020 об административном правонарушении пояснил, следующее:

«1. В ходе мониторинга установлено отсутствие необходимых документов.

Отношения по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.

В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса РФ к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, зданий, сооружений, при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

Таким образом, указанной статьей установлен приоритет норм специального законодательства по отношению к нормам законодательства о градостроительной деятельности.

Только при отсутствии соответствующих норм в таком законодательстве к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, применяются нормы законодательства о градостроительной деятельности.

Объектом технического регулирования данного закона являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно- технического обеспечения), а также связанные со зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (часть 1 статьи 3).

В силу части 6 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» данный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях (пункт 4).

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно пункту 46, указанного Перечня, обязательными для соблюдения и применения является: СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2012 «Газораспределительные системы».

Как следует из текста СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2012 «Газораспределительные системы», его требования распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт сетей газораспределения и газопотребления. Каких-либо изъятий для сетей газопотребления, размещаемых в объектах индивидуального жилищного строительства, данный нормативный правовой акт не предусматривает.

В соответствии с разделом 10 СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2012» «Газораспределительные системы» приемка законченного строительством объекта сетей газораспределения, газопотребления проводится заказчиком совместно со строительной организацией и газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой планируется подключение сети газопотребления заказчика, для оценки газораспределительной организацией соответствия объекта нормативным требованиям, содержащимся в документах системы стандартизации.

Типовой формой Акта готовности сетей и оборудования к подключению, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713, в разделе «Заключение» предусмотрено указание сведений о проверке технической документации на соответствие техническим условиям.

Таким образом, вывод о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению невозможно сделать без предоставления соответствующих документов, подтверждающих соответствие материалов и технологии строительства СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2012 «Газораспределительные системы», а факт выполнения технических условий должен быть подтвержден, в том числе, документацией, предусмотренной СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2012» «Газораспределительные системы», обязательной для исполнения.

Вместе с этим, при проведении мониторинга 19.08.2020 осуществлен осмотр объекта капитального строительства в г. Астрахань, Советский район, с/т «Авангард» ССЗ 30 лет Октября, участок 222, и установлено что Соколовой Е.А. не представлены обязательные документы: акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления, что является нарушением пункта 10.6 СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2012» «Газораспределительные системы» Приложения Ж (обязательное); документы, подтверждающие осуществление строительного контроля, испытания газопроводов на прочность и герметичность, механических испытаний (строительный паспорт и пр.), что не соответствует пункту 10.1.1 СП 62.13330.2011.

2. Соколовой Е.М. выполнены работы с нарушением законодательства.

В силу ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Минрегиона РФ № 624 от 30.12.2009 года.

В силу ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно части 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона № 624 от 30.12.2009 года, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Понятие «организация строительства» раскрыто в Приказе Минрегиона РФ № 624 от 30.12.2009 года и подразумевает наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам с функцией генерального подряда.

В соответствии с «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утв. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170:

  • монтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями (п. 5.5.2).
  • установлен запрет на самовольную перекладку газопроводов, установку дополнительного и перестановку имеющегося газоиспользующего оборудования, и предоставлено только специализированной организации право на выполнение работ по установке дополнительного оборудования (5.5.З.).

Согласно п. 10 Правил № 410 замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 установлено, что устройство и демонтаж системы газоснабжения, а также монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ, являются видами работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.06.2010 № 24099-РП/08 к устройству и демонтажу системы газоснабжения относятся следующие работы: установка газовых плит, установка газогорелочных устройств.

Работы по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ относятся к устройству наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных.

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1 и 4 статьи 55.8).

Следовательно, строительные работы по строительству сети газопотребления и монтажу газового оборудования осуществлялись Соколовой Е.М. с грубым нарушением действующего законодательства РФ, а именно, ст. 52, 55.8 Градостроительного кодекса РФ, «Правилам и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утв. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.

Таким образом, заявителю по договору от 20.11.2019 № ТП-АСГ-419/19 необходимо устранить выявленные нарушения, учитывая, что природный газ в силу своих физико-химических свойств (воспламеняемость, взрывоопасность и токсичность) является источником повышенной опасности и только после этого исполнитель вправе выполнить действия по технологическому подключению созданного заявителем объекта газопотребления».

Астраханское УФАС России считает, что данные доводы представителя АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ» являются ошибочными.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Правилами № 1314 не предусмотрена обязанность заявителя по предоставлению исполнительно-технической документации исполнителю.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - ГрК РФ)).

Исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ (пункт 3 Требований к составу порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения РД-11-02-2006, утв. приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128).

В силу части 3 статьи 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 16 статьи 48 ГрК РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом.

Из содержания подпункта «б» пункта 100 Правил № 1314 следует, что утвержденная в установленном порядке проектная документация представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Таким образом, необходимость разработки Соколовой Е.А. проектной документации и представление ее газораспределительной организации при подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения возникает лишь в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 15.05.2017 № СП/32350/17 «По вопросу о проектной документации на сети газопотребления жилого дома при подключении к сетям газораспределения объектов капитального строительства», поскольку проектная документация на объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС) не разрабатывается, то не требуется разработка проектной документации и на сети инженернотехнического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка потребителя, которые принадлежат ИЖС.

Данная позиция также поддерживается письмами Ростехнадзора от 20.04.2017 № 00-06-04/1039 и Минстроя России от 20.03.2017 № 8652-АГ/08.

Из вышеизложенного следует, что ведение исполнительной документации при строительстве (реконструкции) индивидуального жилого дома не требуется, поскольку не требуется разработка проектной документации.

Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами № 1314 (пункт 104 Правил № 1314).

Согласно Методическим указаниям по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 16.08.2018 № 1151/18 пункт 8, в состав расходов газораспределительной организации (ГРО) на мониторинг выполнения заявителями технических условий и осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства заявителей к газораспределительной сети и проведением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителей входят расходы, в том числе на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиям; на приобретение газа, используемого на продувку газопроводов и газоиспользующего оборудования.

В силу пунктов 72, 73 и 104 Правил № 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами; отказ исполнителем в приеме от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) к рассмотрению при представлении им сведений и документов, указанных в пунктах 65-69 и 71 данных Правил, не допускается; запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены данными Правилами. В соответствии с пунктом 88 Правил № 1314 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем.

Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

Согласно пункту 5 части 2.2. статьи 52 ГрК РФ не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ.

Таким образом, поскольку в соответствии с градостроительным законодательством не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, возложение АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ» на Соколову Е.А. обязанности по монтажу газопровода и газопотребляющего оборудования специализированными организациями является нарушением Правил подключения.

В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ», выразившиеся в нарушении порядка подключения (технологического присоединения) объекта заявителя (местонахождение объекта заявителя: г. Астрахань, Советский район, с/т «Авангард» ССЗ 30 лет Октября, на земельном участке № 222 с кадастровым номером 30:12:032097:47) к сети газораспределения, являются административным правонарушением, состав которого предусмотрен частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Учитывая изложенное Постановлением по делу об административном правонарушении от 26 ноября 2020 г.           Открытое акционерное общество «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ» (адрес: 190000, Россия, г. Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, д. 17, лит. А 78383068181047855099170) признано виновным в совершении административного правонарушения, состав которого предусмотрен частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

На него наложен штраф в размере 100000 рублей (ста тысяч рублей ноль копеек) и выдано представление: составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства заявителя к подключению (технологическому присоединению).

Представление находится в стадии исполнения.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №030/01/10-965/2020

 

06 октября 2020 года                                                                                                г. Астрахань

 

 

В Астраханское УФАС России (вх.№3872) поступила жалоба ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» (юр. адрес: Астрахань,  пл. Джона Рида ,3; ИНН 3017041554) на действия Публичного акционерного общества «Россети Юг» (ранее — Публичное  акционерное общество  «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга») (далее — ПАО «Россети Юг», Общество) (юр. адрес: ул. Большая Садовая, 49, г. Ростов-на-Дону, 344002; ИНН 6164266561),   выразившееся в поставке электрической энергии  ненадлежащего  качества потребителям,  отпускаемой от центра питания в точке контроля – контактные соединения ВЛ-0,38 кВ, Л-1, опора б/н по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Маячное, ул. Береговая, д.1 (центр питания КТП-216, 10//0,4 кВ, 250кВа, АВ-1 (Ф-1) ПС  Красный Яр 110/10).

Усмотрев в указанных действиях ПАО «Россети Юг» (ранее - ПАО «МРСК Юга») признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России в соответствии с частью 2 статьи 39 названного закона приказом руководителя Управления от 24.08.2020 г. №84-п возбудило в отношении Общества дело №030/01/10-965/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Представитель общества с доводами Комиссии Астраханского УФАС России не согласен по следующим основаним:

Между ПАО «МРСК  Юга» (филиалом ПАО «МРСК Юга»- «Астраханьэнерго» (14.02.12020 переименовано в ПАО «Россети Юг»- «Астраханьэнерго», согласно листу записи в ЕГРЮЛ от 14.02.2020) (далее - Исполнитель) и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» (далее - Заказчик) заключен договор оказания услуг по  передаченэлектрической энергии  от 28.06.2013 №30000130000394 (далее- Договор).

В соответствии с пунктом 3.4. 1. Договора ПАО «Россети Юг» как Исполнитель несет  обязательства  по  обеспечению передачи  электрической  э\нергии в точки поставки потребителей Заказчика, качество и параметры которой должны соответствовать  техническим  регламентам с соблюдением величин  аварийной и технологической брони.

 Ответственность за исполнение условий Договора предусмотрена как  самим  Договором, так  и  гражданским законодательством Российской  Федерации.

Обращаясь в Астраханское УФАС России  с  заявлением о нарушении законодательства  ПАО «Астраханская  энергосбытовая  компания»  фактически  просит дать  правовую оценку  действиям сетевой организации по исполнению условий заключенного Договора.

Таким образом, рассматривая  заявление  ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Астраханское УФАС России  вышло за пределы предоставленных ему полномочий и фактически разрешает между ПАО «Россети Юг» и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» гражданско-правовой спор, по  исполнению условий  Договора.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий ПАО «Россети Юг» по названной статье  должны были быть доказаны как совершение им запрещеных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и его доминирующее положение на соответствующем рынке.

Доказательств ущемления прав ПАО «Астраханская энергосбытовая  компания»  Заявителем не  представлено.

В ходе рассмотрения дела комиссией Астраханского УФАС России было установлено следующее.

            ПАО «Россети юг» является сетевой организацией в смысле, придаваемом ей пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861.

ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 № 51-О является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком, осуществляет деятельность по энепргоснабжению всех групп потребителей на  территории Астраханской области.

Гарантирующий поставщик (ПАО «Астраханская энергосбытовая компания»)  в целях обеспечения передачи электроэнергии своим абонентам и в их интересах  заключил с сетевой организацией ПАО «МРСК Юга» (ранее ОАО «МРСК Юга») (в настояще время  переименован в ПАО «Россети Юг») договор от 28.06.2013  №30000130000394 оказания услуг по передаче электрической энергии (далее — договор №30000130000394), по которому ПАО «МРСК Юга» (исполнитель) приняло обязательство оказывать Гарантирующему поставщику (заказчик) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через: технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а также  через технические устройства электрических сетей субисполнителя, заключивших с Исполнителем договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии,  электроустановки  собственников, не  оказывающих услуги по передаче электрической энергии, безхозяйственные электроустановки, а  заказчик принял обязательство оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.

            Согласно пункту 3.4.1 договора №30000130000394 исполнитель (ПАО «МРСК Юга») обязан обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителей  заказчика (гарантирующий поставщик), качество и параметры которой должны соответствоватьт техническим  регламентам  с соблюдением величин  аварийной и технологической брони.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения).

Согласно пункту 7 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, эиергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.

Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 28 Основных положений гарантирующий поставщик обязан урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

Таким образом, законодателем предусмотрено право потребителей получать электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно подпунктам «а», «г» пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - «Правила недискримииационного доступа»), при исполнении договора сетевая организация обязана в том числе:

      - обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони;

      -  в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору, (аналогичные условия отражены и в условиях заключенного между сторонами Договора №30000130000394).

Согласно пункту 2 Основных положений точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергоприиимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

Пунктом 13(2) Правил недискриминациониого доступа предусмотрено, что в случае, если потребителем услуг является гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), договор должен содержать порядок взаимодействия сетевой организации и гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в части взаимодействия и обмена информацией, необходимый для соблюдения единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, при обслуживании потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор.

В пункте 8.2.2 Договора №30000130000394 определена зона ответственности исполнителя - отклонение показателей качества электроэнергии сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.п. «в»).

В силу пункта 3 Правил недискриминационного доступа сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 №186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее - «Единые стандарты»), которые устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.

Согласно пункту 3 Единых стандартов в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей, в том числе, осуществляет:

   - информирование потребителя об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (подпункт «г»);

    - контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации (подпункт «м»);

     - проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (подпункт «о») и т. д.

      Приказом Госстандарта  от  22.07.2013 №400-ст  введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения, которым установлены обязательные к применению требования к качеству поставляемой электроэнергии.

            До 01.07.2014 показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения устанавливались в соответствии с ГОСТом 13109- 97.

            Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 3.4.1 Договора  №30000130000394 ПАО «МРСК Юга» обязано обеспечивать передачу электрической энергии в точки поставки потребителей Заказчика, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

На основании пункта 3.4.4 Договора  №30000130000394 сетевая организация обязана информировать ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» о фактах нарушения электроснабжения потребителей и снижения показателей качества электрической энергии, об обстоятельствах, влекущих полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии.

Стабильный уровень напряжения, предусмотренный техническими регламентами и другими обязательными требованиями, является фактором, обуславливающим безопасное и надежное электроснабжение потребителей.

В связи с коллективным обращением в контрольные и надзорные органы Астраханской области потребителей с жалобами на поставку электрической энергии ненадлежащего качества в отношениеи ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» как продавца электрической энергии по  обращению потребителей, проживающих  по адресам: Астраханская область, Красноярский район, с. Красный Яр, в пределах ул. Калинина, ул. Братская, и с. Маячное, в пределах ул. Береговая, ул. Механизаторов, ул.  Песчаная,  17.09.2019г. и 25.09.2019г. Южным межрегиональным территориальным управлением Госстандарта  в  лице  Астраханского  отдела госнадзора ЮМТУ Госстандарта (далее ЮМТУ Госстандарта)   была проведена  внеплановая  выездная проверка   с    привлечением   экспертной    организации    АНО    «Саратовский   учебно-методический     инженерно   -   технический         центр электро-, теплоэнергетики» в целях определения соответствия качества передаваемой электроэнергии требованиям ГОСТ 32144-2013.

В результате лабораторных исследований образцов продукции, исследованных независимой экспертной организацией административным органом, было установлено, что электрическая энергия, отпускаемая потребителям от центра питания в точке контроля - контактные соединения ВЛ-0,38 кВ, Л-1, опора б/н по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Маячное, ул. Береговая, д. 1 (центр питания КТП-216, 10/0,4 кВ, 250 кВА, АВ-1 (Ф-1)), не соответствует обязательным требованиям (п. 4.2.2) ГОСТ 32144-2013 «Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения» (протокол испытаний качества электроэнергии №189-ГН/19-КЭЭ от 27.09.2019г. и заключение 17/19-ГН от 27.09.2019г.).

 Из Акта проверки  № 04-26/46 от 01.10.2019 Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта в отношении  юридического лица ПАО «Астраханская энергосбытовая  компания» (время проверки 17.09.2019г. И  25. 09.2019 г.) следует:

 Электрическая  энергия отпускаемая потребителям,  от  центра питания в точке контроля-контактные соединения ВЛ-0,38 кВ, Л-2, опора №29 по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Красный Яр, ул.Братская, д.117 (центр  питания КТП-483 10/0,4 кВ, 160 кВА, ВЛ-0,38 кВ, Л-2)  не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 (п.4.2.2) «Нормы качества электрической  энергии в системах электроснабжения общего назначения» (Заключение №19/19-ГН от 27.09.2019г. и протокол №191-ГН/19-КЭЭ от 27.09.2019г. аккредитованной лаборатории АНО «Саратовский учебно - методический инженерно-технический центр электро-теплоэнергетики»).

  Электрическая  энергия отпускаемая потребителям,  от  центра питания в точке контроля-контактные соединения ВЛ-0,38 кВ, Л-1, опораа/н по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Маячное, ул. Береговая, д.1  (центр  питания КТП-216, 10/0,4 кВ, 250 кВА,  АВ-1 (ф-1))  не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 (п.4.2.2) «Нормы качества электрической  энергии в системах электроснабжения общего назначения» (Заключение №17/19-ГН от 27.09.2019г. и протокол №189-ГН/19-КЭЭ от 27.09.2019г. аккредитованной лаборатории АНО «Саратовский учебно методический инженерно-технический центр электро-теплоэнергетики»).

            Для указанных выше показателей качества электроэнергии ГОСТом 32144-2013 установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.

            Пункт 4.2.2 ГОСТа 32144-2013 в императивном порядке устанавливает, что допустимые значения положительного и отрицательного отклонений напряжения в точках общего присоединения должны быть установлены сетевой организацией с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта в точках передачи электрической энергии.

            В электрической сети потребителя должны быть обеспечены условия, при которых отклонения напряжения питания на зажимах электроприемников не превышают установленных для них допустимых значений при выполнении требований настоящего стандарта к КЭ в точке передачи электрической энергии.

  Из Акта проверки  № 04-26/46 от 01.10.2019 Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта также следует, что  причина выявленных нарушений  неудовлетворительное состояние контроля качества электрической энергии при  исполнении услуги  по передаче  элдектрической энергии потребителям.

 Превышение предельно  допустимого значения установившегося отклонения напряжения  в сетях электроснабжения  бытовых потребителей связано с риском причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу  потребителей, так как может  привести  к следующим негативным последствиям : - повышению расхода электроэнергии; - преждевременному износу и выходу из строя  бытовых электроприборов;-  возникновению  пожароопасности. По результатам  проверки  ПАО «Астраханская  энергосбытовая компания» Астраханским отделом госнадзора ЮМТУ Росстандарта было выдано  предписание от 01.10.2019 №04-27/18 об устранении выявленных нарушений и установлен срок исполнения 06.03.2020.

По итогам проведенной проверки, ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» была направлена претензия  ПАО «МРСК Юга» (в лице  филиала  ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго») с приложением протоколов контроля качества электроэнергии и заключений эксперта) с требованиями к ответчику, являющемуся сетевой организацией, об устранении нарушений условий договора №30000130000394, однако, последним соответствующие меры предприняты не были. В ответ на направленную претензию ПАО «Россети Юг» направило письмо о том, что по его собственным замерам параметры качества электрический энергии соответствуют требованиям ГОСТ 32144-2013.

Вместе с тем, по итогам проведенной проверки исполнения требований выданного ранее предписания административным органом (Астраханским отделом госнадзора ЮМТУ Росстандарта) было установлено, что электрическая энергия, отпускаемая потребителям от центра питания в точке контроля - контактные соединения ВЛ-0,38 кВ, Л-1, опора б/н по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Маячное, ул. Береговая, д. 1 (центр питания КТП-216, 10/0,4 кВ, 250 кВА, АВ-1 (Ф-1) ПС Красный Яр 110/10), не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 (п. 4.2.2.) «Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения» (Акт проверки от 26.03.2020г. и экспертное заключение от 25.03.2020г.).

            С учетом изложенных обстоятельств,  имеются основания полагать, что ПАО «Россети Юг» в нарушение требований  Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, а также принятых обязательств по договору №30000130000394), не обеспечивается поставка электрической энергии надлежащего качества,  отпускаемая потребителям от центра питания в точке контроля - контактные соединения ВЛ-0,38 кВ, Л-1, опора б/н по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Маячное, ул. Береговая, д. 1 (центр питания КТП-216, 10/0,4 кВ, 250 кВА, АВ-1 (Ф-1) ПС Красный Яр 110/10).

Согласно пункту 1.1.7 Правил технической эксплуатации электрических сетей и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 №229 (далее - «Правила №229»), работники энергообъектов обязаны поддерживать качество отпускаемой энергии - нормированную частоту и напряжение электрического тока, организовывать расследование нарушений в эксплуатации оборудования и сооружений, вести учет технологических нарушений в работе оборудования.

Также согласно пункту 5.7.1 указанных Правил №229 при эксплуатации воздушных линий электропередачи должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы, а в соответствии с пунктом 5.7.5 Правил №229 при техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ  и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа.

Следовательно, необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии, должны проводиться  на объектах электросетевого оборудования, которые находятся в сфере контроля сетевой организации - ПАО «Россети Юг».

Приведенные выше нарушения параметров качества электрической энергии указывают на то, что ПАО «Россети Юг» не принимает достаточных мер по содержанию, эксплуатации, ремонту и модернизации электросетевого хозяйства, а в силу статьи 210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, электрическая энергия, отпускаемая потребителям  от центра питания в точке контроля - контактные соединения ВЛ-0,38 кВ, Л-1, опора б/н по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Маячное, ул. Береговая, д. 1 (центр питания ПАО «Россети Юг» КТП-216, 10/0,4 кВ, 250 кВА, АВ-1 (Ф-1) ПС Красный Яр 110/10), согласно  данным проверок, проведенных Астраханским отделом госнадзора ЮМТУ Росстандарта,  подается ненадлежащего качества, чем нарушаются их права и законные интересы, предусмотренные частью 1, 2 статьи 38 Федерального закона   от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктами 7, 15 Основных положений, частью 1 статьи 542  ГК РФ, требованиями ГОСТ 32144-2013.

Кроме того, ущемляются права и интересы ПАО «Астраханская энергосбытовая компания», которое, являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии, несет обязанность перед указанными потребителями осуществлять поставки электрической энергии надлежащего качества.

Кроме того, действия ПАО «Россети Юг» создают угрозу возложения обязанности по возмещению такого ущерба на гарантирующего поставщика, который лишен возможности повлиять на качество передаваемой ПАО «Россети Юг» электроэнергии, иным способом кроме как установленным договором и Регламентом.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав  в сфере  предпринимательской деятельности.

Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) Астраханским УФАС России был проведен обзор состояния конкурентной среды услуг по передаче электрической энергии.

В результате проведенного анализа установлено, что в  2019 году  ПАО «Россети Юг» (ранее  - ПАО "МРСК Юга") занимало доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих   ПАО "Россети Юг»  и расположенных на территории Астраханской области.

Таким образом, на  ПАО «Россети Юг» (ранее - ПАО «МРСК Юга») распространяется установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрет на злоупотребление доминирующим положением, представляющее собой деяние, вследствие совершения которого ущемляются интересы в сфере предпринимательской деятельности или создается угроза их ущемления.

Изложенное свидетельствует о том, что действия Публичного акционерного общества «Россети Юг» (ранее — Публичное акционерное общество  «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга»),   выразившиеся в поставке  электрической энергии ненадлежащего  качества потребителям, указанным в реестре лицевых счетов бытовых потребителей электрической энергии,  отпускаемой от центра питания в точке контроля – контактные соединения ВЛ-0,38 кВ, Л-1, опора б/н по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Маячное, ул. Береговая, д.1 (центр питания КТП-216, 10//0,4 кВ, 250кВа, АВ-1 (Ф-1) ПС  Красный Яр 110/10), свидетельствуют  об угрозе  ущемления  интересов  ПАО «Астраханская   энергосбытовая  компания» в сфере  предпринимательской деятельности, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела представитель  ПАО «Россети Юг»  сообщил о том, что антимонопольное управление вмешалось в гражданско — правовую деятельность  хозяйствующих субъектов.

            Комиссия Астраханского УФАС России считает указанный довод ошибочным в силу следующего.

            Как указывалось выше в силу ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

            В соответствии с пунктом 5  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2008 №30 «О некоторых вопросах,  возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт  злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в  том  числе  навязывание цены при заключении договора, неверное  применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности. Однако необходимо учитывать, что  прекращая указанное нарушение антимонопольного  законодательства, антимонопольный орган не  вправе в рамках своей  компетенции разрешать гражданско-правовые  споры хозяйствующих субъектов. В  частности, он неуполномочен защищать субъективные гражданские  права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания  нарушителю об уплате контрагенту задолженности или  о  возмещении понесенных убытков.

            Так как действия ПАО «Россети Юг», выразившиеся  в поставке электрической энергии ненадлежащего  качества  потребителям (гражданам), отпускаемой от центра питания в точке контроля – контактные соединения ВЛ-0,38 кВ, Л-1, опора б/н по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Маячное, ул. Береговая, д.1 (центр питания КТП-216, 10//0,4 кВ, 250кВа, АВ-1 (Ф-1) ПС  Красный Яр 110/10),  создают  угрозу  ущемления  интересов ПАО «Астраханская   энергосбытовая  компания» в сфере  предпринимательской деятельности,  следовательно ПАО «Россети Юг»  допустило нарушение названной правовой нормы.

            В рассматриваемом случае антимонопольный орган действовал в рамках представленных ему законом  полномочий.

            Позиция Астраханского УФАС России по вышеуказанному доводу подтверждается постановлениями арбитражных судов кассационной инстанции по делам № А06-2691/2018 от  16.04.2019  года, № А06-3156/2018 от 10.04.2019 года.

            В вышепоименованных судебных актах суд пришел к выводу, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям. Это означает, в частности, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых.

         Решением Астраханского УФАС России от 03.12.20  действия  Публичного акционерного общества «Россети Юг», выразившиеся в поставке  электрической энергии ненадлежащего  качества потребителям, указанным в реестре лицевых счетов бытовых потребителей электрической энергии,  отпускаемой от центра питания в точке контроля – контактные соединения ВЛ-0,38 кВ, Л-1, опора б/н по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Маячное, ул. Береговая, д.1 (центр питания КТП-216, 10//0,4 кВ, 250кВа, АВ-1 (Ф-1) ПС  Красный Яр 110/10),  результатом  чего  явилось  ущемление   интересов  ПАО «Астраханская   энергосбытовая  компания» в сфере  предпринимательской деятельности, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

            Публичному акционерному обществу «Россети Юг» выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства с требованием,  в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента получения настоящего предписания принять меры по недопущению снижения качества поставляемой электрической энергии потребителям, указанным в реестре лицевых счетов бытовых потребителей электрической энергии,  отпускаемой от центра питания в точке контроля – контактные соединения ВЛ-0,38 кВ, Л-1, опора б/н по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Маячное, ул. Береговая, д.1 (центр питания КТП-216, 10//0,4 кВ, 250кВа, АВ-1 (Ф-1) ПС  Красный Яр 110/10).

Предписание находится в стадии исполнени