• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

доклад к публичным обсуждениям о результатах деятельности Астраханского УФАС России в сфере контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в 4 квартале 2020 года

В период с 01.10.2020 по настоящее время в Астраханское УФАС России поступило 154 жалобы на действия заказчиков и созданных ими комиссий, из которых:

  • 21 жалоб возвращены в связи с нарушением требований ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) (ч.8, ч.9, 10 ст. 105 Закона о контрактной системе);

  • 11 жалоб отозваны,

  • 47 признано обоснованными,

  • 2 признаны частично обоснованными,

  • 4 признаны необоснованными, но установлены нарушения законодательства,

  • 69 признано необоснованными,

  • выдано 35 предписаний.

За год же в Управление поступило 649 жалоб.

Значительную долю из поступающих в Управления жалоб занимают жалобы на учреждения здравоохранения Астраханской области.

Также в 2020 году в Управление поступило 10 жалоб на Министерство здравоохранения Астраханской области при проведении аукционов на поставку бесплатного питания, из них 2 жалобы были отозваны, 3 признаны частично обоснованными, 1 признана обоснованной, 4 признаны необоснованными.

В ходе рассмотрения жалоб на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку бесплатного питания для обеспечения детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей на 2 полугодие 2020 год (каши и напиток) (номер извещения 0125200000720000154) было установлено следующее.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пп. б) п. 2) Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N 145) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (п. 5 Постановления N 145).

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п. 6 Постановления N 145).

Согласно извещению в отношении каши молочной для детского питания Заказчиком выбран код КТРУ 10.86.10.100-00000001 и установлено описание: товара.

Однако в аукционной документации заказчиком установлены дополнительные характеристики каши, не указанные в извещении, что может ввести участников закупки в заблуждение.

На основании изложенного действия Заказчика нарушают ч.3 ст.7, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Между тем в извещении указан вид каши: мультизлаковая, вид добавок фруктовые, тогда как аукционная документация содержит следующее описание в таблице 2 технического задания: вид каши - кукурузная, и/или мультизлаковая (2 и более видов злаков), вид добавок - допускается содержание фруктов и/или ягод и/или овощей; в таблице 1 технического задания: вид каши: кукурузная, мультизлаковая, вид добавок: допускается содержание фруктов и/или ягод и/или овощей.

Допущенные разночтения в аукционной документации, извещении, вводят участников закупки в заблуждении, поскольку из указанной информации не представляется возможным определить, какой вид каши и какие добавки будут отвечать потребностям Заказчика.

На основании изложенного действия Заказчика нарушают ст.42, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Аукционная документация Заказчика, устанавливая характеристики товара с использованием союзов и знака «и /или», не содержит инструкции о том, каким образом необходимо трактовать знаки «и /или» при заполнении заявки, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и не дает понять, какой товар необходимо поставить Заказчику.

Таким образом, отсутствие инструкции не позволяет участникам электронного аукциона правильно сформировать первую часть заявки на участие в электронном аукционе.

На основании вышеизложенного заказчиком ненадлежащим образом исполнено требование п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также согласно п. 1.1 проекта контракта Поставщик обязуется передать в собственность бесплатное питание для обеспечения детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей на 1 полугодие 2020 года (каши и напиток), (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение №1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение №2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Между тем Заказчиком осуществляется закупка бесплатного питания для обеспечения детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей на 2 полугодие 2020 год (каши и напиток).

Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

В соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и максимальному значению цены контракта.

Представители Заказчика сообщили, что при составлении аукционной документации в проекте контракта была допущена техническая ошибка.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего в проекте контракта неверную информацию о полугодии, нарушает ч.2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пунктом 1 частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

В свою очередь, согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Вместе с тем, согласно п. 2.4 проекта контракта оплата каждой партии Товара, определенной в Заявке, форма которой установлена Приложением №4 к настоящему Контракту (далее - Заявка), производится Заказчиком на основании счета, предоставленного Поставщиком, в течение ___ (____) календарных/рабочих <44> дней со дня подписания Сторонами соответствующей товарной накладной по форме №ТОРГ-12/Акта сдачи-приемки Товара.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок оплаты товара, нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного комиссия Управления выдала Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

 

В 2020 году в Управление поступило 148 жалоб на действия государственных бюджетных учреждений здравоохранения Астраханской области при проведении закупок в рамках законодательства о контрактной системе, из которых:

13 жалоб отозвано,

19 жалоб возвращено,

55 жалоб признаны необоснованными,

3 жалобы признаны необоснованными, но в ходе проведения внеплановой проверки закупок установлены нарушения,

10 жалоб признаны обоснованными в части,

48 жалоб признано обоснованными полностью.

По результатам рассмотрения жалоб выдано 53 предписания.

Большинство нарушений, допущенных заказчиками и повлекших выдачу предписаний о внесении изменений в документацию, выразилось в нарушении правил описания объекта закупки, в том числе, в формировании технического задания под одного конкретного производителя.

Так, например, в Астраханское УФАС России поступила жалоба ООО «Группа Индустрия» на действия государственного заказчика ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер» при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку аппарата для брахитерапии гамма-терапевтического (реестровый № 01255000002200000096).

По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, статьей 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На заседании Комиссии представителями Заявителя представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что установленным в аукционной документации функциональным и техническим характеристикам аппарата для брахитерапии гамма-терапевтического соответствует аппарат единственного производителя - «Экерт унд Циглер БЕБИГ ГмбХ».

Однако, в ходе рассмотрения жалобы представителями Заказчика не представлено доказательств и сведений, подтверждающих, что указанные технические характеристики соответствуют характеристикам оборудования различных производителей.

Комиссия также обращает внимание, что довод Заказчика о том, что длина капсулы источника должна быть не более 4,6 мм для совместимости аппликаторов с аппаратом гамма-терапевтическим MultiSource HDR, имеющимся у Заказчика, не имеет документального обоснования и не отражен в аукционной документации.

Более того Заказчиком не были исследованы аппараты для брахитерапии гамма-терапевтические с иной длиной капсулы нежели установлено в аукционной документации, которые могли бы быть совместимы с аппликаторами аппарата гамма-терапевтического MultiSource HDR, имеющимся у Заказчика.

Кроме того, представители Заказчика пояснили, что для них не имеет значения размер длины капсулы источника, если аппликаторы будут совместимы с аппаратом гамма-терапевтическим MultiSource HDR, имеющимся у Заказчика.

При таких обстоятельствах требования к товару, установленные в документации об аукционе (в их совокупности), Комиссия признает ограничивающими количество участников закупки, в связи с чем не соответствующими пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и, как следствие, нарушающими пункт 1 части 1 статьи 64 данного закона, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Также Заказчики часто нарушают требования законодательства о контрактной системе при проведении закупок дезинфицирующих средств.

По смыслу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Как следует из материалов дела, в техническом задании на поставку дезинфицирующих средств указаны цели и подробное описание состава (рецепта) дезинфицирующего средства.

Однако заказчики в техническом задании на поставку дезинфицирующих средств указывают подробное описание состава (рецепта) дезинфицирующего средства.

Санитарные правила 3.5.1378-03.3.5. «Дезинфектология. Санитарноэпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003, устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.

Согласно пункту 3.2 СП 3.5.1378-03 для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации используют химические и биологические средства, оборудование, аппаратуру и материалы, допущенные к применению в установленном порядке, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минздрава РФ от 10.11.2002 №344 «О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей» с 1 января 2003 года организовано проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебнопрофилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей.

Таким образом, все дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, отвечают нормативно установленным требованиям к качеству и безопасности. Согласно пункту 3.6.3 СП 3.5.1378-03 выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.

Следовательно, согласно санитарным правилам определяющими характеристиками для дезинфицирующего средства в совокупности являются область его применения.

Все без исключения дезинфицирующие средства на территории Российской Федерации проходят исследования, предрегистрационные испытания, регистрируются, сертифицируются на основе требований Руководства 4.2.2643-10.3.5 «Дезинфектология» (далее – Руководство).

В связи с этим на территории Российской Федерации действует единая установленная классификация дезинфицирующих средств, указанная в пунктах 4.1., 4.2. Руководства, в соответствии с которой и проводятся соответствующие исследования, испытания и регистрация. Если речь идёт о дезинфицирующих средствах, то, предъявляемые к ним требования определяются только данным руководством.

При регистрации дезинфицирующих средств в инструкциях по их применению прописывается индивидуальный рецептурный состав средства, на основе которого уже были произведены все необходимые исследования и испытания.

В связи с этим в инструкциях прописываются и утверждаются только конкретные режимы применения средств, эффективность рабочих растворов, функциональные и технические характеристики, такие как: назначение средства и основные режимы его применения; срок годности средства и рабочего раствора; активность средства в отношении различных инфекций и микроорганизмов; время обработки объектов обеззараживания; утвержденные концентрации применения рабочих растворов; упаковка, температура хранения, класс опасности и меры предосторожности.

Таким образом, описание рецептуры дезинфицирующего средства (в виде указания процентного содержания действующих веществ), носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков.

При этом, заказчики не представляют никаких доказательств необходимости установления требований к процентному содержанию действующих веществ в составе дезинфицирующих средств.

Указанные требования, в частности, «не менее …%», «не более …%», а также указание на отсутствие конкретного вещества, не являются функциональными характеристиками, а показывают только индивидуальный рецептурный состав.

Аналогичная правовая позиция согласуется с судебной практикой (постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 16.10.2019 по делу № А12-47043/2018).

Также одним из часто встречающихся нарушений является установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке конкретных показателей веществ и химических составляющих, применяемых при изготовлении товаров, требований об описании результатов испытаний, а также иные требования к описанию товара, которые являются излишними, что является нарушением п.2 ч.1 ст.64 и ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.

Так, указанное нарушение было установлено при проведении ГБУЗ АО «Камызякская районная больница», ГБУЗ АО «Красноярская районная больница», ГБУЗ АО «Енотаевская районная больница», ГБУЗ АО «Черноярская районная больница», ГБУЗ АО «Икрянинская районная больница» совместного электронного аукциона на поставку модульных фельдшерско-акушерских пунктов для нужд государственных бюджетных учреждений здравоохранения Астраханской области (реестровый №0825500000720000145) .

Анализ документации об аукционе, а именно технического задания аукционной документации показал, что заказчиками установлено требование о предоставлении сведений о товаре, которые могут быть получены только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара.

Все вышеописанные нарушения являются существенными, ограничивают число участников закупок, не позволяют участникам закупок сформировать заявки и, следовательно, повлекли необходимость выдачи предписания.

 

Также Управлением в 2020 году проведена 191 внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе и рассмотрено 125 заявлений о включении сведений в РНП.