ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80
РЕШЕНИЕ
«29» ноября 2011 г. г. Астрахань
Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<> - руководитель Управления
Члены Комиссии:
<> ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления;
<>- специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
рассмотрев дело №43-Р-05-11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, 5; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, ОГРН 1113015002627 далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин») законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании - газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» рекламы «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее – Реклама) с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе», в отсутствии заинтересованного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» , надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела (исх. 05/7202 от 17.11.2011, почтовое уведомление 414015 51 84443 8), заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Ломбард Малахит» (письмо вх. №9923 от 25.11.2011), в присутствии представителя по доверенности ООО «Редакция газеты «Горожанин»
УСТАНОВИЛА:
В периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена реклама следующего содержания: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее - Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Объектом рекламирования являются услуги ломбарда по предоставлению денежных средств под залог золота, а также услуги по скупке золота.
Распространение Рекламы осуществлялось в периодическом печатном издании – газете «Горожанин», учредителями которой является ОАО «Редакция газеты «Горожанин», <>Общество с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» создано как юридическое лицо путем реорганизации в форме преобразования (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, основной государственный регистрационный номер 1113015002627, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин»). Согласно п.1.31 Устава ООО «Редакция газеты «Горожанин», ООО «Редакция газеты «Горожанин» осуществляет издательскую деятельность, рекламную деятельность, полиграфическую деятельность и предоставление услуг в этой области, деятельность информационных агенств, осуществляет другие виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству России.
В ответ на запрос Астраханского УФАС ООО «Редакция газеты «Горожанин» (письмо вх. №8517 от 18.10.2011) пояснило, что рекламодателем является <>. Согласно п.1.1. договора от 11 января 2011 ОАО «Редакция газеты «Горожанин» (исполнитель) обязуется осуществлять размещение в газете «Горожанин» рекламно-информационных материалов, предоставляемых <> (заказчик) в объеме и на условиях, предусмотренных договором, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Согласно письму<>(письмо вх. 9258 от 10 октября 2011), рекламодателем является <> - директор общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» (далее – ООО «Ломбард Малахит», 414000, г. Астрахань, ул.Кирова, 59, 414018, г. Астрахань, ул. Батайская, 23, Свидетельство о постановке на учет в налогов органе ООО «Ломбард Малахит» серии 30 №001211771, ОГРН 1103017002483, ИНН 3017065065, КПП 301701001, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001246027, Свидетельство о постановке на учет в Саратовской государственной инспекции пробирного надзора №0190003507 от 02 декабря 2010). Как следует из раздела 1.14 «Предмет и цели деятельности» Устава ООО «Ломбард Малахит» общество осуществляет такие виды деятельности как: предоставление краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, предоставление услуг по хранению ценностей. <> пояснила, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ОАО
«Редакция газеты «Горожанин».
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В соответствии с п.2 ч.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Как следует из п.6 ч.4 Закона о защите конкуренции финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги; к числу финансовых организаций, согласно вышеназванной статьи, относится и ломбард.
Правовую основу деятельности ломбардов составляет Федеральный закон от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах). В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Согласно ч.2 ст.2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.
Гражданско-правовые отношения по договору займа регулируются главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ). Согласно ч.1 ст.807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Как следует из анализа норм п.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» к договору займа (кредита) относятся договор займа, кредитный договор, иные договоры, которые содержат условие предоставления товарного и (или) коммерческого кредита.
Таким образом, в Рекламе сообщается о финансовых услугах по предоставлению займов (кредитов) под залог движимого имущества, которые предоставляются специализированной финансовой организацией – ООО «Ломбард Малахит», («... деньги под залог золота...»).
Как следует из анализа норм ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в рекламе банковских, страховых и финансовых услуг необходимо указывать лицо, которое оказывает такие услуги. Если такие услуги предоставляет физическое лицо – индивидуальный предприниматель, то необходимо необходимо указать фамилию, имя, отчество лица, а также статус индивидуального предпринимателя. В случае предоставления таких услуг юридическими лицами – организациями, необходимо указывать на организационно-правовую форму таких организаций (например, закрытые или открытые акционерные общества, кооперативы), а также указывать непосредственное наименование организации.
Вместе с тем, в Рекламе отсутствует указание наименования ломбарда, который оказывает финансовые услуги.
Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В Рекламе внимание потенциального покупателя направлено на возможность получения денежных средств под залог золота («... деньги под залог золота...»). При этом покупатели (потребители) не могут в полной мере представить, какое именно лицо предоставляет услуги ломбарда, тем самым, вводятся в заблуждение.
В Рекламе нарушены требования ч.1 ст.28 Закона о рекламе. В силу п.4 ст.3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей и законом не допускается.
Таким образом, в периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена ненадлежащая реклама «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.»
Согласно ч.ч.6,7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
Однако, как следует из объяснений <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), <>., как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы (как рекламодатель), в заказе-наряде на публикацию рекламного материала в газете «Горожанин» в графе «текст объявления» указала: «ООО «Ломбард Малахит» Деньги под залог золота. Купим любое золото. Дорого. Кирова 59 62-05-51». Как пояснила <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), указанное наименование ломбарда по независящим от общества причинам в рекламе опубликовано не было. Заказ-наряд был подписан покупателем (рекламодателем) <> и рекламораспространителем/рекламопроизводителем – сотрудниками газеты «Горожанин».
Вместе с тем, содержание текста Рекламы было изменено рекламопроизводителем/ рекламораспространителем – ООО «Редакция газеты «Горожанин». Как следует из объяснительной коммерческого директора ООО «Редакция газеты «Горожанин» <> (письмо ООО «Редакция газеты «Горожанин» вх.8517 от 18.10.2011) Реклама была опубликована в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» без указания наименования юридического лица. Согласно объяснениям<> как должностное лицо – коммерческий директор ООО «Редакция газеты «Горожанин», не проверила Рекламу на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе, так как не успела изучить трудовые и должностные обязанности.
Таким образом, действия <> как рекламодателя, не содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Текст Рекламы был изменен должностным лицом (коммерческим директором ООО «Редакция газеты «Горожанин»)<>, в результате чего в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» была размещена Реклама ломбарда с признаками нарушения ч.1 ст.28 Закона о рекламе.
Согласно ч.4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Астраханского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.», поскольку в ней нарушены требования ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать предписание ООО «Редакция газеты «Горожанин» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29.11.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
stdClass Object
(
[vid] => 6579
[uid] => 5
[title] => Решение в отношении ООО "Малахит" и "Горожанин"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 6579
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1323754390
[changed] => 1370529288
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370529288
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80
РЕШЕНИЕ
«29» ноября 2011 г. г. Астрахань
Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<> - руководитель Управления
Члены Комиссии:
<> ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления;
<>- специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
рассмотрев дело №43-Р-05-11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, 5; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, ОГРН 1113015002627 далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин») законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании - газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» рекламы «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее – Реклама) с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе», в отсутствии заинтересованного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» , надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела (исх. 05/7202 от 17.11.2011, почтовое уведомление 414015 51 84443 8), заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Ломбард Малахит» (письмо вх. №9923 от 25.11.2011), в присутствии представителя по доверенности ООО «Редакция газеты «Горожанин»
УСТАНОВИЛА:
В периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена реклама следующего содержания: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее - Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Объектом рекламирования являются услуги ломбарда по предоставлению денежных средств под залог золота, а также услуги по скупке золота.
Распространение Рекламы осуществлялось в периодическом печатном издании – газете «Горожанин», учредителями которой является ОАО «Редакция газеты «Горожанин», <>Общество с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» создано как юридическое лицо путем реорганизации в форме преобразования (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, основной государственный регистрационный номер 1113015002627, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин»). Согласно п.1.31 Устава ООО «Редакция газеты «Горожанин», ООО «Редакция газеты «Горожанин» осуществляет издательскую деятельность, рекламную деятельность, полиграфическую деятельность и предоставление услуг в этой области, деятельность информационных агенств, осуществляет другие виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству России.
В ответ на запрос Астраханского УФАС ООО «Редакция газеты «Горожанин» (письмо вх. №8517 от 18.10.2011) пояснило, что рекламодателем является <>. Согласно п.1.1. договора от 11 января 2011 ОАО «Редакция газеты «Горожанин» (исполнитель) обязуется осуществлять размещение в газете «Горожанин» рекламно-информационных материалов, предоставляемых <> (заказчик) в объеме и на условиях, предусмотренных договором, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Согласно письму<>(письмо вх. 9258 от 10 октября 2011), рекламодателем является <> - директор общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» (далее – ООО «Ломбард Малахит», 414000, г. Астрахань, ул.Кирова, 59, 414018, г. Астрахань, ул. Батайская, 23, Свидетельство о постановке на учет в налогов органе ООО «Ломбард Малахит» серии 30 №001211771, ОГРН 1103017002483, ИНН 3017065065, КПП 301701001, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001246027, Свидетельство о постановке на учет в Саратовской государственной инспекции пробирного надзора №0190003507 от 02 декабря 2010). Как следует из раздела 1.14 «Предмет и цели деятельности» Устава ООО «Ломбард Малахит» общество осуществляет такие виды деятельности как: предоставление краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, предоставление услуг по хранению ценностей. <> пояснила, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ОАО
«Редакция газеты «Горожанин».
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В соответствии с п.2 ч.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Как следует из п.6 ч.4 Закона о защите конкуренции финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги; к числу финансовых организаций, согласно вышеназванной статьи, относится и ломбард.
Правовую основу деятельности ломбардов составляет Федеральный закон от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах). В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Согласно ч.2 ст.2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.
Гражданско-правовые отношения по договору займа регулируются главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ). Согласно ч.1 ст.807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Как следует из анализа норм п.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» к договору займа (кредита) относятся договор займа, кредитный договор, иные договоры, которые содержат условие предоставления товарного и (или) коммерческого кредита.
Таким образом, в Рекламе сообщается о финансовых услугах по предоставлению займов (кредитов) под залог движимого имущества, которые предоставляются специализированной финансовой организацией – ООО «Ломбард Малахит», («... деньги под залог золота...»).
Как следует из анализа норм ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в рекламе банковских, страховых и финансовых услуг необходимо указывать лицо, которое оказывает такие услуги. Если такие услуги предоставляет физическое лицо – индивидуальный предприниматель, то необходимо необходимо указать фамилию, имя, отчество лица, а также статус индивидуального предпринимателя. В случае предоставления таких услуг юридическими лицами – организациями, необходимо указывать на организационно-правовую форму таких организаций (например, закрытые или открытые акционерные общества, кооперативы), а также указывать непосредственное наименование организации.
Вместе с тем, в Рекламе отсутствует указание наименования ломбарда, который оказывает финансовые услуги.
Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В Рекламе внимание потенциального покупателя направлено на возможность получения денежных средств под залог золота («... деньги под залог золота...»). При этом покупатели (потребители) не могут в полной мере представить, какое именно лицо предоставляет услуги ломбарда, тем самым, вводятся в заблуждение.
В Рекламе нарушены требования ч.1 ст.28 Закона о рекламе. В силу п.4 ст.3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей и законом не допускается.
Таким образом, в периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена ненадлежащая реклама «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.»
Согласно ч.ч.6,7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
Однако, как следует из объяснений <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), <>., как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы (как рекламодатель), в заказе-наряде на публикацию рекламного материала в газете «Горожанин» в графе «текст объявления» указала: «ООО «Ломбард Малахит» Деньги под залог золота. Купим любое золото. Дорого. Кирова 59 62-05-51». Как пояснила <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), указанное наименование ломбарда по независящим от общества причинам в рекламе опубликовано не было. Заказ-наряд был подписан покупателем (рекламодателем) <> и рекламораспространителем/рекламопроизводителем – сотрудниками газеты «Горожанин».
Вместе с тем, содержание текста Рекламы было изменено рекламопроизводителем/ рекламораспространителем – ООО «Редакция газеты «Горожанин». Как следует из объяснительной коммерческого директора ООО «Редакция газеты «Горожанин» <> (письмо ООО «Редакция газеты «Горожанин» вх.8517 от 18.10.2011) Реклама была опубликована в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» без указания наименования юридического лица. Согласно объяснениям<> как должностное лицо – коммерческий директор ООО «Редакция газеты «Горожанин», не проверила Рекламу на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе, так как не успела изучить трудовые и должностные обязанности.
Таким образом, действия <> как рекламодателя, не содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Текст Рекламы был изменен должностным лицом (коммерческим директором ООО «Редакция газеты «Горожанин»)<>, в результате чего в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» была размещена Реклама ломбарда с признаками нарушения ч.1 ст.28 Закона о рекламе.
Согласно ч.4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Астраханского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.», поскольку в ней нарушены требования ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать предписание ООО «Редакция газеты «Горожанин» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29.11.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80
РЕШЕНИЕ
«29» ноября 2011 г. г. Астрахань
Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<> - руководитель Управления
Члены Комиссии:
<> ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления;
<>- специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
рассмотрев дело №43-Р-05-11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, 5; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, ОГРН 1113015002627 далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин») законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании - газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» рекламы «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее – Реклама) с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе», в отсутствии заинтересованного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» , надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела (исх. 05/7202 от 17.11.2011, почтовое уведомление 414015 51 84443 8), заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Ломбард Малахит» (письмо вх. №9923 от 25.11.2011), в присутствии представителя по доверенности ООО «Редакция газеты «Горожанин»
УСТАНОВИЛА:
В периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена реклама следующего содержания: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее - Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Объектом рекламирования являются услуги ломбарда по предоставлению денежных средств под залог золота, а также услуги по скупке золота.
Распространение Рекламы осуществлялось в периодическом печатном издании – газете «Горожанин», учредителями которой является ОАО «Редакция газеты «Горожанин», <>Общество с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» создано как юридическое лицо путем реорганизации в форме преобразования (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, основной государственный регистрационный номер 1113015002627, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин»). Согласно п.1.31 Устава ООО «Редакция газеты «Горожанин», ООО «Редакция газеты «Горожанин» осуществляет издательскую деятельность, рекламную деятельность, полиграфическую деятельность и предоставление услуг в этой области, деятельность информационных агенств, осуществляет другие виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству России.
В ответ на запрос Астраханского УФАС ООО «Редакция газеты «Горожанин» (письмо вх. №8517 от 18.10.2011) пояснило, что рекламодателем является <>. Согласно п.1.1. договора от 11 января 2011 ОАО «Редакция газеты «Горожанин» (исполнитель) обязуется осуществлять размещение в газете «Горожанин» рекламно-информационных материалов, предоставляемых <> (заказчик) в объеме и на условиях, предусмотренных договором, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Согласно письму<>(письмо вх. 9258 от 10 октября 2011), рекламодателем является <> - директор общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» (далее – ООО «Ломбард Малахит», 414000, г. Астрахань, ул.Кирова, 59, 414018, г. Астрахань, ул. Батайская, 23, Свидетельство о постановке на учет в налогов органе ООО «Ломбард Малахит» серии 30 №001211771, ОГРН 1103017002483, ИНН 3017065065, КПП 301701001, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001246027, Свидетельство о постановке на учет в Саратовской государственной инспекции пробирного надзора №0190003507 от 02 декабря 2010). Как следует из раздела 1.14 «Предмет и цели деятельности» Устава ООО «Ломбард Малахит» общество осуществляет такие виды деятельности как: предоставление краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, предоставление услуг по хранению ценностей. <> пояснила, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ОАО
«Редакция газеты «Горожанин».
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В соответствии с п.2 ч.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Как следует из п.6 ч.4 Закона о защите конкуренции финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги; к числу финансовых организаций, согласно вышеназванной статьи, относится и ломбард.
Правовую основу деятельности ломбардов составляет Федеральный закон от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах). В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Согласно ч.2 ст.2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.
Гражданско-правовые отношения по договору займа регулируются главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ). Согласно ч.1 ст.807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Как следует из анализа норм п.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» к договору займа (кредита) относятся договор займа, кредитный договор, иные договоры, которые содержат условие предоставления товарного и (или) коммерческого кредита.
Таким образом, в Рекламе сообщается о финансовых услугах по предоставлению займов (кредитов) под залог движимого имущества, которые предоставляются специализированной финансовой организацией – ООО «Ломбард Малахит», («... деньги под залог золота...»).
Как следует из анализа норм ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в рекламе банковских, страховых и финансовых услуг необходимо указывать лицо, которое оказывает такие услуги. Если такие услуги предоставляет физическое лицо – индивидуальный предприниматель, то необходимо необходимо указать фамилию, имя, отчество лица, а также статус индивидуального предпринимателя. В случае предоставления таких услуг юридическими лицами – организациями, необходимо указывать на организационно-правовую форму таких организаций (например, закрытые или открытые акционерные общества, кооперативы), а также указывать непосредственное наименование организации.
Вместе с тем, в Рекламе отсутствует указание наименования ломбарда, который оказывает финансовые услуги.
Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В Рекламе внимание потенциального покупателя направлено на возможность получения денежных средств под залог золота («... деньги под залог золота...»). При этом покупатели (потребители) не могут в полной мере представить, какое именно лицо предоставляет услуги ломбарда, тем самым, вводятся в заблуждение.
В Рекламе нарушены требования ч.1 ст.28 Закона о рекламе. В силу п.4 ст.3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей и законом не допускается.
Таким образом, в периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена ненадлежащая реклама «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.»
Согласно ч.ч.6,7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
Однако, как следует из объяснений <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), <>., как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы (как рекламодатель), в заказе-наряде на публикацию рекламного материала в газете «Горожанин» в графе «текст объявления» указала: «ООО «Ломбард Малахит» Деньги под залог золота. Купим любое золото. Дорого. Кирова 59 62-05-51». Как пояснила <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), указанное наименование ломбарда по независящим от общества причинам в рекламе опубликовано не было. Заказ-наряд был подписан покупателем (рекламодателем) <> и рекламораспространителем/рекламопроизводителем – сотрудниками газеты «Горожанин».
Вместе с тем, содержание текста Рекламы было изменено рекламопроизводителем/ рекламораспространителем – ООО «Редакция газеты «Горожанин». Как следует из объяснительной коммерческого директора ООО «Редакция газеты «Горожанин» <> (письмо ООО «Редакция газеты «Горожанин» вх.8517 от 18.10.2011) Реклама была опубликована в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» без указания наименования юридического лица. Согласно объяснениям<> как должностное лицо – коммерческий директор ООО «Редакция газеты «Горожанин», не проверила Рекламу на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе, так как не успела изучить трудовые и должностные обязанности.
Таким образом, действия <> как рекламодателя, не содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Текст Рекламы был изменен должностным лицом (коммерческим директором ООО «Редакция газеты «Горожанин»)<>, в результате чего в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» была размещена Реклама ломбарда с признаками нарушения ч.1 ст.28 Закона о рекламе.
Согласно ч.4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Астраханского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.», поскольку в ней нарушены требования ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать предписание ООО «Редакция газеты «Горожанин» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29.11.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №43-Р-05-11
[format] =>
[safe_value] => №43-Р-05-11
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:
- осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
- осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
- осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
- привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-11-29 05:30:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-11-29 05:30:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1323754390
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Астраханское УФАС России
)