Решение по делу № 41-К-03-14

Номер дела: № 41-К-03-14
Дата публикации: 18 июля 2014, 14:33

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

18 июля 2014 г.                                                                                                 Дело № 41-К-03-14

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.07.2014

В полном объеме решение изготовлено 18.07.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 41-К-03-14 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» (юридический адрес: 416111, Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов, ул. Центральная, 10; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 21.06.2007; ИНН 3009014941) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от заявителя — представителя ООО «Служба Коммунального Сервиса» <.....>; от ответчика — представителей ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» <.....> и <.....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Служба коммунального сервиса» (далее также — ООО «СКС») (юр. адрес: 414016, г. Астрахань, ул. Чкалова, 114 «А»; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 04.10.2012; ИНН 3023004060) с заявлением о нарушении Закрытым акционерным обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» антимонопольного законодательства путем отказа от исключения из договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности ряда условий (навязывание невыгодных условий договора).

По результатам рассмотрения названного заявления Астраханское УФАС России, обнаружив в действиях ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, направило данному обществу на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение от 17.04.2014 № 03/4022-ЛМ о прекращении не позднее 10 рабочих дней с момента получения предупреждения действий, выразившихся в навязывании обществу «СКС» невыгодных условий договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности, содержащихся в его пунктах 2.9, 5.7 (абзац 2) и 5.8 и приложении № 1 к нему, однако ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс», получив указанное предупреждение 05.05.2014, в установленный срок его не выполнило.

Вследствие этого Управлением в отношении ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» было возбуждено дело № 41-К-03-14 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (приказ руководителя Управления от 20.06.2014 № 353-п).

На заседании Комиссии представитель заявителя позицию, изложенную в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства, поддержал.

Представители ответчика на рассмотрении дела пояснили, что спорные условия договора соответствуют действующим нормативным правовым актам, не являются невыгодными, в связи с чем действия ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» по отказу от их исключения нельзя расценивать как навязывание невыгодных условий договора.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

Обществом «СКС» от общества «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» был получен проект договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности.

Ознакомившись с проектом данного договора, ООО «СКС» пришло к выводу о том, что в него включены невыгодные условия, содержащиеся в пункте 2.9, согласно которому заказчик (ООО «СКС»), сдающий отходы на захоронение, сортировку по поручению третьих лиц и не являющийся собственником отходов, обязан предоставить перечень договоров, заключенных с иными физическими и юридическими лицами, с указанием объемов отходов, а также обеспечить наличие отказа собственника отходов от права собственности на них путем включения соответствующего условия в договор, заключенный между заказчиком и собственником отходов, либо путем оформления отдельного письменного отказа; в абзаце 2 пункта 5.7, предусматривающем право исполнителя (ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс») потребовать уплаты заказчиком штрафа в размере 1000 руб., а также возмещения убытков, причиненных исполнителю в случае нарушения заказчиком обязанности по предъявлению исполнителю отказа собственника отходов от права собственности на них; в пункте 5.8 в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения, применяемых при расчете объема кузова транспортных средств; в приложении № 1 к договору, устанавливающем такие коэффициенты.

В этой связи ООО «СКС» направило ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» протокол разногласий от 25.12.2013, которым выразило намерение исключить из договора вышеуказанные условия.

В ответ на данный протокол разногласий ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» направило ООО «СКС» протокол согласования разногласий от 26.12.2013, из которого следует, что общество «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» отказывается от исключения спорных условий из договора.

Комиссия, проверив соответствие указанных действий ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» требованиям антимонопольного законодательства, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, регулирует Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Злоупотребление определяется данной нормой как действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Одной из форм злоупотребления доминирующим положением является в силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции навязывание условий договора, невыгодных для контрагента, представляющее собой злоупотребление доминантом правом на свободное заключение договора в форме совершения действий (бездействия), понуждающих (вынуждающих) контрагента доминанта вступать в договорные отношения на невыгодных для него условиях, и тем самым ущемляющих интересы контрагента.

Запрет на злоупотребление доминирующим положением распространяется на  ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» ввиду следующего.

Приказом Астраханского УФАС России от 29.04.2014 № 1/30 ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов» в границах г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области с долей более 50% и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

Включенные ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» в договор пункты 2.9 и абзац 2 пункта 5.7 содержат условия, возлагающие на заказчика обязанности, которые не предусмотрены действующими нормативными правовыми актами и исполнение которых невыгодно для заказчика, поскольку требует совершения дополнительных юридически значимых действий для получения возможности передачи отходов исполнителю, а также условия, предусматривающее уплату штрафа за неисполнение указанных обязанностей.

Более того, обязанность по предоставлению заказчиком исполнителю подтверждения отказа собственника отходов от права собственности на них путем включения соответствующего условия в договор, заключенный между заказчиком и собственником отходов, либо путем оформления отдельного письменного отказа может быть не исполнима заказчиком в случае отказа собственника отходов от включения в заключаемый с заказчиком договор условия об отказе от права собственности на отходы либо оформления отдельного письменного отказа и отсутствия у заказчика права потребовать от собственника отходов совершить такие действия.

Что касается пункта 5.8 договора в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения, и приложения № 1 к договору, то они содержат условия противоречащие нормам права.

Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Частью 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ  тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, подлежат регулированию.

В пункте 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, также предусмотрено, что тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов отнесены к регулируемым тарифам.

Пунктом 8 данных Основ предусмотрено, что тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (тарифы на услуги по утилизации) устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за осуществление утилизации, обезвреживания и захоронения 1 куб. метра или 1 тонны твердых бытовых отходов.

Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.05.2010 № 58 для ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов за 1 куб.м.

Перечисленные выше правовые акты не предусматривают зависимость величины тарифа за складирование одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортного средства, доставляющего твердые бытовые отходы на полигон, следовательно, тариф установлен для фактически утилизируемых (захороняемых) твердых бытовых отходов, что соответствует фактически принимаемому на полигон объему твердых бытовых отходов.

Таким образом, применение коэффициента уплотнения противоречит вышеназванным нормам права.

При изложенных обстоятельствах, вопреки доводам ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс», действия данного общества по отказу от исключения из заключаемого с ООО «СКС» договора пункта 2.9, абзаца 2 пункта 5.7, пункта 5.8 в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения, и приложения № 1 к договору при отсутствии у ООО «СКС» иного выбора, иначе как вступать в правоотношения с ответчиком на указанных условиях, по сути представляют собой навязывание невыгодных условий договора и подлежат квалификации по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Поскольку на момент принятия настоящего решения спорные условия не исключены ответчиком из договора, то Комиссия считает необходимым выдать ему предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области в виде навязывания ООО «Служба Коммунального Сервиса» невыгодных условий договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности, содержащихся в его пунктах 2.9, 5.7 (абзац 2) и 5.8 (в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения) и приложении № 1 к нему.

2. Выдать ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области в виде навязывания ООО «Служба Коммунального Сервиса» невыгодных условий договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности, содержащихся в его пунктах 2.9, 5.7 (абзац 2) и 5.8 (в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения) и приложении № 1 к нему, с требованием:

2.1. в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания исключить из договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности пункт 2.9, абзац 2 пункта 5.7, пункт 5.8 в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения, и приложение № 1;

2.2. сообщить об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение, представив документы, свидетельствующие об исполнении предписания.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                      Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                   П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                      М.В. Литвинов

 

 

 

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 7970 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 41-К-03-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7970 [type] => solution [language] => ru [created] => 1408617328 [changed] => 1408617328 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1408617328 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

18 июля 2014 г.                                                                                                 Дело № 41-К-03-14

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.07.2014

В полном объеме решение изготовлено 18.07.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 41-К-03-14 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» (юридический адрес: 416111, Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов, ул. Центральная, 10; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 21.06.2007; ИНН 3009014941) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от заявителя — представителя ООО «Служба Коммунального Сервиса» <.....>; от ответчика — представителей ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» <.....> и <.....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Служба коммунального сервиса» (далее также — ООО «СКС») (юр. адрес: 414016, г. Астрахань, ул. Чкалова, 114 «А»; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 04.10.2012; ИНН 3023004060) с заявлением о нарушении Закрытым акционерным обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» антимонопольного законодательства путем отказа от исключения из договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности ряда условий (навязывание невыгодных условий договора).

По результатам рассмотрения названного заявления Астраханское УФАС России, обнаружив в действиях ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, направило данному обществу на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение от 17.04.2014 № 03/4022-ЛМ о прекращении не позднее 10 рабочих дней с момента получения предупреждения действий, выразившихся в навязывании обществу «СКС» невыгодных условий договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности, содержащихся в его пунктах 2.9, 5.7 (абзац 2) и 5.8 и приложении № 1 к нему, однако ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс», получив указанное предупреждение 05.05.2014, в установленный срок его не выполнило.

Вследствие этого Управлением в отношении ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» было возбуждено дело № 41-К-03-14 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (приказ руководителя Управления от 20.06.2014 № 353-п).

На заседании Комиссии представитель заявителя позицию, изложенную в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства, поддержал.

Представители ответчика на рассмотрении дела пояснили, что спорные условия договора соответствуют действующим нормативным правовым актам, не являются невыгодными, в связи с чем действия ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» по отказу от их исключения нельзя расценивать как навязывание невыгодных условий договора.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

Обществом «СКС» от общества «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» был получен проект договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности.

Ознакомившись с проектом данного договора, ООО «СКС» пришло к выводу о том, что в него включены невыгодные условия, содержащиеся в пункте 2.9, согласно которому заказчик (ООО «СКС»), сдающий отходы на захоронение, сортировку по поручению третьих лиц и не являющийся собственником отходов, обязан предоставить перечень договоров, заключенных с иными физическими и юридическими лицами, с указанием объемов отходов, а также обеспечить наличие отказа собственника отходов от права собственности на них путем включения соответствующего условия в договор, заключенный между заказчиком и собственником отходов, либо путем оформления отдельного письменного отказа; в абзаце 2 пункта 5.7, предусматривающем право исполнителя (ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс») потребовать уплаты заказчиком штрафа в размере 1000 руб., а также возмещения убытков, причиненных исполнителю в случае нарушения заказчиком обязанности по предъявлению исполнителю отказа собственника отходов от права собственности на них; в пункте 5.8 в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения, применяемых при расчете объема кузова транспортных средств; в приложении № 1 к договору, устанавливающем такие коэффициенты.

В этой связи ООО «СКС» направило ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» протокол разногласий от 25.12.2013, которым выразило намерение исключить из договора вышеуказанные условия.

В ответ на данный протокол разногласий ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» направило ООО «СКС» протокол согласования разногласий от 26.12.2013, из которого следует, что общество «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» отказывается от исключения спорных условий из договора.

Комиссия, проверив соответствие указанных действий ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» требованиям антимонопольного законодательства, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, регулирует Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Злоупотребление определяется данной нормой как действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Одной из форм злоупотребления доминирующим положением является в силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции навязывание условий договора, невыгодных для контрагента, представляющее собой злоупотребление доминантом правом на свободное заключение договора в форме совершения действий (бездействия), понуждающих (вынуждающих) контрагента доминанта вступать в договорные отношения на невыгодных для него условиях, и тем самым ущемляющих интересы контрагента.

Запрет на злоупотребление доминирующим положением распространяется на  ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» ввиду следующего.

Приказом Астраханского УФАС России от 29.04.2014 № 1/30 ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов» в границах г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области с долей более 50% и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

Включенные ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» в договор пункты 2.9 и абзац 2 пункта 5.7 содержат условия, возлагающие на заказчика обязанности, которые не предусмотрены действующими нормативными правовыми актами и исполнение которых невыгодно для заказчика, поскольку требует совершения дополнительных юридически значимых действий для получения возможности передачи отходов исполнителю, а также условия, предусматривающее уплату штрафа за неисполнение указанных обязанностей.

Более того, обязанность по предоставлению заказчиком исполнителю подтверждения отказа собственника отходов от права собственности на них путем включения соответствующего условия в договор, заключенный между заказчиком и собственником отходов, либо путем оформления отдельного письменного отказа может быть не исполнима заказчиком в случае отказа собственника отходов от включения в заключаемый с заказчиком договор условия об отказе от права собственности на отходы либо оформления отдельного письменного отказа и отсутствия у заказчика права потребовать от собственника отходов совершить такие действия.

Что касается пункта 5.8 договора в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения, и приложения № 1 к договору, то они содержат условия противоречащие нормам права.

Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Частью 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ  тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, подлежат регулированию.

В пункте 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, также предусмотрено, что тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов отнесены к регулируемым тарифам.

Пунктом 8 данных Основ предусмотрено, что тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (тарифы на услуги по утилизации) устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за осуществление утилизации, обезвреживания и захоронения 1 куб. метра или 1 тонны твердых бытовых отходов.

Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.05.2010 № 58 для ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов за 1 куб.м.

Перечисленные выше правовые акты не предусматривают зависимость величины тарифа за складирование одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортного средства, доставляющего твердые бытовые отходы на полигон, следовательно, тариф установлен для фактически утилизируемых (захороняемых) твердых бытовых отходов, что соответствует фактически принимаемому на полигон объему твердых бытовых отходов.

Таким образом, применение коэффициента уплотнения противоречит вышеназванным нормам права.

При изложенных обстоятельствах, вопреки доводам ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс», действия данного общества по отказу от исключения из заключаемого с ООО «СКС» договора пункта 2.9, абзаца 2 пункта 5.7, пункта 5.8 в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения, и приложения № 1 к договору при отсутствии у ООО «СКС» иного выбора, иначе как вступать в правоотношения с ответчиком на указанных условиях, по сути представляют собой навязывание невыгодных условий договора и подлежат квалификации по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Поскольку на момент принятия настоящего решения спорные условия не исключены ответчиком из договора, то Комиссия считает необходимым выдать ему предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области в виде навязывания ООО «Служба Коммунального Сервиса» невыгодных условий договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности, содержащихся в его пунктах 2.9, 5.7 (абзац 2) и 5.8 (в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения) и приложении № 1 к нему.

2. Выдать ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области в виде навязывания ООО «Служба Коммунального Сервиса» невыгодных условий договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности, содержащихся в его пунктах 2.9, 5.7 (абзац 2) и 5.8 (в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения) и приложении № 1 к нему, с требованием:

2.1. в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания исключить из договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности пункт 2.9, абзац 2 пункта 5.7, пункт 5.8 в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения, и приложение № 1;

2.2. сообщить об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение, представив документы, свидетельствующие об исполнении предписания.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                      Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                   П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                      М.В. Литвинов

 

 

 

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

18 июля 2014 г.                                                                                                 Дело № 41-К-03-14

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.07.2014

В полном объеме решение изготовлено 18.07.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 41-К-03-14 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» (юридический адрес: 416111, Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов, ул. Центральная, 10; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 21.06.2007; ИНН 3009014941) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от заявителя — представителя ООО «Служба Коммунального Сервиса» <.....>; от ответчика — представителей ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» <.....> и <.....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Служба коммунального сервиса» (далее также — ООО «СКС») (юр. адрес: 414016, г. Астрахань, ул. Чкалова, 114 «А»; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 04.10.2012; ИНН 3023004060) с заявлением о нарушении Закрытым акционерным обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» антимонопольного законодательства путем отказа от исключения из договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности ряда условий (навязывание невыгодных условий договора).

По результатам рассмотрения названного заявления Астраханское УФАС России, обнаружив в действиях ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, направило данному обществу на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение от 17.04.2014 № 03/4022-ЛМ о прекращении не позднее 10 рабочих дней с момента получения предупреждения действий, выразившихся в навязывании обществу «СКС» невыгодных условий договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности, содержащихся в его пунктах 2.9, 5.7 (абзац 2) и 5.8 и приложении № 1 к нему, однако ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс», получив указанное предупреждение 05.05.2014, в установленный срок его не выполнило.

Вследствие этого Управлением в отношении ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» было возбуждено дело № 41-К-03-14 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (приказ руководителя Управления от 20.06.2014 № 353-п).

На заседании Комиссии представитель заявителя позицию, изложенную в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства, поддержал.

Представители ответчика на рассмотрении дела пояснили, что спорные условия договора соответствуют действующим нормативным правовым актам, не являются невыгодными, в связи с чем действия ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» по отказу от их исключения нельзя расценивать как навязывание невыгодных условий договора.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

Обществом «СКС» от общества «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» был получен проект договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности.

Ознакомившись с проектом данного договора, ООО «СКС» пришло к выводу о том, что в него включены невыгодные условия, содержащиеся в пункте 2.9, согласно которому заказчик (ООО «СКС»), сдающий отходы на захоронение, сортировку по поручению третьих лиц и не являющийся собственником отходов, обязан предоставить перечень договоров, заключенных с иными физическими и юридическими лицами, с указанием объемов отходов, а также обеспечить наличие отказа собственника отходов от права собственности на них путем включения соответствующего условия в договор, заключенный между заказчиком и собственником отходов, либо путем оформления отдельного письменного отказа; в абзаце 2 пункта 5.7, предусматривающем право исполнителя (ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс») потребовать уплаты заказчиком штрафа в размере 1000 руб., а также возмещения убытков, причиненных исполнителю в случае нарушения заказчиком обязанности по предъявлению исполнителю отказа собственника отходов от права собственности на них; в пункте 5.8 в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения, применяемых при расчете объема кузова транспортных средств; в приложении № 1 к договору, устанавливающем такие коэффициенты.

В этой связи ООО «СКС» направило ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» протокол разногласий от 25.12.2013, которым выразило намерение исключить из договора вышеуказанные условия.

В ответ на данный протокол разногласий ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» направило ООО «СКС» протокол согласования разногласий от 26.12.2013, из которого следует, что общество «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» отказывается от исключения спорных условий из договора.

Комиссия, проверив соответствие указанных действий ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» требованиям антимонопольного законодательства, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, регулирует Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Злоупотребление определяется данной нормой как действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Одной из форм злоупотребления доминирующим положением является в силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции навязывание условий договора, невыгодных для контрагента, представляющее собой злоупотребление доминантом правом на свободное заключение договора в форме совершения действий (бездействия), понуждающих (вынуждающих) контрагента доминанта вступать в договорные отношения на невыгодных для него условиях, и тем самым ущемляющих интересы контрагента.

Запрет на злоупотребление доминирующим положением распространяется на  ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» ввиду следующего.

Приказом Астраханского УФАС России от 29.04.2014 № 1/30 ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов» в границах г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области с долей более 50% и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

Включенные ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» в договор пункты 2.9 и абзац 2 пункта 5.7 содержат условия, возлагающие на заказчика обязанности, которые не предусмотрены действующими нормативными правовыми актами и исполнение которых невыгодно для заказчика, поскольку требует совершения дополнительных юридически значимых действий для получения возможности передачи отходов исполнителю, а также условия, предусматривающее уплату штрафа за неисполнение указанных обязанностей.

Более того, обязанность по предоставлению заказчиком исполнителю подтверждения отказа собственника отходов от права собственности на них путем включения соответствующего условия в договор, заключенный между заказчиком и собственником отходов, либо путем оформления отдельного письменного отказа может быть не исполнима заказчиком в случае отказа собственника отходов от включения в заключаемый с заказчиком договор условия об отказе от права собственности на отходы либо оформления отдельного письменного отказа и отсутствия у заказчика права потребовать от собственника отходов совершить такие действия.

Что касается пункта 5.8 договора в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения, и приложения № 1 к договору, то они содержат условия противоречащие нормам права.

Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Частью 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ  тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, подлежат регулированию.

В пункте 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, также предусмотрено, что тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов отнесены к регулируемым тарифам.

Пунктом 8 данных Основ предусмотрено, что тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (тарифы на услуги по утилизации) устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за осуществление утилизации, обезвреживания и захоронения 1 куб. метра или 1 тонны твердых бытовых отходов.

Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.05.2010 № 58 для ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов за 1 куб.м.

Перечисленные выше правовые акты не предусматривают зависимость величины тарифа за складирование одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортного средства, доставляющего твердые бытовые отходы на полигон, следовательно, тариф установлен для фактически утилизируемых (захороняемых) твердых бытовых отходов, что соответствует фактически принимаемому на полигон объему твердых бытовых отходов.

Таким образом, применение коэффициента уплотнения противоречит вышеназванным нормам права.

При изложенных обстоятельствах, вопреки доводам ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс», действия данного общества по отказу от исключения из заключаемого с ООО «СКС» договора пункта 2.9, абзаца 2 пункта 5.7, пункта 5.8 в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения, и приложения № 1 к договору при отсутствии у ООО «СКС» иного выбора, иначе как вступать в правоотношения с ответчиком на указанных условиях, по сути представляют собой навязывание невыгодных условий договора и подлежат квалификации по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Поскольку на момент принятия настоящего решения спорные условия не исключены ответчиком из договора, то Комиссия считает необходимым выдать ему предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области в виде навязывания ООО «Служба Коммунального Сервиса» невыгодных условий договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности, содержащихся в его пунктах 2.9, 5.7 (абзац 2) и 5.8 (в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения) и приложении № 1 к нему.

2. Выдать ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области в виде навязывания ООО «Служба Коммунального Сервиса» невыгодных условий договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности, содержащихся в его пунктах 2.9, 5.7 (абзац 2) и 5.8 (в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения) и приложении № 1 к нему, с требованием:

2.1. в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания исключить из договора от 25.12.2013 № 65 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности пункт 2.9, абзац 2 пункта 5.7, пункт 5.8 в части, допускающей применение коэффициентов уплотнения, и приложение № 1;

2.2. сообщить об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение, представив документы, свидетельствующие об исполнении предписания.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                      Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                   П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                      М.В. Литвинов

 

 

 

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 41-К-03-14 [format] => [safe_value] => № 41-К-03-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;

 

http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50342.htmlПостановление правительства №896 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке

http://fas.gov.ru/eljournal/http://Научно-Практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Борьба с картелями

Журнал конкуренция и рынок

http://www.fas.gov.ru/groups-of-people/Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 ФЗ "О защите конкуренции"

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-18 10:33:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-18 10:33:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1408617328 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )