Протокол № 1 заседания ОКС от 25.02.2011

 

 

П Р О Т О КО Л № 1

 

заседания Общественно - консультативного совета при Астраханском УФАС России

 

 

« 25 » февраля 2011 года г. Астрахань

 

 

Присутствовали :сопредседатели ОКС – Меркулов Н.С., Никитина Н.З., члены ОКС Джаналиева Л.З., Неврединов А.В, Хают Л.А., Никитин Р.М., Чернышова А.М., ответственный секретарь ОКС– Маслов Н.А..

Приглашённые: Потылицын П.Л.- зам. руководителя управления-начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России, Зайкова С.Н. - первый заместитель Руководителя службы по тарифам Астраханской области, первый заместитель генерального директора ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» Долганов А.Н., прокурор Астраханской областной прокуратуры Павлова А.Т., советник президента Ассоциации «Астраханьрыбхоз» Чертова Е.Н.

 

П О В Е С Т К А з а с е д а н и я:

 

1.«Рост тарифов на услуги электроснабжающих организаций в Астраханской области и их влияние на развитие предпринимательства», докладчик: Председатель АРО «Деловая Россия» Никитина Н.З.

2. Утверждение плана работы ОКС на 2011 год.

Руководитель Астраханского УФАС России, сопредседатель ОКС Меркулов Н.С. открыл заседание Совета. Он объявил состав ОКС, легитимность заседания, повестку заседания, а также предложил проголосовать за данную повестку .

.

Голосовали: «За»- единогласно.

 

Меркулов Н.С. предложил регламент заседания:

докладчику – 15 минут,

выступающим – не более 5 минут.

Голосовали: «За»- единогласно.

 

Сопредседатель ОКС Меркулов Н.С. выступил с вступительным словом .

Он сказал: «В Астраханское УФАС поступают обращения юридических лиц и предпринимателей по поводу увеличения тарифов на электроэнергию. По их мнению тарифы необоснованно завышенные, просят разобраться в их законности. По их мнению, ОАО «Астраханская энергосбытовая компани» незаконно устанавливает цену за поставленную электроэнергию. Считаю, что на сегодняшнем заседании Совета мы сможем разобраться в сложившейся ситуации на астраханском розничном рынке электроэнергии, тем более, что на заседании присутствуют представители всех компетентных и заинтересованных ведомств».

Затем Меркулов Н.С. предоставил слово докладчику.

 

По первому вопросу с докладом выступила Председатель АРО «ДЕЛВАЯ РОССИЯ», сопредседатель ОКС Никитина Н.З.

Выступление Никитиной Н.З.

«Уважаемые члены Совета и приглашённые! Целью стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П является повышение конкурентоспособности области в масштабах страны и Каспийского макрорегиона, что приведет к повышению устойчивости ее развития, закреплению сценария технологической и корпоративной модернизации, созданию благоприятных условий для жизни и работы населения Астраханской области

Однако прогрессирующий рост тарифов электроснабжающих организаций, наряду с другими естественными монополиями, тормозит развитие производств и способствует тому, что региональный бизнес сдает свои позиции не только на международном, но и на внутреннем рынках.

Глава Российского Правительства на заседании Президиума кабинета министров потребовал от региональных и федеральных властей не превышать предусмотренный рост тарифов на электроэнергию в 15%.

Тарифы на электроэнергию, включая цену на свободном рынке. - по стране выросли на 21,5 процента, что в разы превышает инфляцию.

По данным предприятий Астраханской области с января 2011т г.. цена на электроэнергию выросла в среднем на 46%. В то же время для энергоемких предприятий цена выросла с 2,37 руб./кВтч до 4.13 руб./кВтч, а некоторых субъектов расходы на электроэнергию возрасли ещё больше (например ООО «Дюна»-до 70% ).

По данным предприятий сельского хозяйства Астраханской области тариф на электроэнергию в 2011 г. составил от 3,5 руб/ кВтч до 5 руб/кВтч.

Удельные затраты на электроэнергию для предприятий сельского хозяйства, и в первую очередь для аквакультуры , составляют от 19% до 25% . что способствует снижению прибыльности до нуля и приводит к неэффективности данного направления деятельности.

Рост тарифов для предприятий промышленности до 70 % также способствует снижению эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятий Астраханской области. Следует отметить , что в Астраханской области сложилась практика по корректировке тарифов на электроэнергию в силу неизвестных обстоятельств: например в 2010 году, после обращений общественности к проблеме стоимости услуг за точки , выставленные и оплаченные потребителями счета в размере 7800 руб.за точку присоединения снизились до 3200 руб.. Как нам объяснили представители Службы по тарифам Астраханской области, в прошедшем 2010 году изначальные расчеты были ошибочны. Однако, перерасчет был осуществлен после массового обращения бизнес-сообщества в разные инстанции..

В 2011 году также потребителям выставили счета с учетом тарифа 5 руб. за кВт. При этом, не было учтено решение правительства о повышении тарифов не более чем на 15%.

Как уже отмечалось, проблема роста тарифов на электроэнергию одна из самых злободневных и негативно отражается на процессе модернизации экономики Астраханской области. Издержки предприятий на электроэнергию выросли на протяжении трех лет до 25-30%. . Принятая система тарифов не стимулирует развитие предприятий. Предприятия не в состоянии разработать не только долгосрочные, но и срочные планы развития.

Бизнес-сообщество Астраханской области считает, что непринятие конкретных и действенных мер со стороны Правительства Астраханской области может привести к серьезным экономическим и социальным последствиям, в связи с тем, что продукция местных товаропроизводителей становится неконкурентоспособной . Исходя из этого, предлагаем:

  1. Установить предельно допустимый рост тарифов на уровне 15 %.

  2. Отменить плату за технологическое присоединение к сетям в том числе за счет привлечения в инвестиции централизованных средств.

  3. Создать условия для работы на территории области других гарантирующих поставщиков для обеспечения конкуренции на рынке торговли электроэнергией и мощностью( в настоящее время их 5 , из которых только с тремя могут заключать договоры предприятия).

  4. Обратиться в прокуратуру АО с целью проверки обоснованности увеличения тарифов естественных монополий и точек присоединения.

Выступили:

Долганов.А.Н. Он сказал, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» устанавливает и согласовывает тарифы для юридических лиц и населения строго в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время государственная политика направлена на поэтапную либерализацию цен на электроэнергию. значительно увеличилась доля покупки электроэнергии на оптовом рынке по нерегулируемым ценам -(85%) и регулируемым ценам – 15%. Себестоимость цены на нерегулируемом рынке складывается из следующих составляющих: цена на оптовом рынке -34,7 %; цена за транспортировку – 60,39%: сбытовая надбавка (энергосбытовая надбавка, услуги диспетчирования, услуги рынка) – 4,88%. Величину сбытовой надбавки нам устанавливает Служба по тарифам Астраханской области.

Заявки в центральную диспетчерскую подаются за сутки вперёд с росписью на каждый час. Самая высокая цена в часы пик (с 09.00 до 13.00), а максимальная с 18.00 до20.00. Самая низкая цена в ночное время. Средневзвешенная суточная цена определяется делением цены всех часов на 24. Таким же образом определяется средневзвешенная месячная цена. Раьше нам устанавливали предельные уровни тарифов для юридических лиц, а с 2011 года уровень тарифов свободный. считаю, что можно можно ограничить стоимость сетевых услуг (ОАО «МРСК Юга»). В настоящее время у потребителей (население) сформировалась к нам задолженность за 2010 год в сумме 13 млн. руб.

Затем Долганов А.Н. рассказал о методике формирования цены на электроэнергию по методике RAB.

Вопросы к Долганову А.Н.:

Маслов Н.А. «Долги предприятий и населения поставщикам за электроэнергию растут, средств на оплату у многих не хватает. Мы стремимся в ВТО, где уровень доходности выше чем у нас. Не сможете ли Вы назвать примерную сегодняшнюю стоимость 1 кВтч для населения в странах ЕС »?

Долганов А.Н. «Если перевести в российскую валюту, то. примерно, чуть больше 5 рублей».

Потылицын П.Л. «Не смогли бы вы (Энергосбытовая компания) разместить на своём интернет-сайте для потребителей параметры (формулу) расчёта цены на поставленную электроэнергию, так как они сами не могут понять из чего она складываются и за помощью обращаются в УФАС, считая её завышенной»?

Долганов А.Н. «Мы постараемся это сделать».

Меркулов Н.С. «А как Вы решаете вопрос с перебором или недобором электроэнергии потребителями к заявленной»?

ДолгановА.Н. «Этот вопрос мы решаем через балансирующий рынок. Невыбранную электроэнергию мы продаём на этот рынок по низкой цене, а если кому-то мощности не хватило, то он может её там купить, но уже по более высокой цене».

Далее сопредседатель ОКС Меркулов Н.С. предоставил слово 1-му заместителю руководителя Службы по тарифам Астраханской области Зайковой С.Н.

Выступление Зайковой С.Н.

В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции РФ, находятся в ведении РФ. Это означает, что основы регулирования общественных отношений в указанной сфере отнесены Конституцией РФ к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти и по указанному предмету ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

С 1 января 2011 года утратил силу Федеральный закон от 14.04.1995 № 41- ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», розничный рынок электрической энергии либерализован, электрическая энергия поставляется потребителям, за исключением населения и потребителей, приравненных к населению, по свободной нерегулируемой цене.

Перечень цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, подлежащих государственному регулированию, определен Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

На 2011год Службой по тарифам Астраханской области установлены: -сбытовые надбавки для двух гарантирующих поставщиков электрической
энергии в Астраханской области (ОАО «Астраханская сбытовая компания» и ОАО
«Русэнергосбыт»);

-тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей приравненных к категории «население»;

-тарифы на услуги по передаче электрической энергии;

-плата за технологическое присоединение к электрическим сетям
территориальных сетевых организаций.

 

Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков

Согласно материалов обращений гарантирующих поставщиков об установлении сбытовых надбавок на 2011 год:

ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» была заявлена средняя
величина сбытовой надбавки в размере 231,63 руб. /МВтч (без НДС). По оценке
службы по тарифам Астраханской области на 2011 год средняя величина сбытовой
надбавки составит 127,73 руб./МВтч (без НДС), т. е. снижена на 44,86%;

ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» была заявлена средняя величина сбытовой
надбавки в размере 87,48 руб. /МВтч (без НДС). По оценке службы по тарифам
Астраханской области на 2011 год средняя величина сбытовой надбавки составит
27,97 руб./МВтч (без НДС), т. е. снижена на 68,03%.

Экономический эффект от регулирования сбытовых надбавок гарантирующего поставщика (снижение тарифной нагрузки на потребителя) составил 230,2 млн. рублей.

Тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению Астраханской области

При установлении на 2011 год тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению Астраханской области и потребителям, приравненным к населению, службой по тарифам Астраханской области были рассмотрены материалы гарантирующих поставщиков ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», а также ОАО «Оборонэнергосбыт».

Указанными организациями на 2011 год был предложен тариф на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненными к населению, в среднем по региону в размере 3,32 руб./кВтч (с НДС).

При формировании тарифов на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, службой по тарифам Астраханской области был применен метод индексации.

Установленные на 2011 год тарифы на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к категории население, соответствуют предельному максимальному уровню тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2011 год, установленному приказом ФСТ России от 07.10.2010 №245-э/3.

С 1 января 2011 г. поставка электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется в объеме всего фактического потребления по регулируемым тарифам:

-для городского населения и потребителей, приравненных к населению -
2,97 руб./кВтч (с НДС). Указанный тариф на электрическую энергию ниже
аналогичного тарифа, установленного в самых крупных субъектах Южного федерального округа, таких как Краснодарский край (3,06./кВтч) и Ростовская область (3,08 руб./кВтч).

-для сельского населения и населения, проживающего в домах,
оборудованных газовыми плитами, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками для указанных потребителей в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» применен понижающий коэффициент 0,7)-,08 руб./кВтч (с НДС). Указанный тариф на электрическую энергию ниже аналогичного тарифа, установленного в Краснодарском крае (2,14руб./кВтч) и в Ростовской области (2,15 руб./кВтч).

В среднем по региону регулируемые тарифы на электрическую энергию для населения по отношению к уровню 2010 года выросли на 10 %. По отношению к предложениям энергоснабжающих организаций тариф снижен с 3,32 до 2,63 руб./кВтч или на 20,8%.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2011 год были установлены для 25-ти сетевых организаций в рамках предельных уровней, определенных приказами ФСТ России от 30.09.2008 № 196-э/1 и от 30.12.2010 №501-э/6.

Тарифы на услуги ОАО «МРСК Юга» по передаче электрической энергии на территории Астраханской области, установленные на период 2009-2011 г.г.

постановлением службы по тарифам Астраханской области от 16.10,2008 № 79, рассчитаны методом доходности инвестированного капитала.

В соответствии с п. 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов, метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.

Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. При этом переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется регулирующим органом по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

Факторный анализ темпа роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011 год показал, что наибольшее влияние оказали:

- «сглаживание» - это такой способ перераспределения НВВ, когда

недополученный в первые годы регулирования доход возвращается в конце 3-летнего периода- 17,3 %;

- рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (приказ СТ России от 28.12.2010 № 486-э/З) - 6,5 %Ф.

При этом необходимо отметить, что установленные единые (котловые) тарифы на услуги ОАО «МРСК Юга» по передаче электрической энергии по сетям на территории Астраханской области на 2011 год являются самыми низкими в Южном федеральном округе.

По имеющейся в СМИ информации в настоящее время Правительством РФ разработан пакет мер по удержанию роста цен на электроэнергию в стране в пределах 15 %, которые предполагают пересмотр уже принятых тарифных решений на 2011 год и затрагивают почти всех участников энергорынка. Планируется снижение тарифов на мощность для генераторов и на услуги по передаче электрической энергии ФСК и МРСК Холдинг.

Тарифы сетевых компаний будут подвергнуты еще большему «сглаживанию». В Астраханской области уже предпринимаются меры по продлению срока действия первого 3-летнего долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги ОАО «МРСК Юга» по передаче электрической энергии на территории Астраханской области.

В соответствии с п. 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, срок действия первого 3-летнего долгосрочного периода регулирования тарифов может быть продлен по согласованию с ФСТ России.

Продление срока действия первого 3-летнего долгосрочного периода регулирования тарифов позволит внести изменения в приказ ФСТ России от 30.12.2010 № 501-э/6, утвердив предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на услуги ОАО «МРСК Юга» по передаче электрической энергии на территории Астраханской области на 2011 - 2013 г.

Вопросы к Зайковой С.Н.:

Меркулов Н.С. «Как повлияет продление срока действия периода регулирования тарифов на их рост или стабилизацию»?

Зайкова С.Н. « Учитывая изложенное, продление срока действия первого 3-летнего долгосрочного периода регулирования тарифов позволит снизить темп роста цены на электрическую энергию в 2011 году на территории Астраханской области до уровня, установленного Правительством РФ».

Заслушав и обсудив доклад по первому вопросу сопредседателя ОКС Никитиной Н.З. «Рост тарифов на услуги электроснабжающих организаций в Астраханской области и их влияние на развитие предпринимательства», выступления и предложения участников заседания Совета члены общественно-консультативного совета при Астраханском УФАС России.

 

Р е ш и л и:

  1. Астраханскому УФАС России обратиться в ФАС России с ходатайством выйти в Правительство Российской Федерации с предложением о внесении в действующее законодательство РФ об электроэнергетике и её государственном регулировании изменений (дополнений), обязывающих: а) поставщиков электроэнергии обеспечить раскрытие на интернет-сайте порядка расчёта тарифов (цен), а также его прозрачность и доступность для потребителей;

    б) исключить посредников между энергосбытовой компанией и администратором торговой системы на торгах;

    в) контролировать инвестиционную составляющую тарифа на передачу электрической энергии, выделяемую на развитие и ремонт сетевого хозяйства;

    г) привести в соответствие с законом об электроэнергетике все нормативно- правовые акты.

  2. Рекомендовать ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» разместить на своём интернет-сайте порядок (формулу) расчёта цены

    за поставленную электроэнергию потребителям в упрощённом варианте.

    Голосовали: «За»- единогласно.

     

По второму вопросу слушали ответственного секретаря ОКС Маслова Н.А.

Он довёл до членов ОКС проект Плана работы общественно-консультативного совета при Астраханском УФАС России на 2011 год.

Изменений и дополнений в проект плана не поступило.

 

Р е ш и л и :

  1. План работы общественно-консультативного совета при Астраханском УФАС России на 2011 г., предложенный ответственным секретарём ОКС Масловым Н.А. утвердить.

 

Голосовали: «За»- единогласно

 

 

Сопредседатель ОКС Н.С. Меркулов

 

Сопредседатель ОКС Н.З. Никитина

 

Члены ОКС: Р.М. Никитин

 

Л.З. Джаналиева

 

Л.А. Хают

 

Ответственный секретарь ОКС Н.А. Маслов

Дата проведения Совета: 
25 февраля 2011, 08:50