Протокол № 8 заседания ОКС

 

 

П Р О Т О КО Л № 8

 

заседания Общественно - консультативного совета при Астраханском УФАС России

 

 

 

« 13 » декабря 2011 года. г. Астрахань

 

 

 

Присутствовали : сопредседатели ОКС – Меркулов Н.С., Никитина Н.З., члены ОКС: Хают Л.А., Никитин Р.М., Чернышова А.М. ответственный секретарь ОКС– Маслов Н.А..

Приглашённые:

  • Потылицын Павел Леонидович - зам руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС.

 

  • Евлашев Николай Дмитриевич.- член Общественной палаты при Губернаторе Астраханской области.

  • Фомина Ольга Андреевна – нач. отдела по экономике и отраслевому анализу в ЖКХ. министерства ЖКХ АО.

  • Суодайтис Диана Александровна – ведущий специалист отдела правового и кадрового обеспечения министерства ЖКХ Астраханской области.

  • Пирцул Евгений Олегович - нач. юридического отдела ОАО «Газпром газораспределение».

  • Попов Юрий Петрович -зам. генерального директора ОАО «Астраханьгазсервис»

 

     

    Антонова Татьяна Михайловна - главный бухгалтер ОАО «Астраханьгазсервис»

     

    П о в е с т к а з а с е д а н и я:

     

    Повестка дня:. «Антимонопольный контроль и состояние конкуренции на рынке услуг газоснабжения в Астраханской области».

    Докладчик: Потылицын П.Л.

    Содокладчик: Никитина Н.З. .

     

    Руководитель Астраханского УФАС России (сопредседатель ОКС) Меркулов Н.С. открыл заседание Совета. Он объявил состав ОКС, легитимность заседания, повестку заседания, а также предложил проголосовать за данную повестку .

    Голосовали: «За»- единогласно.

    Меркулов Н.С. предложил регламент заседания:

    докладчику – 15 минут,

    выступающим – не более 5 минут.

    Голосовали: «За»- единогласно.

     

    Сопредседатель ОКС Меркулов Н.С. выступил с вступительным словом .

    Он отметил, что вопрос повестки дня сегодняшнего заседания животрепещущий он затрагивает интересы большинства населения Астраханской области. Рынок услуг газоснабжения является высоко монополизированным, поэтому на нём зачастую появляются нарушения антимонопольного законодательства. За последнее время увеличилось поступление жалоб в УФАС от потребителей газа на незаконные действия газоснабжающих организаций.

    При обсуждении данного вопроса на ОКС мы должны попытаться найти решение проблем, возникающих у потребителей газа, принять меры по выявлению и пресечении нарушений антимонопольного законодательства со стороны газоснабжающих организаций, по созданию благоприятных конкурентных условий на данном товарном рынке.

     

    С информацией по повестке дня выступил заместитель руководителя-начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС Потылицын П.Л.

    Тезисы выступления Потылицына П.Л.

    «Основными документами, регулирующими газоснабжение для граждан являются:

    1. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам
    (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307)

    2. Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549).

    для юридических лиц:

    1. Правила поставки газа в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162)

    Единственным поставщиком сетевого газа на территории Астраханской области является ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань".

    Существует ряд газораспределительных организаций:

    ОАО «Газпромгазорапределение», ОАО "Астраханьгазсервис", ОАО "Капьяргаз", ОАО "Астрханьоблгаз", ООО "Газпромгазэнергосеть".

    В реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов

    включено на рынке услуг по техническому обслуживанию газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях, организациях бытового обслуживания населения непроизводственного характера

    на территории г. Астрахани, Наримановского и Приволжского районов ОАО "Астраханьгазсервис"

    на территории Ахтубинска и Знаменска ОАО "Капьяргаз"

    На территории остальных районов - ОАО «Газпромгазорапределение».

    Несмотря на кажущуюся многочисленность хозсубъектов, осуществляющих деятельность в сфере газоснабжения, практически все они входят в одну группу лиц с ОАО "Газпром".

    На сетевой газ тарифы устанавливаются Службой по тарифам Астраханской области.

    Тарифы на техническое обслуживание не регулируются

    Среди наиболее значимых жалоб в 2011 году можно привести следующие:

    1. В Астраханское УФАС России обратился с жалобой ТСЖ "Владимирский" на ОАО "Газпромгазораспределение", и гражданин (Ванюшин) на ОАО "Астраханьгазсервис" с жалобой на отказ от заключения договора на техническое обслуживание газового оборудования. При этом свои отказы указанные организации объяснили тем, что газовое оборудование указанных лиц находится вне сферы их обслуживания. Антимонопольный орган усмотрел в данных нарушениях признаки антиконкурентного соглашения по разделу рынка.

    Решением комиссии ОАО "Газпромгазораспределение" и ОАО "Астраханьгазсервис" были признаны нарушившими ст. 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения, которое привело к разделу рынка технического обслуживания на территории г. Астрахани.

    Выдано предписание о недопущении впредь подобных действий и заключении договоров с лицами обратившимися в соответствующие ГРО.

    Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время действующим законодательством ограничен круг лиц имеющих право на техническое обслуживание ВДГО, что существенно снижает конкуренцию в данной сфере. Мы считаем целесообразным внести в законодательство изменения, позволяющие любым организациям, имеющим соответствующую подготовку и специализацию осуществлять данный вид деятельности.

    2. В Астраханское УФАС России обратился гражданин «А» с жалобой на установление ОАО "Астраханьгазсервис" монопольно высокой цены на услуги по установке прибора учета газа. Управлением было возбуждено дело по признакам нарушения ст. 10 Закона о защите конкуренции. Однако в результате исследования материалов в действиях ОАО "Астраханьгазсервис" не было установлено необоснованных затрат, в связи с чем дело было прекращено. Вместе с тем, тариф на установку прибора учета устанавливается индивидуально каждому потребителю, что связано с разным объемом работ, поэтому решение антимонопольного органа не означает, что монопольно высокая цена не применяется ОАО "Астраханьгазсервис" в других случаях.

    3. В Управление поступила жалоба гражданина «В» на отказ ОАО "Газпромгазораспределение" от приема показаний счетчика опломбированного ОАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" при наличии поверки счетчика.

    Гасоснабжающая организация в обоснование отказа ссылается на п. 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549), согласно которому определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

    Мы считаем, что данное толкование закона неправомерно, и ОАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" обязано принимать показания счетчика опломбированного ОАО "Астраханьгазсервис". В настоящее время готовятся материалы на возбуждение дела.

    В то же время в считаем, что необходимо внести дополнения в Правила конкретизирующие действия граждан и газоснабжающих организаций при смене поставщика газа.

    4. Поступали и продолжают поступать устные обращения граждан о неправомерности выставления счетов за поставку газа. У нас имеется практика, когда суды признавали нарушением антимонопольного законодательства выставление завышенных счетов гражданам ресурсоснабжающими организациями: Лукойл-ТТК, Астраханская энергосбытовая компания, влекущими впоследствии штрафные санкции.

    Устные обращения не являются основанием для возбуждения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

    В то же время считаем необходимым направить предупреждение в ОАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" о недопустимости подобных действий

    5. В настоящее впервые за 3 года в УФАС обратилось ООО УК «Строй комплекс» троитель Астрахани с жалобой на навязывание ему ОАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" невыгодных условий договора. В части расчета планы за газ в 3-х месячный период, когда счётчик находится на поверке.

     

    Никитина Н.З. так же выступила с информацией в виде содоклада по обсуждаемой повестке, подготовленной на основании обращений граждан в АРО «Деловая Россия» по поводу незаконных действий ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» и ОАО «Астраханьгазсервис». Она сказала:

    «Псевдодо возникшая задолженность за газ привела к следующим проблемам населения:

    Этап 1.Предполагаемый должник должен выяснить, откуда у него задолженность за газ при регулярной оплате за потребление газа при наличии или без прибора учета потребления газа.

    Этап 2.Обращается в ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» для выяснения задолженности и при этом необходимо представить следующие документы:

    - паспорт

    - документ, подтверждающий право собственности на газифицированное помещение

    - домовая книга или справка о составе семьи

    - технический паспорт на домовладение или справку с Ростехинвентаризации (БТИ)

    (получение справки предполагает взимание платы с заявителя)

    - договор на техническое обслуживание ВДГО (ОАО «Астраханьгазсервис», АФ ОАО «Газпромрегионгаз») (проверка задолженности за период оплаты в ОАО «Астраханьгазсервис» за потребляемый газ ( без учета срока исковой давности 3 года); получения справки о задолженности стоимостью 29,0 руб; оплата за техническое обслуживание; заявитель обязан доказать отсутствие задолженности).

    - договор на поставку газа (ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань»)

    - документы на газовый счетчик, показания счетчика

    - справка с ЕИРЦ об отсутствии долга на 01.02.2010 г.( предполагает проверку платежей и доказыванием их оплаты без учета срока исковой давности, трата времени и т.п.)

    - оплаченные квитанции с декабря 2009 г.(выверка оплаты потребителя за поставленный газ параллельно с данными ЕИРЦ)

    - акты демонтажа, монтажа счетчика, свидетельство о поверке счетчика.

    Этап 3. Заключение договора на техническое обслуживание ВДГО (ОАО «Астраханьгазсервис».

    Этап 4. Ревизия предполагаемой задолженности за счет потребителя.

    Этап 5. Снятие задолженности.

    В данных действиях усматривается:

    1.Монополист решает свои проблемы за счет потребителей газа, а не совместно с ЕИРЦ и ОАО «Астраханьгазсервис».

    2. Сговор ОАО «Астраханьгазсервис» и ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» в понуждении потребителя заключить договор на ТО ВДГО с ОАО «Астраханьгазсервис» при не достаточности сервисного обслуживания, не обслуживается импортное газовое оборудование. Потребитель вынужден иметь несколько договоров технического обслуживания.

    3. Полагаю что ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» обязан снять задолженность, с потребителя руководствуясь сроком исковой давности самостоятельно . Допущенные упущения произошли по вине ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» и ОАО «Астраханьгазсервис».

    Прошу внести на рассмотрение Думы амнистию неплатежей по срокам исковой давности и ходатайствовать перед РАО «Газпром» о списании безнадежной задолженности. Данные действия помогут ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» наладить свою работу надлежащим образом ( с чистого листа) и обеспечат надлежащий контроль за поставкой и оплатой потребляемого газа»

    Выступили:

    Меркулов С.Н. «Заслушав два выступления, у меня возникли два предложения в решение ОКС:

    - о необходимости дачи рекомендаций газоснабжающим организациям о размещении на своих Интернет-сайтах информации для своих потребителей по порядку предоставления услуг в сфере газоснабжения;

    - о рекомендации членам ОКС направлять в Астраханское УФАС поступающие к ним жалобы на незаконные действия газоснабжающих организаций для рассмотрения и принятия соответствующих мер.

    Так как соответствующее компетентное должностное лицо от ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» не явилось, то давайте послушаем представителя ОАО «Астраханьгазсервис».

    Евлашев Н.Д. «Да хотелось бы получить объяснения от представителя ОАО «Астраханьгазсервис» на такие вопросы, как:

    - почему у них такие большие расценки на снятие и замену приборов учёта?;

    - почему они принимали платежи за газ, хотя функции газоснабжающей организации с 2007 года передали «Межрегионгазу»?;

    - почему срок годности счётчика до очередной поверки исчисляют с даты изготовления заводом, а не с даты установки в сеть и почему не определено

    время, отведённое на проведение поверки прибора? Ведь во время нахождения счётчика на поверке, в ожидании установки потребитель оплачивает газ по большему тарифу. Поэтому газоснабжающие организации заинтересованы в продлении времени нахождения прибора на поверке.

    Попов Ю.П. «Отвечая на первый вопрос довожу до вашего сведения, что услуги по снабжению газом нельзя сравнивать по опасности и ответственности по сравнению с теплоснабжением и водоснабжением. Этим мы дисциплинируем и повышаем ответственность наших специалистов и потребителей по соблюдению всех правил и инструкций.

    Отвечая на второй вопрос хочу сказать, что потребители из-за своего упорства, нежелания платить «Межрегионгазу» сами платили за газ нам. Мы все поступавшие деньги добросовестно переправляли «Межрегионгаз» или возвращали гражданам.

    По третьему вопросу сообщаю, что в вновь вводимых домах строители, имеющие лицензию на установку газового оборудования, возможно не правиль но регистрировали установку счётчиков, но мы так не делаем. Мы запись в паспорте ставим с даты установки и пломбирования.

    Что касается сроков проведения поверок счётчиков, то эти сроки нигде не прописаны. Поэтому за просрочку поверки счётчиков потребители зачастую платят большие штрафы. Возможно эти сроки нужно законодательно установить».

    Маслов Н.А. « В 2007 году ОАО «Астраханьгазсервис» передало свои сети со всем оборудованием, с пломбами ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань».

    Однако «Межрегионгаз» почему то ваши пломбы не признает и требует от потребителей, чтобы они пломбировали их пломбами, а за это нужно платить. Ведь это незаконно. Почему вы до сих пор этот вопрос не отрегулировали»?

    Попов Ю.П. «Я считаю, что это было не правильно, но на днях, на совещании в «Межрегионгазе» этот вопрос нами был поднят и решён положительно».

    Никитина Н.З. Вопрос к Попову Ю.П. «Почему вы берете дважды плату за подключение газа, притом такую большую, при переводе жилого помещения в не жилое»?

    Попов Ю.П. «Отвечаю. Потому, что это не простая работа. Нужно перекрыть газ в сети, выровнять давление, чтобы не пострадали остальные потребители, работа в газовых шкафах, работа по обеспечению безопасности. Всё это входит в стоимость обоснованно. Но дважды плату мы не берём. Давайте вместе проверим этот факт, если он есть.

    Далее между участниками заседания проходил обмен информацией и предложениями по повестке дня.

     

    Р Е Ш И Л И :

     

    1. Рекомендовать газоснабжающим организациям разместить на своих Интернет-сайтах для свободного доступа граждан и организаций информацию о порядке предоставления услуг газоснабжения с указанием их стоимости.

    Ответственный: Астраханское УФАС России.

    Срок исполнения: до 25.12.2011.

     

    1. Рекомендовать членам ОКС направлять поступающие к ним жалобы на действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» и ОАО «Астраханьгазсервис» в Астраханское УФАС России для рассмотрения и принятия мер в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.

    Ответственный: члены ОКС.

    Срок исполнения: постоянно.

     

    3. Направить генеральному директору ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» требование о прекращении направления потребителям газа необоснованных уведомлений о задолженности за потреблённый газ.

    Ответственный: Астраханское УФАС России.

    Срок исполнения: до 25.12.2011.

     

    4. Направить предложение в ФАС России о выходе с ходатайством пред Правительством Российской Федерации о дополнении Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549) положением, позволяющим любым организациям, имеющим соответствующую подготовку и специализацию, осуществлять деятельность по техническому обслуживанию ВДГО.

     

    Ответственный:Астраханское УФАС России.

    Срок исполнения: до 25.12.2011.

     

    Голосовали: «За» единогласно.

     

     

    Сопредседатель ОКС Н.С. Меркулов

     

    Сопредседатель ОКС Н.З. Никитина

     

    Члены ОКС:

    Р.М. Никитин

     

    А.М. Чернышова

     

    Л.А. Хают

     

    Ответственный секретарь ОКС Н.А. Маслов

     

    Дата проведения Совета: 
    13 декабря 2011, 11:26