Протокол заседания ОКС № 2 от 15.06.2012

 

                                                      П Р О Т О КО Л  № 2

  заседания Общественно - консультативного совета при Астраханском                                                       УФАС России

 

« 15 »   июня 2012 года.                                                                          г. Астрахань

 

Присутствовали: сопредседатели ОКС – Меркулов Н.С., члены ОКС:  Хают Л.А., Никитин Р.М., Чернышова А.М., Плотников Л,А.ответственный секретарь ОКС– Маслов Н.А..

Приглашённые: Камакина Т.Н.- зам. руководителя управления - начальник отдела финансовых рынков и рекламы, представители СМИ Астраханской области, представители СМИ Астраханской области.

 

                                     П о в е с т к а  з а с е д а н и я:

 

                                               «О рекламе МММ».

 

  Руководитель Астраханского УФАС России (сопредседатель ОКС) Меркулов Н.С. открыл  заседание Совета. Он объявил состав  ОКС, легитимность заседания, повестку заседания, а также предложил проголосовать за данную повестку.

Голосовали;  «за» - единогласно.

 Меркулов Н.С. предложил регламент заседания ОКС:

          докладчику – 15 минут,

          выступающим – не более 5 минут.

Голосовали:       «За»- единогласно.

Сопредседатель ОКС  Меркулов Н.С. выступил  с вступительным словом .

Он отметил, что вопрос о рекламе МММ актуален в связи с многочисленными обращениями граждан — физических лиц с просьбами о разъяснении применения положений Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» в виду массовой рекламы проекта МММ.

       Задачей сегодняшнего заседания ОКС является выработать единый подход в оценке различных способов рекламы МММ. 

   С информацией по повестке дня выступил заместитель руководителя-начальник отдела финансовых рынков и рекламы Камакина Т.Н.

Тезисы  выступления Камакиной Т.Н.

      Согласно информации, размещаемой на сайте www.sergey-mavrodi.com в сети Интернет, посредством реализации проекта Сергея Мавроди «МММ-2011, Мы Можем Многое» предлагается осуществлять деятельность, связанную с привлечением денежных средств физических лиц.

Федеральный закон «О рекламе» не содержит понятия финансовой услуги. Вместе с тем, данное понятие приведено в пункте 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, для целей Федерального закона «О защите конкуренции» финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

При этом, основным содержательным признаком отнесения той или иной услуги к финансовой, указанным в пункте 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является существо осуществляемой деятельности — то есть привлечение или размещение денежных средств физических и юридических лиц, либо одновременное привлечение и размещение таких денежных средств.

Исходя из смысла статьи 28 Закона о рекламе, можно сделать вывод, что понятие финансовой услуги для целей данного федерального закона включает не только услуги, прямо указанные в Федеральном законе №135-ФЗ, но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств. При этом, для целей Закона о рекламе необходимо учитывать правовое регулирование финансовых услуг, установленное также иными нормативными актами.

Например: Федеральный закон «ОБ ипотеке (залоге недвижимости)» (статьи 76, 77) предусматривает возможность получения целевого займа для приобретения или сооружения жилого дома или квартиры не только от банка или иной кредитной организации, но и от другого юридического лица соответственно по договору кредита или целевого займа.

Из положений Гражданского кодекса РФ (статья 807, пункт 2 статьи 819) следует, что нормы о кредите являются специальными по отношению к займу , при этом субъектный состав договора займа не ограничен. Однако, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Информационного письма ВАС РФ от 10.08.1994 №С1-7/ОП-555, услуги по предоставлению займа не должны носить систематического характера.

Из анализа статьи 28 Закона о рекламе (реклама финансовых услуг) с учетом приведенных норм следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.

Таким образом, рекламе деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, может рассматриваться как реклама финансовых услуг.

Деятельность, указанная на обозначенном выше сайте в сети Интернет, связана с привлечением денежных средств физических лиц. Соответственно, услуги, оказываемые в рамках осуществления подобной деятельности, подпадают под понятие финансовой услуги.

Таким образом, реклама указанной деятельности должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Выступили:

 Хают Л.А. Он сказал, что к ним в редакцию обращаются граждане с просьбой разъяснить суть и правдоподобность рекламы «МММ» в обновлённом варианте.

Сотрудники редакции газет «Комсомолец Каспия и «Астраханские ведомости» не могут квалифицировано довести до граждан информацию о сути ,законности распространяемой в сети Интернет информации, каким законом регулируется распространение этой информации, насколько велик риск наших граждан принявших решение вложить свои денежные средства в эту «финансовую пирамиду,». Ведь судя по информации СМИ уже многие тысячи российских граждан понесли туда свои последние сбережения в надежде улучшить своё финансовое положение. Кому-то это частично удалось- это первым вкладчикам, а большинству грозит неудача. Может повторится массовый обман населения, как это было в 90-е годы прошлого столетия. Мне думается Федеральная антимонопольная служба, её территориальные органы должны разораться в распространяемой  в СМИ информации о проводимой акции «МММ», как её квалифицировать: то ли как рекламу и потом её рассматривать на достоверность, то ли как объявление. В общем Астраханскому УФАС России необходимо рассмотреть, изучить информацию «МММ» и отреагировать в соответствии с действующим законодательством РФ и результаты опубликовать в областных СМИ.

Далее выступили представители СМИ: от газеты «Горожанин», от ООО «Медиа -Центр», от ООО «Нижневолжский ТКЦ», ООО «Астраханская областная телерадиовещательная компания РЕН-ТВ Астрахань».

                                         

                                                                Р Е Ш И Л И :

 

  1. Астраханскому УФАС России рассматривать рекламу, содержащую слова «МММ», «Мы можем Многое», на соответствие нормам Федерального закона «О рекламе» с учетом предложений, изложенных на заседании ОКС.

 

Голосовали:  «За»- единогласно.

 

 

Сопредседатель ОКС                                                           Н.С. Меркулов

 

Члены ОКС:                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                Р.М. Никитин

 

                                                                                                А.М. Чернышова

 

                                                                                                Л.А. Хают 

                                                                                               

                                                                                                А.В. Плотников  

                                                                                               

Ответственный секретарь   ОКС                                         Н.А. Маслов

Дата проведения Совета: 
15 июня 2012, 14:50