Протокол № 9 заседания ОКС от 23.12.2015
П Р О Т О К О Л № 9
заседания Общественно - консультативного совета при Астраханском УФАС России
« 23 » декабря 2015 года г. Астрахань
Присутствовали :сопредседатели ОКС – Меркулов Н.С., Никитина Н.З., члены ОКС :Богатырёва А.В. Хают Л.А., Никитин Р.М., Шатеева Т.В, . ответственный секретарь ОКС– Маслов Н.А..
Приглашённые: Потылицын П.Л. - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России, заместитель руководителя - начальник отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России Камакина Т. Н., начальник отдела контроля госзаказа и антимонопольного контроля органов власти Литвинов М.В.
П О В Е С Т К А Д Н Я:
«О четвёртом антимонопольном пакете ».
Докладчик: Руководитель Астраханского УФАС России Меркулов Н.С.
Руководитель Астраханского УФАС России (сопредседатель ОКС) Меркулов Н.С. открыл заседание Совета. Он объявил состав ОКС, легитимность заседания, повестку заседания, а также предложил проголосовать за данную повестку..
Голосовали: «За»- единогласно.
Меркулов Н.С. предложил регламент заседания:
докладчику – 15 минут,
выступающим – не более 5 минут.
Голосовали: «За»- единогласно.
С информацией о четвёртом антимонопольном пакете выступил руководитель Астраханского УФАС России Меркулов Н.С.
Он отметил, что в настоящее время мы являемся свидетелями значительных изменений и дополнений федерального законодательства в области конкурентного права. Далее он рассказал присутствующим о вступлении в силу 10 января 2016 года ФЗ от 05.10.2015 года № 275-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты РФ", так называемый "четвертый антимонопольный пакет". Руководитель отметил, что работа над этим документом велась 4 года и, наконец, завершена. Закон разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции на основании плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", а также перечня поручений Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева по итогам встречи с членами ООО "Деловая Россия".
"Указанным законом вносятся существенные изменения в антимонопольное законодательство, касающиеся вопросов признания хозяйствующих субъектов доминирующими на товарных рынках, признания злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, понятий картель и "вертикальные соглашения", значительно расширяется сфера применения таких институтов как предостережение и предупреждение, конкретизированы различные формы недобросовестной конкуренции. Кроме того, законом внесены изменения в части оптимизации деятельности антимонопольного органа и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Существенные изменения внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях."
Указанным законом вносятся существенные изменения в антимонопольное законодательство, касающиеся вопросов признания хозяйствующих субъектов доминирующими на товарных рынках,признания злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, понятий картель и «вертикальные соглашения». Документ расширяет сферу применения таких институтовкак предостережение и предупреждение, конкретизированы различные формы недобросовестной конкуренции. Кроме того, законом внесены изменения в части оптимизации деятельности антимонопольного органа и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Существенные изменения внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
«Наша задача в кратчайшее время приступить к изучению новых статей, положений, формулировок, внесённых в Федеральный закон №135-ФЗ, проанализировать их, осмыслить, обсудить с сотрудниками соответствующих отделов, которые будит их применять в своей практической деятельности, чтобы наша работа по развитию и защите конкуренции была эффективной и востребованной хозяйствующими субъектами и гражданами Астраханской области. Думаю начальники отделов в своих выступлениях более конкретно остановятся на деталях новаций и изменений, которые внесены в законодательство о защите конкуренции, в КоАП РФ.
Содокладчик Камакмна Т. Н.
Она сказала:
«С 10.01.2016 запрет на недобросовестную конкуренцию, установленный статьей 14 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 10.01.2016, преобразован в целый набор статей, объединенных в главу. Таким образом, перечень составов, подпадающих под понятие «недобросовестная конкуренция», с одной стороны, расширился, а, с другой, приобрел более четкие формулировки.
Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении (ст.14.1):
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.
Статья 14.2. устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение:
Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
Статья 14.3. устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения:
Не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:
1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;
2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;
3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.
Статья 14.4. устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг:
1. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).
2. Решение антимонопольного органа о нарушении положений части 1 настоящей статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
Статья 14.5. устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности
Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту.
Статья 14.6. определяет запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения:
Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:
1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;
2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.
Статья 14.7. устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну:
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, в том числе:
1) получение и использование указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, без согласия лица, имеющего право ею распоряжаться;
2) использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право ею распоряжаться;
3) использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент и которая получена от лица, имеющего или имевшего доступ к указанной информации вследствие выполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения.
Не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона».
Выступили:
Потылицын П.Л.
Он сказал: «В настоящее время отделом рассматриваются жалобы, поступающие в основном от физических лиц. В новой редакции Закона о защите конкуренции исключаются полномочия антимонопольных органов по защите прав физических лиц. Вместе с тем, административным кодексом вводится ответственность субъектов естественной монополии за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо собственников или иных законных владельцев объекта электросетевого хозяйства за нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям. Данная норма дает право физическим лицам на обращение в антимонопольный орган в случае нарушения их прав при осуществлении технологического присоединения.
Считаю необходимым довести данную информацию через СМИ до сведения граждан и контролирующих организаций».
Литвинов М.В.
Он сказал: «С 05.01.2016 вступает в силу Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" который расширяет круг лиц, которым могут быть направлены предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, включая в него должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов.
Основанием для направления предостережения таким должностным лицам будет является информация о планируемых ими действиях (бездействии), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства, если при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства».
Далее выступили: Никитин Р.М., Маслов Н.А., Никитина Н.З.
Р Е Ш И Л И :
1. Рекомендовать руководителю Астраханского УФАС России Меркулову Н.С. провести пресс-конференцию со СМИ Астраханской области, посвящённую принятию и применению Астраханским УФАС России с 10.01 2016 г. «четвёртого антимоноольного пакета».
2. Рекомендовать руководителям структурных подразделений Астраханского УФАС России организовать изучение изменений и дополнений в Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции» со своими сотрудниками в части их касающейся.
3 Рекомендовать руководителю Астраханского УФАС России Меркулову Н.С. организовать и провести семинары с представителями бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления Астраханской области по вопросу вступающих в действие с 10.01.2016г. изменений и дополнений в Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Голосовали: «За» единогласно.
Сопредседатели ОКС Меркулов Н.С.
Никитина Н.З.
Члены ОКС: Никитин Р.М.
Хают Л.А.
Шатеева Т.В.
Ответственный секретарь ОКС Маслов Н.А.