Протокол № 1 заседания ОКС от 02.02.2016

П Р О Т О КО Л № 1

заседания Общественно - консультативного совета при Астраханском УФАС России

 

 

« 02 » февраля 2016 года. г. Астрахань

 

Присутствовали :сопредседатели ОКС – Меркулов Н.С., Никитина Н.З., члены ОКС: Хают Л.А., Никитин Р.М., Богатырёва А.В, ответственный секретарь ОКС– Маслов Н.А..

Приглашённые: Потылицын П.Л.- заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС, Смирнова С.В.- заместитель министра здравоохранения Астраханской области, Умерова А.Р. - руководитель Управления Росздравнадзора Астраханской области, Зотов А.Е. - начальник Центра лицензионно- разрешительной работы УМВД России по Астраханской области, Улезько Т.А. - главный врач ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер», Соболева Е.В., Данилевская Е.В. ГБУЗ АО «ОКПБ», СРО Союз предпринимателей безопасности «Партнёрство» Клочков Фёдор Викторович, Буняев Андрей Константинович. .

П о в е с т к а з а с е д а н и я:

 

1. «О формировании цен в Астраханской области на услуги по медицинскому освидетельствованию граждан для работы в частной охране».

Докладчик: Потылицын Павел Леонидович — заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС.

Руководитель Астраханского УФАС России (сопредседатель ОКС) Меркулов Н.С. открыл заседание Совета. Он объявил состав ОКС, легитимность и повестку заседания, а также предложил проголосовать за данную повестку .

Голосовали: «За»- единогласно.

Меркулов Н.С. предложил регламент заседания:

докладчику – 15 минут,

выступающим – не более 5 минут.

Голосовали: «За»- единогласно.

Сопредседатель ОКС Меркулов Н.С. выступил с вступительным словом .

Он сказал, что в Астраханское УФАС России поступило несколько обращений граждан на чрезмерно высокие цены за услуги медосвидетельствования при поступлении на работу в частные охранные структуры. Он отметил, что вопрос формирования цен на платные услуги, оказываемые ГБУ «Областной наркологический диспансер», утвержденному Приказом ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер» требуют тщательного анализа в части их правомерности установления Субъектом Федерации, а также в части их величины.

 

С докладом выступил Потылицын П.Л. (прилагается ниже).

 

В Астраханское УФАС России поступили жалобы на монопольно высокие цены, применяемые ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница» и ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер» при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Так, согласно прейскуранту цен на платные услуги, оказываемые ГБУ здравоохранения Астраханской области «Областной наркологический диспансер», утвержденному Приказом ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер» от 31.12.2014 №137 стоимость приема (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога первичный с целью получения медицинского заключения врача психиатра нарколога об отсутствии противопоказаний к владению оружием составляет 275 руб., приема (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога первичный с последующим медицинским заключением врачебно-экспертной комиссии об отсутствии или наличии заболевания алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией об отсутствии противопоказаний к владению оружием составляет 350 руб., Определение наличия психоактивных веществ в моче методом ТСХ-тонкослойной хроматографии 1000 руб, определение наличия психоактивных веществ моче методом исследования на аппарате ГХ/СМ- газовый хроматограф - 1500 руб.

Согласно Прейскуранту на платные медицинские услуги, оказываемые в ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница», утвержденному Приказом главного врача ГБУЗ АО «ОКПБ» от 29.01.2015 №66 стоимость осмотра врачом психиатром с выдачей медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для занятий профессиональной деятельностью по психическому состоянию составляет 369 руб., Освидетельствование врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия составляет 1268 руб.

Согласно ст. 11.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года N 2487-1 лица, претендующие на приобретение правового статуса частного охранника, продление срока действия удостоверения частного охранника обязаны представлять в лицензирующий орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника. Кроме того, согласно ст. 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года N 2487-1 частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.

В соответствии с пунктом 4 абзаца 2 статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об охранной деятельности) лица не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника.

Согласно части 9 административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника для получения удостоверения частного охранника гражданин Российской Федерации лично представляет в орган внутренних дел по месту жительства медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, по форме №046-1, установленной Приказом Минздрава России от 11 сентября 2000 г. N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия" (зарегистрирован в Минюсте России 10 октября 2000 г.), с момента выдачи которой прошло не более одного года.

Частью 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что его действие распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 сентября 2011 г. N 1039 утвержден административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника.

Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации, если это предусмотрено федеральным законом, или федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следовательно, согласно названным нормам размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг в настоящее время может быть установлен только федеральными органами исполнительной власти.

Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 57-АПГ13-7.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 утверждены Правила определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг.

Согласно пункту 2 Правил методика определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг, а также предельные размеры платы за оказание необходимых и обязательных услуг утверждаются

а) федеральными министерствами - в отношении необходимых и обязательных услуг, которые предоставляются федеральными государственными учреждениями или федеральными унитарными предприятиями, находящимися в ведении этих министерств либо федеральных служб или федеральных агентств, подведомственных этим министерствам;

б) федеральными службами или федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, - в отношении необходимых и обязательных услуг, которые предоставляются федеральными государственными учреждениями и федеральными унитарными предприятиями, находящимися в ведении указанных служб и агентств.

Таким образом, оказание государственных услуг по медицинскому освидетельствованию, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг на платной основе и методика определения размера платы в настоящее время регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352.

Однако вышеуказанным постановлением Правительства не определен федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен устанавливать методику определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг, а также предельные размеры платы за оказание необходимых и обязательных услуг медицинскими организациями не подведомственными федеральным министерствам, федеральным службам или федеральным агентствам.

Ряд Министерств утвердил соответствующие методики и предельные размеры платы.

В частности, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 февраля 2012 г. N 139н для федеральных государственных учреждений или федеральных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации либо федеральных служб или федерального агентства, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации установлено, что предельный размер платы за оказание необходимой и обязательной услуги по медицинскому освидетельствованию, в случае, если она оказывается в целях предоставления государственной услуги, предметом которой выступает выдача лицензии на право приобретения оружия, не должен превышать сумму 975 руб. 14 коп.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года N 2487-1 порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Пунктом 5 Приказа ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер» от 17.08.2015 №197 определено, что «До разработки Порядков проведения медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к осуществлению деятельности, перечисленным в Законе 230-ФЗ от 13.07.2015 химико-токсилогические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов проводить иммунохроматическим методом.

Перечень веществ для обнаружения в биологической среде определяется по требованиям заинтересованных структур и ведомств, в соответствии сих нормативными документами/письмами (УМВД, Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты и др.).

В случае отсутствия определенного перечня веществ, необходимых к обнаружению, проводить исследование на наличие наркотических средств — опий, каннабис, амфетамины, психотропные вещества — бензодеазипины, барбитураты, синтетические каннабиноиды («спайсы»).

При положительном результате подтверждать наличие обнаруженных наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов методом газовой хроматографии».

Согласно статье 13 Федерального закона «Об оружии» 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ осмотр врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 апреля 2009 г. № 199 «О внесении изменения в единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1» охранники 5 и 6 разряда имеют право пользования гражданским и служебным оружием.

Вместе с тем, Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года N 2487-1 не содержит требования об осуществлении осмотра врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в медицинских организациях только государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Исходя из изложенного, ФАС России письмом от 19.01.2016 №СП/1922/16 разъяснила, что предъявление такого требования к лицам, обратившимся с заявлением о получении (продлении) удостоверения частного охранника неправомерно.

Об обоснованности указанной позиции свидетельствует Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2009 № ГКПИ09-652, касающееся признания

незаконным абзаца второго пункта 2 Приказа Минздрава России № 344, который устанавливал, что медицинское освидетельствование осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь гражданину

на постоянной основе (по месту жительства либо работы или по договору обязательного медицинского страхования) (на момент признания указанного положения недействительным статья 13 Закона об оружии не содержала вышеуказанного требования).

В указанном Решении Суд пришел к выводу, что предписание абзаца второго пункта 2 Приказа Минздрава России № 344 противоречит и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), запрещающей федеральным органам исполнительной власти принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, включая устанавливающие запреты или ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, по мнению ФАС России, предъявление МВД России к лицам, обратившимся с заявлением о получении (продлении) удостоверения частного охранника (представляемым ими документам), требований не установленных Законом об охранной деятельности, в том числе увеличение объема необходимых лабораторных исследований, а также ограничение заявителей в выборе медицинской организации может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, если антимонопольным органом будет установлено, что указанные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 2.2.5.2 Приказа ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница» от 26.06.2015 №192 установлено, что лицо, проходящее осмотр с целью получения лицензии на право приобретения, хранения и ношения оружия, обязано:

- предварительно получить в разрешительном отделе УВД Астраханской области зарегистрированный бланк учетной формы №046-1;

- на основании имеющейся медицинской документации предварительно пройти очное медицинское освидетельствование у терапевта, окулиста и нарколога;

- получить соответствующие заключения терапевта, окулиста и нарколога, отмеченные в бланке учетной формы №046-1;

- пройти эксперементально-психологическое исследование в ГБУЗ АО «ОКПБ»;

пройти очный осмотр у врача психиатра с учетом результатов эксперементально-психологического исследования.

Пунктом 2.2.5.3 установлено, что для проведения психиатрического осмотра осмотр и решение вопроса о допуске к указанному виду деятельности разрешается после оплаты данного вида осмотра в кассе регистратуры ОАПП.

Пунктом 2.2.5.6 установлено, что заключение врача-психиатра о возможности выдачи гражданину по его психическому состоянию лицензии на право приобретения оружия утверждается членами амбулаторной клинико-экспертной подкомиссии ВК.

Письмом Минздрава РФ от 02.02.2001 №2510/1122-01-32 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия» сообщено, что с изданием Минздравом России Приказа от 11 сентября 2000 г. N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия" из регионов стали поступать письма о невозможности, даже на договорной основе, выделения психиатров и наркологов в каждое лечебно - профилактическое учреждение, где осуществляется медицинское освидетельствование граждан для получения лицензий на право приобретения оружия.

В связи с изложенным Минздрав России разъясняет, что вышеуказанный Приказ не предусматривает обязательного присутствия психиатров и наркологов в лечебно - профилактическом учреждении во время медицинского освидетельствования граждан.

Необходимое для этого освидетельствование психиатрами и наркологами может осуществляться в психоневрологических и наркологических учреждениях (подразделениях) с выдачей заключения освидетельствуемому гражданину для представления в клинико - экспертную комиссию лечебно - профилактического учреждения, которое осуществляет выдачу заключения по форме N 046-1 (по месту жительства, работы или по договору ОМС).

Изложенное свидетельствует о том, что заключение комиссии может выдаваться любым лечебно - профилактическим учреждением, а не только ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница».

 

Выступили: Смирнова С.В.,Умерова А.Р., Зотов А.Е., Улезько Т.А.,, Соболева Е.В., Данилевская Е.В., Клочков Ф. В., Буняев А.К. .

Р Е Ш И Л И:

 

1. Рекомендовать Астраханскому УФАС России обратиться в Государственную Думу Астраханской области с просьбой выйти с законодательной инициативой перед Государственной Думой Российской Федерации о внесении изменений в

Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года N 2487-1, а именно: часть 4) п.1.ст.11 изложить в следующей редакции: « не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника (для лиц с правом пользования гражданским и служебным оружием)».

2. Ответственному секретарю ОКС Маслову Н.А. настоящее Решение довести до сведения заявителей, обратившихся в Астраханское УФАС России по вопросу монопольно высоких цен за медицинское освидетельствование лиц, поступающих на работу в частную охрану.

 

Голосовали: «За» - единогласно.

 

 

.

Сопредседатели ОКС Н.С. Меркулов

 

Н.З.Никитина

 

Члены ОКС: А.В.Богатырёва

 

Р.М. Никитин

 

Л.А. Хают

 

Ответственный секретарь Н.А Маслов                    

 

 

 

Дата проведения Совета: 
2 февраля 2016, 08:19