• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Пресс-конференция руководителя Астраханского УФАС России по вопросам предоставления преференций

Сфера деятельности: Контроль органов власти

 

19 марта 2010 года в Астраханском УФАС России прошла пресс-конференция руководителя Управления Н.С. Меркулова, посвященная вопросу предоставления государственных и муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Начиная разговор с представителями средств массовой информации региона, руководитель антимонопольного Управления отметил, что на сегодняшний момент значительно изменился порядок предоставления государственных и муниципальных преференции. Взамен ранее использовавшегося термина «государственная и муниципальная помощь» законодатель ввел новый — «государственные или муниципальные преференции», под которыми Закон о защите конкуренции понимает предоставление органами власти и органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Закон уточняет порядок предоставления органами государственной власти и местного самоуправления государственных или муниципальных преференций.
При этом Закон исходит из того, что получение отдельными хозяйствующими субъектами государственных или муниципальных преференций негативно сказывается на состоянии конкуренции на товарных рынках, в связи с чем возможности предоставления таких преференций существенно ограничены.
По общему правилу государственные или муниципальные преференции предоставляются с предварительного письменного согласия антимонопольного органа. Новая редакция ст.19 Закона о защите конкуренции расширила перечень целей, для которых преференции могут предоставляться.

Так, государственные или муниципальные преференции могут быть получены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

  • обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

  • развития образования и науки;

  • проведения научных исследований;

  • защиты окружающей среды;

  • сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

  • развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

  • развития физической культуры и спорта;

  • обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

  • производства сельскохозяйственной продукции;

  • социальной защиты населения;

  • охраны труда;

  • охраны здоровья граждан;

  • поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ целях.

Подробно рассказав об основных положениях законодательства в области предоставления преференций, Н.С. Меркулов особо остановился на вопросе предоставления государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, отметив, что данные преференции могут предоставляться всем субъектам малого и среднего предпринимательства без ограничений относительно видов их деятельности.

Однако при даче согласия на предоставление таких преференций следует помнить, что в случае, если на одно и то же имущество претендуют несколько субъектов малого или среднего предпринимательства, предоставление имущества одному субъекту малого или среднего предпринимательства путем предоставления государственной или муниципальной преференции приведет к недопущению конкуренции, что является основанием для отказа в предоставлении государственной или муниципальной преференции.

Законом о защите конкуренции установлен прямой запрет на использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям. В случае нарушения этого запрета антимонопольный орган выдает предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданский прав либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества не только федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, но и самому хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция.

Отдельно Н.С. Меркулов остановился на вопросе предварительного согласования с антимонопольным органом предоставления преференций. По общему правилу государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за некоторыми исключениями.

Так, не требует предварительного согласия антимонопольного органа предоставление преференции:

1. На основании федерального закона о бюджете, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2. Путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3. В размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.

Для получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной преференции федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации будут подавать в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции (далее — заявление) с обязательным приложением указанных в Законе о защите конкуренции документов.

Оплата государственной пошлины за подачу такого заявления не требуется.

Решение по результатам рассмотрения заявления должно быть принято в срок, не превышающий одного месяца с даты получения заявления и документов.

Однако в случае, если заявление и (или) представленные с ним документы не соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции, такое заявление возвращается заявителю в течение десяти дней со дня его получения антимонопольным органом с приложением копии мотивированного решения о несоответствии представленных заявления и (или) документов требованиям Закона о защите конкуренции. Заявление и копия решения антимонопольного органа возвращаются заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении.

Следует также учесть, что заявление возвращается без представленных с ним документов. Заявитель вправе истребовать документы в течение 14 дней с даты получения им уведомления антимонопольного органа.

Законом о защите конкуренции установлен десятидневный срок с даты представления заявления для принятия решения о том, что действия, на осуществление которых испрашивается согласие в заявлении, не являются государственной или муниципальной преференцией. Заявитель о принятии такого решения должен быть уведомлен в день принятия решения заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения.

О принятом решении по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в день принятия такого решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением копии решения.

Заключительная часть выступления руководителя Астраханского УФАС России была посвящена конкретным примерам предоставления преференций представителям малого и среднего предпринимательства нашего региона.

Так, Н.С. Меркулов рассказал о том, каковы результаты работы антимонопольного органа в 2009 – начале 2010 года по согласованию предоставления преференций. В основном выдача преференций преследовала две основные цели: производство сельско-хозяйственной продукции и поддержка субъектов малого предпринимательства.

В 2009 году в Астраханское УФАС России обратилось министерство экономического развития Астраханской области для согласования предоставления преференции для:

  • ООО «Рыбокомбинат» - для производства сельскохозяйственной продукции на рынке переработки и консервирования рыбо- и морепродуктов;

  • индивидуальных предпринимателей Полетаева , Рябина, Криванчикова – с целью поддержки малого предпринимательства на рынке разведения рыбы;

  • индивидуального предпринимателя Смирнова – на рынке строительных материалов;

  • ПК «Астрахань-2», ООО «Совхоз Приморский» и индивидуального предпринимателя – главы КФХ Арунова - на рынке производства сельхозпродукции;

  • индивидуального предпринимателя Декина – на рынке производства хлебобулочной продукции;

  • индивидуального предпринимателя Рахимова – на рынке выращивания овощных и бахчевых культур.

Кроме того, в антимонопольный орган обратилась и администрация МО «Наримановский район» за согласованием предоставления преференции ООО «Астраханский рыбный промысел» на рынке переработки рыбной продукции.

Руководитель антимонопольного Управления отметил, что в прошлом году не велико число обращений со стороны администраций муниципальных образований. Однако, в наступившем, 2010 году, районные администрации заметно оживили свою работу в этом направлении. Так, за период с января по март, антимонопольный орган уже согласовал предоставление трех преференций администрациям Харабалинского и Черноярского районов. На стадии рассмотрения находятся еще два заявления о предоставлении преференций.

Особо Н.С. Меркулов отметил, что активность правительства Астраханской области и Министерства экономического развития в деле работы с хозяйствующими субъектами, в деле приоритетного развития определенных отраслей весьма высока. После того, как в прошлом году были конкретизированы цели, на которые выделяются преференции, министерство экономического развития АО перестроилось в соответствии с введенными законодательными новеллами, оперативно наладило работу и продолжило в наше непростое время принимать меры для того, чтобы оказывать помощь как субъектам малого и среднего бизнеса, так и влиять на рынок путем предоставления преференций.

В тоже время, Н.С. Меркулов сообщил, что примерно четверть поданных заявлений на предоставление преференций были отклонены. Причина отказа в согласовании - неверно, либо не полностью оформленные документы, а также неспособность заявителей обосновать цели предоставления им преференций.

В заключении руководитель Астраханского УФАС России ответил на вопросы представителей средств массовой информации.

Освещали пресс-конференцию руководителя антимонопольного Управления представители 4 печатных изданий, 2 телерадиокомпании, 1 информационного агентства.