• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О государственных и муниципальных преференциях, предоставляемых отдельным хозяйствующим субъектам.

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Таким образом, государственная или муниципальная преференция может предоставляться путем предоставления имущественных льгот.

Законом о защите конкуренции установлен запрет на предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами и Центральным банком Российской Федерации доступа к информации в приоритетном порядке хозяйствующему субъекту.

 

Закон о защите конкуренции приводит следующий перечень целей, на которые могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции.

1) обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ;

2) развитие образования и науки;

3) проведение научных исследований;

4) защита окружающей среды;

5) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей;

7) развитие физической культуры и спорта;

8) обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производство сельскохозяйственной продукции;

10) социальная защита населения;

11) охрана труда;

12) охрана здоровья граждан;

13) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

14) определяемые другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации цели.

Следует обратить внимание на предоставление государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку государственные или муниципальные преференции могут предоставляться всем субъектам малого и среднего предпринимательства без ограничений относительно видов их деятельности.

Однако при даче согласия на предоставление таких преференций следует помнить, что в случае, если на одно и то же имущество претендуют несколько субъектов малого или среднего предпринимательства, предоставление имущества одному субъекту малого или среднего предпринимательства путем предоставления государственной или муниципальной преференции приведет к недопущению конкуренции, что является основанием для отказа в предоставлении государственной или муниципальной преференции.

 

Законом о защите конкуренции установлен прямой запрет на использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям. В случае нарушения этого запрета антимонопольный орган выдает предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданский прав либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества не только федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, но и самому хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция.

 

По общему правилу государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за некоторыми исключениями.

Так, не требует предварительного согласия антимонопольного органа предоставление преференции:

1. На основании федерального закона о бюджете, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2. Путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3. В размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.

Для получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной преференции федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации будут подавать в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции (далее — заявление) с обязательным приложением указанных в Законе о защите конкуренции документов.

Оплата государственной пошлины за подачу такого заявления не требуется.

 

Решение по результатам рассмотрения заявления должно быть принято в срок, не превышающий одного месяца с даты получения заявления и документов.

Однако в случае, если заявление и (или) представленные с ним документы не соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции, такое заявление возвращается заявителю в течение десяти дней со дня его получения антимонопольным органом с приложением копии мотивированного решения о несоответствии представленных заявления и (или) документов требованиям Закона о защите конкуренции. Заявление и копия решения антимонопольного органа возвращаются заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении.

Следует также учесть, что заявление возвращается без представленных с ним документов. Заявитель вправе истребовать документы в течение 14 дней с даты получения им уведомления антимонопольного органа.

Законом о защите конкуренции установлен десятидневный срок с даты представления заявления для принятия решения о том, что действия, на осуществление которых испрашивается согласие в заявлении, не являются государственной или муниципальной преференцией. Заявитель о принятии такого решения должен быть уведомлен в день принятия решения заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения.

О принятом решении по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в день принятия такого решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением копии решения.