• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обращение Астраханского УФАС России к руководителям агропромышленного комплекса.

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Обращение Астраханского УФАС России

к руководителям агропромышленного комплекса,

органам государственной власти и органам местного самоуправления Астраханской области.

О заключении соглашений

в рамках союзов производителей и переработчиков агропродовольствия.

 

 

В последнее время получила широкое распространение практика заключения соглашений между Союзами (ассоциациями), направленная на взаимодействие и координацию работы хозяйствующих субъектов, входящих в состав союзов (ассоциаций) в части установления или поддержания цен на агропромышленную продукцию.

В соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова от 20.08.2010 № ВЗ-П11-71пр, принятым по итогам совещания по вопросу «О реализации комплекса мер, направленных на преодолении последствий засухи в 2010 году», ФАС России провел комплекс мероприятий по вопросу инициативы заключения соглашений между союзами (ассоциациями) производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции с целью недопущения необоснованного роста цен на продукты питания.

ФАС России рассмотрел ряд соглашений, заключенных в рамках союзов производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции. В частности, были рассмотрены представленное Общественным советом при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации Соглашение между отраслевыми объединениями сельскохозяйственных производителей, перерабатывающих предприятий и розничных сетей об общих принципах сотрудничества в целях осуществления сбалансированной экономической политики, Соглашение об общих принципах сотрудничества между производителями и переработчиками молока, заключенное в рамках Национального союза производителей молока «СОЮЗМОЛОКО», и ряд других.

29 сентября 2010 года состоялось заседание Экспертного совета при ФАС России по агропромышленному комплексу по вопросу заключения соглашений, в котором приняли участие представители всех ведущих союзов и ассоциаций агропродовольственного комплекса, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также другие заинтересованные лица.

На заседании Экспертного совета были даны разъяснения требований антимонопольного законодательства, а также подчеркнута необходимость учитывать следующее.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается, в том числе, и некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Таким образом, положения частей 1 и 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которыми запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности к росту или снижению цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, распространяются на соглашения между некоммерческими организациями, если такие организации осуществляют приносящую доход деятельность.

В результате обсуждения было высказано консолидированное мнение о том, что основными целями заключаемых соглашений должно являться выравнивание условий хозяйствования участников смежных рынков, путем снижения издержек по всей производственной цепочке.

В качестве меры по выработке индикативных показателей цен на агропродовольственном рынке, которые участники рынка могут использовать как ориентир при планировании своей производственно-хозяйственной деятельности, может использоваться выполнение союзом (ассоциацией) работ по систематическому мониторингу цен на агропродовольственных рынках и подготовка соответствующих аналитических отчетов. Отчеты должны содержать анализ сложившихся цен и прогноз по индикативным базовым ценам на последующие периоды.

При этом соглашения не должны содержать конкретные параметры цен на агропродовольственную продукцию, рекомендуемых участникам союзов и ассоциаций.

Не должны включаться в проекты соглашений положения, направленные на установление ли поддержание цен, разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи, ассортименту реализуемых товаров и другие положения, содержащие признаки недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

ФАС России обращает внимание на недопустимость координации действий хозяйствующих субъектов по присоединению к указанным соглашениям со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Такие действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в частности, установление ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары – являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и запрещены антимонопольным законодательством.

Кроме того, в соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции недопустимо прямое участие в соглашениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности повышению, снижению или поддержанию цен.

Разъяснения ФАС России.