• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Письмо Астраханского УФАС России органам государственной власти и местного самоуправления Астраханск

Во исполнение поручения от 16.12.2009 №ИШ-П13-7495 Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова Астраханское УФАС России настоящим письмом разъясняет цели и задачи современного антимонопольного регулирования, реализуемой конкурентной политики федеральным антимонопольным органом (в том числе и Астраханским УФАС России).

Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина. Конкуренция является залогом устойчивого экономического развития, стимулируя производство широкого ассортимента пользующейся спросом продукции по наименьшим ценам в нужном количестве. Конкуренция обеспечивает оптимальное распределение ресурсов, необходимые изменения в структуре рынка, а так же более эффективное распространение релевантной информации.

Эффективная конкуренция на внутреннем рынке заставляет компании пробиваться на мировой уровень в поисках возможностей для дальнейшего роста и завоевания новых рынков. Внутренняя конкуренция создает предпосылки для внедрения таких инноваций, которые повышают международную конкурентоспособность компаний. Таким образом, внутренняя конкуренция значительно содействует росту конкурентных преимуществ страны.

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом «сигналы рынка» без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы. Такое перераспределение происходит в достаточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны.

Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

Разумеется, развитие конкуренции - не самоцель, оно подчинено глобальным задачам социально-экономических преобразований и направлено на их решение. Эффективная конкурентная политика и реализация антимонопольного законодательства - мощные катализаторы структурных изменений в высококонцентрированной экономике, сформировавшейся в России. В результате высвобождаются значительные общественные ресурсы, гибкое использование которых необходимо для обеспечения конкурентоспособности как отдельно взятого предприятия, так и национальной экономики в целом.

Задача государства и антимонопольных органов состоит в том, чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки: пресечь опасные для общества проявления монополизма; исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы; создание оптимальных условий для развития малого и среднего бизнеса; устранения административных барьеров на пути развития предпринимательства, излишней бюрократизации всевозможных разрешительных процедур; ограничения неоправданного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации в экономическую жизнь государства.

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и Положением о Федеральной антимонопольной службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331) Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) и ее территориальные органы осуществляют функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляют нарушения антимонопольного законодательства и принимают меры по их устранению, предупреждают нарушения антимонопольного законодательства.

Серьезные вопросы ставят перед антимонопольными органами процессы распределения государственной и муниципальной собственности.

Федеральным законом от 17.07.2009 №164-ФЗ в ст.17.1 и гл. 5 Закона о защите конкуренции внесены изменения, которыми конкретизирован порядок предоставления государственного и муниципального имущества.

Так, в ст.17.1 Закона о защите конкуренции закреплена возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве оперативного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, помимо случаев предоставления прав на такое имущество на основании федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу, также в случае: предоставления указанных прав на имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений); передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения; предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации; предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Одновременно Закон о защите конкуренции предусматривает, что до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом заключение указанных в настоящей части договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 года.

Следует также обратить внимание на нововведение в Закон о защите конкуренции, так в гл.5 данного закона определена возможность органами государственной власти и местного самоуправления Российской федерации оказывать государственные (муниципальные) преференции предварительно согласовывая с антимонопольным органом исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социальной защиты населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

Таким образом, предоставление преференций в иных целях и без согласования запрещено.

Однако ч.2 ст.19 Закона о защите конкуренции определены исключения, позволяющие органам власти и местного самоуправления самостоятельно предоставлять преференции:

1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.

Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции определен в ст.20 Закона о защите конкуренции, при этом следует иметь ввиду, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом, к которому прилагаются документы, указанные в ч.1 ст.20 настоящего закона.

В настоящее время нормативный правовой акт, которым была бы определена вышеуказанная форма, Федеральным антимонопольным органом не принят. Следовательно, органам государственной власти и местного самоуправления Необходимо осуществлять текущий контроль за изменением действующего законодательства.

Следует обратить внимание на тот факт, что в Федеральным законом от 17.07.2009 №160-ФЗ ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в новой редакции:

1. Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Действия должностных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Вышеуказанная норма права имеет своей целью обеспечить защиту прав хозяйствующих субъектов мерами административной ответственности. Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Правонарушение является посягательством на свободу предпринимательской деятельности, грубым нарушением прав граждан, установленных ст. 8 и 34 Конституции РФ, при этом:

- объективная сторона правонарушения выражается в незаконных действиях, направленных на ограничение свободы конкуренции (в том числе издании нормативных правовых, муниципальных актов; совершении действий (бездействия), которые привели либо могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции:

- субъектами ответственности могут быть только должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Таким образом, должностные лица, допустившие нарушения статей 15, 17, 20 – 21 Закона о защите конкуренции несут административную ответственность, предусмотренную ст.14.9 КоАП РФ.