• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Интервью ВГТРК "Лотос" по Экосервису

 

ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» на территории города Астрахани и Астраханской области оказывает физическим и юридическим лицам услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Согласно Уставу ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» вывоз твердых бытовых отходов является основным видом деятельности общества.

Приказом Астраханского УФАС России от 02.11.2010 № 222-п общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по вывозу твердых бытовых отходов с последующим размещением их на полигоне ТБО» в границах города Астрахани и Приволжского района Астраханской области с долей более 50 процентов и в силу статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) занимает доминирующее положение на данном рынке.

Являясь доминантом на рынке услуг по вывозу ТБО, общество имеет возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на данном рынке, включая и ценообразование, а потребители услуг не имеют другого выбора, иначе как пользоваться услугами, предоставляемыми обществом, и оплачивать данные услуги по установленным обществом тарифам.

Динамика изменения тарифов на оказываемые ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» услуги по вывозу ТБО в период с 2010 по 2012 гг. приведена в таблице.

Каждое повышение ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» тарифов на услуги по вызову ТБО являлось поводом для многочисленных обращений в Астраханское УФАС России граждан и юридических лиц с заявлениями о нарушении обществом антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения таких заявлений Астраханским УФАС России были приняты следующие меры реагирования, предусмотренные Законом о защите конкуренции.

05.08.2010 Астраханским УФАС России было принято решение по делу № 07-К-03-10 о признании установленных ЗАО «Астрахань Эко Сервис» цен на оказываемые обществом для физических и юридических лиц услуги по вывозу ТБО на 2010 год монопольно высокими. Обществу было выдано предписание о снижении указанных цен. При этом Управление исходило из того, что общество включило в себестоимость услуг расходы, не связанные с их оказанием, например, расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в части суммы прогнозируемой сомнительной дебиторской задолженности.

Однако арбитражные суды с мнением Астраханского УФАС России не согласились, посчитав, что установленные обществом тарифы являются экономически обоснованными.

29.03.2012 комиссией Астраханского УФАС России было принято решение по делу № 29-К-03-11 о признании ЗАО «Астрахань Эко Сервис» нарушившим установленный  нормативными правовыми актами порядок ценообразования при утверждении тарифов на оказываемые физическим и юридическим лицам услуги по вывозу ТБО на 2011 год.

Управление расценило как существенное нарушение порядка ценообразования включение обществом в себестоимость услуг суммы амортизационных отчислений по основным средствам, отсутствующим у общества по состоянию на 01.01.2011 и не приобретенным в течение 2011 года, а также суммы прогнозируемых сомнительных долгов, отсутствующих у общества по состоянию на 01.01.2011.

Обществу было выдано предписание с требованием не допускать при утверждении тарифов на услуги по вывозу ТБО установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Указанные решение и предписание Управления обществом не оспаривались.

В настоящее время Астраханское УФАС России рассматривает дела №№ 08-К-03-12 и 29-К-03-12, возбужденные по признакам установления обществом монопольно высоких цен на услуги по вывозу ТБО для физических и юридических лиц на 2012 год.

Согласно данным, представленным ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» по требованию Управления, рост затрат общества на оказание услуг по вывозу ТБО в период с 2010 по 2012 гг. составил 13,5%, при этом: на горюче-смазочные материалы - 29,2%, на оплату труда — 13,7%; на коммунальные услуги — 47,3%; общехозяйственные расходы возросли на 13,3%.

Фактический объем оказанных обществом услуг в 2011 году (учтен обществом при формировании тарифа на 2012 год) снизился по сравнению с 2010 годом на 2,7% и составил 1671 213 куб.м, что также является причиной роста тарифов.

Необходимо отметить, что уровень рентабельности в период с 2010 по 2012 гг. увеличен обществом на 216,7% (с 6 до 19%).

В рамках рассмотрения дел №№ 08-К-03-12 и 29-К-03-12 Управлением проверяется как фактическое наличие включенных обществом в стоимость услуг затрат, так и обоснованность их отнесения на себестоимость услуг, выясняются причины снижения объема оказываемых услуг и увеличения уровня рентабельности.

На текущем этапе рассмотрения дел обществом не подтверждено наличие затрат на оказание услуг в том объеме, в котором они учтены при формировании тарифов. Так, например, общество не обосновало необходимость включения в себестоимость услуг затрат на горюче-смазочные материалы в размере, превышающем на 20% размер фактических затрат на такие материалы.