Решение в отношении ООО "Малахит" и "Горожанин"

Номер дела: №43-Р-05-11
Дата публикации: 29 ноября 2011, 09:30

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«29» ноября 2011 г. г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<> - руководитель Управления

Члены Комиссии:

<> ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления;

<>- специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

рассмотрев дело №43-Р-05-11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, 5; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, ОГРН 1113015002627 далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин») законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании - газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» рекламы «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее – Реклама) с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе», в отсутствии заинтересованного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» , надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела (исх. 05/7202 от 17.11.2011, почтовое уведомление 414015 51 84443 8), заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Ломбард Малахит» (письмо вх. №9923 от 25.11.2011), в присутствии представителя по доверенности ООО «Редакция газеты «Горожанин»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена реклама следующего содержания: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее - Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Объектом рекламирования являются услуги ломбарда по предоставлению денежных средств под залог золота, а также услуги по скупке золота.

Распространение Рекламы осуществлялось в периодическом печатном издании – газете «Горожанин», учредителями которой является ОАО «Редакция газеты «Горожанин», <>Общество с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» создано как юридическое лицо путем реорганизации в форме преобразования (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, основной государственный регистрационный номер 1113015002627, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин»). Согласно п.1.31 Устава ООО «Редакция газеты «Горожанин», ООО «Редакция газеты «Горожанин» осуществляет издательскую деятельность, рекламную деятельность, полиграфическую деятельность и предоставление услуг в этой области, деятельность информационных агенств, осуществляет другие виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству России.

В ответ на запрос Астраханского УФАС ООО «Редакция газеты «Горожанин» (письмо вх. №8517 от 18.10.2011) пояснило, что рекламодателем является <>. Согласно п.1.1. договора от 11 января 2011 ОАО «Редакция газеты «Горожанин» (исполнитель) обязуется осуществлять размещение в газете «Горожанин» рекламно-информационных материалов, предоставляемых <> (заказчик) в объеме и на условиях, предусмотренных договором, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.

Согласно письму<>(письмо вх. 9258 от 10 октября 2011), рекламодателем является <> - директор общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» (далее – ООО «Ломбард Малахит», 414000, г. Астрахань, ул.Кирова, 59, 414018, г. Астрахань, ул. Батайская, 23, Свидетельство о постановке на учет в налогов органе ООО «Ломбард Малахит» серии 30 №001211771, ОГРН 1103017002483, ИНН 3017065065, КПП 301701001, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001246027, Свидетельство о постановке на учет в Саратовской государственной инспекции пробирного надзора №0190003507 от 02 декабря 2010). Как следует из раздела 1.14 «Предмет и цели деятельности» Устава ООО «Ломбард Малахит» общество осуществляет такие виды деятельности как: предоставление краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, предоставление услуг по хранению ценностей. <> пояснила, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ОАО

«Редакция газеты «Горожанин».

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с п.2 ч.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Как следует из п.6 ч.4 Закона о защите конкуренции финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги; к числу финансовых организаций, согласно вышеназванной статьи, относится и ломбард.

Правовую основу деятельности ломбардов составляет Федеральный закон от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах). В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Согласно ч.2 ст.2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.

Гражданско-правовые отношения по договору займа регулируются главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ). Согласно ч.1 ст.807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Как следует из анализа норм п.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» к договору займа (кредита) относятся договор займа, кредитный договор, иные договоры, которые содержат условие предоставления товарного и (или) коммерческого кредита.

Таким образом, в Рекламе сообщается о финансовых услугах по предоставлению займов (кредитов) под залог движимого имущества, которые предоставляются специализированной финансовой организацией – ООО «Ломбард Малахит», («... деньги под залог золота...»).

Как следует из анализа норм ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в рекламе банковских, страховых и финансовых услуг необходимо указывать лицо, которое оказывает такие услуги. Если такие услуги предоставляет физическое лицо – индивидуальный предприниматель, то необходимо необходимо указать фамилию, имя, отчество лица, а также статус индивидуального предпринимателя. В случае предоставления таких услуг юридическими лицами – организациями, необходимо указывать на организационно-правовую форму таких организаций (например, закрытые или открытые акционерные общества, кооперативы), а также указывать непосредственное наименование организации.

Вместе с тем, в Рекламе отсутствует указание наименования ломбарда, который оказывает финансовые услуги.

Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В Рекламе внимание потенциального покупателя направлено на возможность получения денежных средств под залог золота («... деньги под залог золота...»). При этом покупатели (потребители) не могут в полной мере представить, какое именно лицо предоставляет услуги ломбарда, тем самым, вводятся в заблуждение.

В Рекламе нарушены требования ч.1 ст.28 Закона о рекламе. В силу п.4 ст.3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей и законом не допускается.

Таким образом, в периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена ненадлежащая реклама «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.»

Согласно ч.ч.6,7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Однако, как следует из объяснений <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), <>., как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы (как рекламодатель), в заказе-наряде на публикацию рекламного материала в газете «Горожанин» в графе «текст объявления» указала: «ООО «Ломбард Малахит» Деньги под залог золота. Купим любое золото. Дорого. Кирова 59 62-05-51». Как пояснила <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), указанное наименование ломбарда по независящим от общества причинам в рекламе опубликовано не было. Заказ-наряд был подписан покупателем (рекламодателем) <> и рекламораспространителем/рекламопроизводителем – сотрудниками газеты «Горожанин».

Вместе с тем, содержание текста Рекламы было изменено рекламопроизводителем/ рекламораспространителем – ООО «Редакция газеты «Горожанин». Как следует из объяснительной коммерческого директора ООО «Редакция газеты «Горожанин» <> (письмо ООО «Редакция газеты «Горожанин» вх.8517 от 18.10.2011) Реклама была опубликована в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» без указания наименования юридического лица. Согласно объяснениям<> как должностное лицо – коммерческий директор ООО «Редакция газеты «Горожанин», не проверила Рекламу на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе, так как не успела изучить трудовые и должностные обязанности.

Таким образом, действия <> как рекламодателя, не содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Текст Рекламы был изменен должностным лицом (коммерческим директором ООО «Редакция газеты «Горожанин»)<>, в результате чего в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» была размещена Реклама ломбарда с признаками нарушения ч.1 ст.28 Закона о рекламе.

Согласно ч.4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Астраханского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.», поскольку в ней нарушены требования ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание ООО «Редакция газеты «Горожанин» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 29.11.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 6579 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ООО "Малахит" и "Горожанин" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6579 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323754390 [changed] => 1370529288 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529288 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«29» ноября 2011 г. г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<> - руководитель Управления

Члены Комиссии:

<> ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления;

<>- специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

рассмотрев дело №43-Р-05-11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, 5; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, ОГРН 1113015002627 далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин») законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании - газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» рекламы «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее – Реклама) с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе», в отсутствии заинтересованного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» , надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела (исх. 05/7202 от 17.11.2011, почтовое уведомление 414015 51 84443 8), заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Ломбард Малахит» (письмо вх. №9923 от 25.11.2011), в присутствии представителя по доверенности ООО «Редакция газеты «Горожанин»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена реклама следующего содержания: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее - Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Объектом рекламирования являются услуги ломбарда по предоставлению денежных средств под залог золота, а также услуги по скупке золота.

Распространение Рекламы осуществлялось в периодическом печатном издании – газете «Горожанин», учредителями которой является ОАО «Редакция газеты «Горожанин», <>Общество с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» создано как юридическое лицо путем реорганизации в форме преобразования (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, основной государственный регистрационный номер 1113015002627, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин»). Согласно п.1.31 Устава ООО «Редакция газеты «Горожанин», ООО «Редакция газеты «Горожанин» осуществляет издательскую деятельность, рекламную деятельность, полиграфическую деятельность и предоставление услуг в этой области, деятельность информационных агенств, осуществляет другие виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству России.

В ответ на запрос Астраханского УФАС ООО «Редакция газеты «Горожанин» (письмо вх. №8517 от 18.10.2011) пояснило, что рекламодателем является <>. Согласно п.1.1. договора от 11 января 2011 ОАО «Редакция газеты «Горожанин» (исполнитель) обязуется осуществлять размещение в газете «Горожанин» рекламно-информационных материалов, предоставляемых <> (заказчик) в объеме и на условиях, предусмотренных договором, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.

Согласно письму<>(письмо вх. 9258 от 10 октября 2011), рекламодателем является <> - директор общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» (далее – ООО «Ломбард Малахит», 414000, г. Астрахань, ул.Кирова, 59, 414018, г. Астрахань, ул. Батайская, 23, Свидетельство о постановке на учет в налогов органе ООО «Ломбард Малахит» серии 30 №001211771, ОГРН 1103017002483, ИНН 3017065065, КПП 301701001, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001246027, Свидетельство о постановке на учет в Саратовской государственной инспекции пробирного надзора №0190003507 от 02 декабря 2010). Как следует из раздела 1.14 «Предмет и цели деятельности» Устава ООО «Ломбард Малахит» общество осуществляет такие виды деятельности как: предоставление краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, предоставление услуг по хранению ценностей. <> пояснила, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ОАО

«Редакция газеты «Горожанин».

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с п.2 ч.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Как следует из п.6 ч.4 Закона о защите конкуренции финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги; к числу финансовых организаций, согласно вышеназванной статьи, относится и ломбард.

Правовую основу деятельности ломбардов составляет Федеральный закон от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах). В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Согласно ч.2 ст.2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.

Гражданско-правовые отношения по договору займа регулируются главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ). Согласно ч.1 ст.807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Как следует из анализа норм п.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» к договору займа (кредита) относятся договор займа, кредитный договор, иные договоры, которые содержат условие предоставления товарного и (или) коммерческого кредита.

Таким образом, в Рекламе сообщается о финансовых услугах по предоставлению займов (кредитов) под залог движимого имущества, которые предоставляются специализированной финансовой организацией – ООО «Ломбард Малахит», («... деньги под залог золота...»).

Как следует из анализа норм ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в рекламе банковских, страховых и финансовых услуг необходимо указывать лицо, которое оказывает такие услуги. Если такие услуги предоставляет физическое лицо – индивидуальный предприниматель, то необходимо необходимо указать фамилию, имя, отчество лица, а также статус индивидуального предпринимателя. В случае предоставления таких услуг юридическими лицами – организациями, необходимо указывать на организационно-правовую форму таких организаций (например, закрытые или открытые акционерные общества, кооперативы), а также указывать непосредственное наименование организации.

Вместе с тем, в Рекламе отсутствует указание наименования ломбарда, который оказывает финансовые услуги.

Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В Рекламе внимание потенциального покупателя направлено на возможность получения денежных средств под залог золота («... деньги под залог золота...»). При этом покупатели (потребители) не могут в полной мере представить, какое именно лицо предоставляет услуги ломбарда, тем самым, вводятся в заблуждение.

В Рекламе нарушены требования ч.1 ст.28 Закона о рекламе. В силу п.4 ст.3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей и законом не допускается.

Таким образом, в периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена ненадлежащая реклама «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.»

Согласно ч.ч.6,7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Однако, как следует из объяснений <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), <>., как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы (как рекламодатель), в заказе-наряде на публикацию рекламного материала в газете «Горожанин» в графе «текст объявления» указала: «ООО «Ломбард Малахит» Деньги под залог золота. Купим любое золото. Дорого. Кирова 59 62-05-51». Как пояснила <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), указанное наименование ломбарда по независящим от общества причинам в рекламе опубликовано не было. Заказ-наряд был подписан покупателем (рекламодателем) <> и рекламораспространителем/рекламопроизводителем – сотрудниками газеты «Горожанин».

Вместе с тем, содержание текста Рекламы было изменено рекламопроизводителем/ рекламораспространителем – ООО «Редакция газеты «Горожанин». Как следует из объяснительной коммерческого директора ООО «Редакция газеты «Горожанин» <> (письмо ООО «Редакция газеты «Горожанин» вх.8517 от 18.10.2011) Реклама была опубликована в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» без указания наименования юридического лица. Согласно объяснениям<> как должностное лицо – коммерческий директор ООО «Редакция газеты «Горожанин», не проверила Рекламу на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе, так как не успела изучить трудовые и должностные обязанности.

Таким образом, действия <> как рекламодателя, не содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Текст Рекламы был изменен должностным лицом (коммерческим директором ООО «Редакция газеты «Горожанин»)<>, в результате чего в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» была размещена Реклама ломбарда с признаками нарушения ч.1 ст.28 Закона о рекламе.

Согласно ч.4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Астраханского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.», поскольку в ней нарушены требования ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание ООО «Редакция газеты «Горожанин» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 29.11.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д.47, а/я 267, тел. (8512) 39-05-80

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«29» ноября 2011 г. г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<> - руководитель Управления

Члены Комиссии:

<> ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления;

<>- специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

рассмотрев дело №43-Р-05-11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, 5; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, ОГРН 1113015002627 далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин») законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании - газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» рекламы «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее – Реклама) с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе», в отсутствии заинтересованного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» , надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела (исх. 05/7202 от 17.11.2011, почтовое уведомление 414015 51 84443 8), заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Ломбард Малахит» (письмо вх. №9923 от 25.11.2011), в присутствии представителя по доверенности ООО «Редакция газеты «Горожанин»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена реклама следующего содержания: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.» (далее - Реклама), которая распространялась с признаками нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № №38 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Объектом рекламирования являются услуги ломбарда по предоставлению денежных средств под залог золота, а также услуги по скупке золота.

Распространение Рекламы осуществлялось в периодическом печатном издании – газете «Горожанин», учредителями которой является ОАО «Редакция газеты «Горожанин», <>Общество с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Горожанин» создано как юридическое лицо путем реорганизации в форме преобразования (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001233430, основной государственный регистрационный номер 1113015002627, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 30 №001242232, ИНН 3015074603, КПП 301501001, далее – ООО «Редакция газеты «Горожанин»). Согласно п.1.31 Устава ООО «Редакция газеты «Горожанин», ООО «Редакция газеты «Горожанин» осуществляет издательскую деятельность, рекламную деятельность, полиграфическую деятельность и предоставление услуг в этой области, деятельность информационных агенств, осуществляет другие виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству России.

В ответ на запрос Астраханского УФАС ООО «Редакция газеты «Горожанин» (письмо вх. №8517 от 18.10.2011) пояснило, что рекламодателем является <>. Согласно п.1.1. договора от 11 января 2011 ОАО «Редакция газеты «Горожанин» (исполнитель) обязуется осуществлять размещение в газете «Горожанин» рекламно-информационных материалов, предоставляемых <> (заказчик) в объеме и на условиях, предусмотренных договором, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.

Согласно письму<>(письмо вх. 9258 от 10 октября 2011), рекламодателем является <> - директор общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Малахит» (далее – ООО «Ломбард Малахит», 414000, г. Астрахань, ул.Кирова, 59, 414018, г. Астрахань, ул. Батайская, 23, Свидетельство о постановке на учет в налогов органе ООО «Ломбард Малахит» серии 30 №001211771, ОГРН 1103017002483, ИНН 3017065065, КПП 301701001, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 30 №001246027, Свидетельство о постановке на учет в Саратовской государственной инспекции пробирного надзора №0190003507 от 02 декабря 2010). Как следует из раздела 1.14 «Предмет и цели деятельности» Устава ООО «Ломбард Малахит» общество осуществляет такие виды деятельности как: предоставление краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, предоставление услуг по хранению ценностей. <> пояснила, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ОАО

«Редакция газеты «Горожанин».

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с п.2 ч.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Как следует из п.6 ч.4 Закона о защите конкуренции финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги; к числу финансовых организаций, согласно вышеназванной статьи, относится и ломбард.

Правовую основу деятельности ломбардов составляет Федеральный закон от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах). В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Согласно ч.2 ст.2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.

Гражданско-правовые отношения по договору займа регулируются главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ). Согласно ч.1 ст.807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Как следует из анализа норм п.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» к договору займа (кредита) относятся договор займа, кредитный договор, иные договоры, которые содержат условие предоставления товарного и (или) коммерческого кредита.

Таким образом, в Рекламе сообщается о финансовых услугах по предоставлению займов (кредитов) под залог движимого имущества, которые предоставляются специализированной финансовой организацией – ООО «Ломбард Малахит», («... деньги под залог золота...»).

Как следует из анализа норм ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в рекламе банковских, страховых и финансовых услуг необходимо указывать лицо, которое оказывает такие услуги. Если такие услуги предоставляет физическое лицо – индивидуальный предприниматель, то необходимо необходимо указать фамилию, имя, отчество лица, а также статус индивидуального предпринимателя. В случае предоставления таких услуг юридическими лицами – организациями, необходимо указывать на организационно-правовую форму таких организаций (например, закрытые или открытые акционерные общества, кооперативы), а также указывать непосредственное наименование организации.

Вместе с тем, в Рекламе отсутствует указание наименования ломбарда, который оказывает финансовые услуги.

Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В Рекламе внимание потенциального покупателя направлено на возможность получения денежных средств под залог золота («... деньги под залог золота...»). При этом покупатели (потребители) не могут в полной мере представить, какое именно лицо предоставляет услуги ломбарда, тем самым, вводятся в заблуждение.

В Рекламе нарушены требования ч.1 ст.28 Закона о рекламе. В силу п.4 ст.3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей и законом не допускается.

Таким образом, в периодическом печатном издании – газете «Горожанин» № 10 (1126) 16 марта 2011 года на стр. «7» в разделе «УСЛУГИ» была размещена ненадлежащая реклама «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.»

Согласно ч.ч.6,7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Однако, как следует из объяснений <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), <>., как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы (как рекламодатель), в заказе-наряде на публикацию рекламного материала в газете «Горожанин» в графе «текст объявления» указала: «ООО «Ломбард Малахит» Деньги под залог золота. Купим любое золото. Дорого. Кирова 59 62-05-51». Как пояснила <>. (письмо вх. №9258 от 10 октября 2011), указанное наименование ломбарда по независящим от общества причинам в рекламе опубликовано не было. Заказ-наряд был подписан покупателем (рекламодателем) <> и рекламораспространителем/рекламопроизводителем – сотрудниками газеты «Горожанин».

Вместе с тем, содержание текста Рекламы было изменено рекламопроизводителем/ рекламораспространителем – ООО «Редакция газеты «Горожанин». Как следует из объяснительной коммерческого директора ООО «Редакция газеты «Горожанин» <> (письмо ООО «Редакция газеты «Горожанин» вх.8517 от 18.10.2011) Реклама была опубликована в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» без указания наименования юридического лица. Согласно объяснениям<> как должностное лицо – коммерческий директор ООО «Редакция газеты «Горожанин», не проверила Рекламу на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе, так как не успела изучить трудовые и должностные обязанности.

Таким образом, действия <> как рекламодателя, не содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Текст Рекламы был изменен должностным лицом (коммерческим директором ООО «Редакция газеты «Горожанин»)<>, в результате чего в газете «Горожанин» №10 (1126) от 16 марта 2011 в разделе «Услуги» была размещена Реклама ломбарда с признаками нарушения ч.1 ст.28 Закона о рекламе.

Согласно ч.4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Астраханского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Ломбард – деньги под залог золота. Скупка золота. Дорого. Ул. Кирова, 59, тел. 62-05-51.», поскольку в ней нарушены требования ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание ООО «Редакция газеты «Горожанин» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 29.11.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №43-Р-05-11 [format] => [safe_value] => №43-Р-05-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:

  • осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-29 05:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-29 05:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323754390 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )