Решение по делу 48-к-03-11

Номер дела: 48-к-03-11
Дата публикации: 30 января 2012, 10:29

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел.: (8512) 39-05-80, 39-29-54, 44-79-30

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 18.01.2012 г. Астрахань

Полный текст решения изготовлен 30.01.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <>, членов Комиссии – заместителя руководителя - <>, специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий И.А.<>,

рассмотрев дело № 48-К-03-11 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Газпром межрегионгаз Астрахань» (далее по тексту – ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань») (юр. адрес: 414000, г. Астрахань, пл. Шаумяна, 2, ИНН: 3015069681) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Астраханское УФАС России 20.10.2011 поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью Управляющая строительная компания «Стройкомплекс» (далее по тексту – ООО УСК «Стройкомплекс», заявитель, абонент) (вх.№8554 от 20.10.2011) о нарушении ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» антимонопольного законодательства в части навязывания заявителю невыгодных условий договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан №АО 01-33/133.

По мнению ООО УСК «Стройкомплекс», указанные действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» нарушают требования Закона о защите конкуренции.

Заявитель и ответчик по делу о месте и времени рассмотрения дела №48-К-03-11 надлежащим образом уведомлены, на заседание Комиссии прибыли в назначенное время.

Представитель ответчика по делу с изложенными в жалобе заявителя доводами не согласен, полагает, что в действиях ответчика по делу отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии представитель ответчика по делу 48-К-03-11 сообщил, что протоколом разногласий предусматривалось дополнение п. 2.1.1 договора о том, что оплата за потребленный газ Абонентом до установки пломб Поставщика производится по показаниям СГ (счетчика газа), опломбированных при первичном пуске газа организаций, принявшей на обслуживание наружные газопроводы и сооружения на них, внутренние газопроводы и внутреннее домовое газовое оборудование.

21.06.2011 представителю ООО УСК «Стройкомплекс» нарочным был вручен протокол согласования разногласий от 17.06.2011, в котором ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» оставило пункт 2.1.1 проекта договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в своей редакции.

Согласно пункту 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 № 549) определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Таким образом, ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», руководствуясь действующим законодательством, не могло согласиться с предложенным ООО УСК «Стройкомплекс» протоколом разногласий.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, представитель заявителя по делу 48-К-03-11, требования, изложенные в заявлении (вх.№8554 от 20.10.2011) поддержал. На вопрос о том, когда ООО УСК «Стройкомплекс» был получен проект договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на 2011 год, представитель заявителя по делу 48-К-03-11 сообщил, что проект договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на 2011 год был получен ООО УСК «Стройкомплекс» от ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» в апреле 2011 года.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» осуществляет на территории Астраханской области поставку природного газа. Обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Астраханской области является в соответствии с Уставом Общества основным видом его деятельности.

Для коммунально-бытовых нужд потребитель использует либо газ, либо электроэнергию. Электроэнергия не может быть заменена газом, так как стоимость электроэнергии требуемой для выработки единицы тепловой энергии значительно больше, чем стоимость газа.

Оптовая реализация товаров - сделка между производителем и покупателем, приобретающим продукцию с целью её перепродажи. Оптовая торговля (реализация) заключается в продаже товара любым лицам или организациям, которые не являются конечными потребителями.

Розничная реализация товаров - вид деятельности, связанный с продажей товаров и услуг конечным потребителям.

Таким образом, деятельность по розничной реализации природного газа является невзаимозаменяемой с другими видами деятельности.

Основные отличия оптовой реализации газа и от розничной реализации газа:

  • торговая зона оптового продавца газа, как правило, значительно больше, чем у розничного продавца данного товара;

  • оптовые сделки по общему объему реализации газа покупателю, как правило, крупнее розничных сделок;

  • оптовая цена реализации газа, ниже розничной цены реализации данного товара.

Исходя из изложенного, а также функционального назначения и применения данного товара, продуктовыми границами изучаемого товарного рынка является розничная реализация газа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее по тексту - Основные положения), определяющие принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.

В соответствии с пунктом 3 Основных положений, цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги. При присоединении сетей конечного потребителя непосредственно к системе магистрального газопроводного транспорта цена на газ для конечного потребителя на границе раздела магистральных газопроводов и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, и платы за снабженческо-сбытовые услуги. В случае если в осуществлении поставок газа конечным потребителям участвует несколько организаций, регулируемая плата за снабженческо-сбытовые услуги, взимаемая с конечных потребителей, распределяется между организациями по соглашению сторон.

Согласно пунктам 2, 4, 7, 8 Основных положений размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, и розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию и устанавливаются поставщикам газа (газоснабжающим организациям) федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно.

Таким образом, географическими границами рынка розничной реализации газа являются границы Астраханской области.

Федеральной службой по тарифам размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Астраханской области, установлен только для ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» (приказ от 06.12.2010 № 380-э/2).

Службой по тарифам Астраханской области розничные цены на природный газ, реализуемый населению Астраханской области установлены только для ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» (приказ от 15.12.2010 № 199).

Изложенное указывает на то, что ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» является единственным поставщиком (продавцом) газа на территории Астраханской области и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации природного газа в географических границах Астраханской области.

При заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № АО 01-33/133 от 21.06.2011 между ООО УСК «Стройкомплекс» и ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» возник спор по содержанию условий данного договора.

ООО УСК «Стройкомплекс» 23.05.2011 направило в адрес ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» протокол разногласий к договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № АО 01-33/133 от 21.06.2011.

Заявитель в протоколе разногласий к договору настаивал на исключении из договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан пункта 2.1.1.

ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» составило протокол согласования разногласий к проекту договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в котором оставило пункт 2.1.1 проекта договора в своей редакции. Данный протокол разногласий был получен ООО УСК «Стройкомплекс» 22.06.2011, что подтверждается отметкой о вручении на сопроводительном письме.

В соответствии с пунктом 2.1.1 договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан количество отпускаемого Абоненту газа определяется при наличии газовых счетчиков (далее по тексту – «СГ»), прошедших государственную поверку с установкой пломбы и принятого Поставщиком, - согласно их показаниям, которые предоставляются Поставщику ежемесячно с 25 числа отчетного месяца по 01 число месяца, следующего за отчетным, в Отдел по работе с населением ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» (г. Астрахань, пл. Шаумяна, 2) или по телефону (8512) 48-21-21. При непредставлении Абонентом такой информации, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором возобновлено предоставление указанных сведений, будет определяться в соответствии с нормативами потребления газа. Определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновляется со дня, следующего за днем проведения проверки, осуществляемого поставщиком газа по заявке Абонента.

В соответствии с действовавшей в апреле 2011 года редакцией пункта 31 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 № 549), в случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Таким образом, условия пункта 2.1.1 проекта договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на 2011 год, направленного ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» в адрес ООО УСК «Стройкомплекс» в апреле 2011 года, не противоречили действующим на тот момент Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 № 549).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» по отказу исключения из договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на 2011 год пункта 2.1.1 отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №48-К-03-11, возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества «Газпром межрегионгаз Астрахань», в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

  2. В связи с отсутствием в действиях Закрытого акционерного общества «Газпром межрегионгаз Астрахань» нарушения антимонопольного законодательства предписание не выдавать.

 

 

Председатель комиссии ___________________ <>

 

Члены комиссии ___________________ <>

 

___________________ <>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 6742 [uid] => 5 [title] => Решение по делу 48-к-03-11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6742 [type] => solution [language] => ru [created] => 1330410695 [changed] => 1370529288 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529288 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел.: (8512) 39-05-80, 39-29-54, 44-79-30

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 18.01.2012 г. Астрахань

Полный текст решения изготовлен 30.01.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <>, членов Комиссии – заместителя руководителя - <>, специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий И.А.<>,

рассмотрев дело № 48-К-03-11 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Газпром межрегионгаз Астрахань» (далее по тексту – ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань») (юр. адрес: 414000, г. Астрахань, пл. Шаумяна, 2, ИНН: 3015069681) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Астраханское УФАС России 20.10.2011 поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью Управляющая строительная компания «Стройкомплекс» (далее по тексту – ООО УСК «Стройкомплекс», заявитель, абонент) (вх.№8554 от 20.10.2011) о нарушении ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» антимонопольного законодательства в части навязывания заявителю невыгодных условий договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан №АО 01-33/133.

По мнению ООО УСК «Стройкомплекс», указанные действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» нарушают требования Закона о защите конкуренции.

Заявитель и ответчик по делу о месте и времени рассмотрения дела №48-К-03-11 надлежащим образом уведомлены, на заседание Комиссии прибыли в назначенное время.

Представитель ответчика по делу с изложенными в жалобе заявителя доводами не согласен, полагает, что в действиях ответчика по делу отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии представитель ответчика по делу 48-К-03-11 сообщил, что протоколом разногласий предусматривалось дополнение п. 2.1.1 договора о том, что оплата за потребленный газ Абонентом до установки пломб Поставщика производится по показаниям СГ (счетчика газа), опломбированных при первичном пуске газа организаций, принявшей на обслуживание наружные газопроводы и сооружения на них, внутренние газопроводы и внутреннее домовое газовое оборудование.

21.06.2011 представителю ООО УСК «Стройкомплекс» нарочным был вручен протокол согласования разногласий от 17.06.2011, в котором ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» оставило пункт 2.1.1 проекта договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в своей редакции.

Согласно пункту 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 № 549) определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Таким образом, ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», руководствуясь действующим законодательством, не могло согласиться с предложенным ООО УСК «Стройкомплекс» протоколом разногласий.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, представитель заявителя по делу 48-К-03-11, требования, изложенные в заявлении (вх.№8554 от 20.10.2011) поддержал. На вопрос о том, когда ООО УСК «Стройкомплекс» был получен проект договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на 2011 год, представитель заявителя по делу 48-К-03-11 сообщил, что проект договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на 2011 год был получен ООО УСК «Стройкомплекс» от ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» в апреле 2011 года.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» осуществляет на территории Астраханской области поставку природного газа. Обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Астраханской области является в соответствии с Уставом Общества основным видом его деятельности.

Для коммунально-бытовых нужд потребитель использует либо газ, либо электроэнергию. Электроэнергия не может быть заменена газом, так как стоимость электроэнергии требуемой для выработки единицы тепловой энергии значительно больше, чем стоимость газа.

Оптовая реализация товаров - сделка между производителем и покупателем, приобретающим продукцию с целью её перепродажи. Оптовая торговля (реализация) заключается в продаже товара любым лицам или организациям, которые не являются конечными потребителями.

Розничная реализация товаров - вид деятельности, связанный с продажей товаров и услуг конечным потребителям.

Таким образом, деятельность по розничной реализации природного газа является невзаимозаменяемой с другими видами деятельности.

Основные отличия оптовой реализации газа и от розничной реализации газа:

  • торговая зона оптового продавца газа, как правило, значительно больше, чем у розничного продавца данного товара;

  • оптовые сделки по общему объему реализации газа покупателю, как правило, крупнее розничных сделок;

  • оптовая цена реализации газа, ниже розничной цены реализации данного товара.

Исходя из изложенного, а также функционального назначения и применения данного товара, продуктовыми границами изучаемого товарного рынка является розничная реализация газа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее по тексту - Основные положения), определяющие принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.

В соответствии с пунктом 3 Основных положений, цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги. При присоединении сетей конечного потребителя непосредственно к системе магистрального газопроводного транспорта цена на газ для конечного потребителя на границе раздела магистральных газопроводов и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, и платы за снабженческо-сбытовые услуги. В случае если в осуществлении поставок газа конечным потребителям участвует несколько организаций, регулируемая плата за снабженческо-сбытовые услуги, взимаемая с конечных потребителей, распределяется между организациями по соглашению сторон.

Согласно пунктам 2, 4, 7, 8 Основных положений размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, и розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию и устанавливаются поставщикам газа (газоснабжающим организациям) федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно.

Таким образом, географическими границами рынка розничной реализации газа являются границы Астраханской области.

Федеральной службой по тарифам размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Астраханской области, установлен только для ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» (приказ от 06.12.2010 № 380-э/2).

Службой по тарифам Астраханской области розничные цены на природный газ, реализуемый населению Астраханской области установлены только для ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» (приказ от 15.12.2010 № 199).

Изложенное указывает на то, что ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» является единственным поставщиком (продавцом) газа на территории Астраханской области и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации природного газа в географических границах Астраханской области.

При заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № АО 01-33/133 от 21.06.2011 между ООО УСК «Стройкомплекс» и ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» возник спор по содержанию условий данного договора.

ООО УСК «Стройкомплекс» 23.05.2011 направило в адрес ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» протокол разногласий к договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № АО 01-33/133 от 21.06.2011.

Заявитель в протоколе разногласий к договору настаивал на исключении из договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан пункта 2.1.1.

ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» составило протокол согласования разногласий к проекту договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в котором оставило пункт 2.1.1 проекта договора в своей редакции. Данный протокол разногласий был получен ООО УСК «Стройкомплекс» 22.06.2011, что подтверждается отметкой о вручении на сопроводительном письме.

В соответствии с пунктом 2.1.1 договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан количество отпускаемого Абоненту газа определяется при наличии газовых счетчиков (далее по тексту – «СГ»), прошедших государственную поверку с установкой пломбы и принятого Поставщиком, - согласно их показаниям, которые предоставляются Поставщику ежемесячно с 25 числа отчетного месяца по 01 число месяца, следующего за отчетным, в Отдел по работе с населением ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» (г. Астрахань, пл. Шаумяна, 2) или по телефону (8512) 48-21-21. При непредставлении Абонентом такой информации, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором возобновлено предоставление указанных сведений, будет определяться в соответствии с нормативами потребления газа. Определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновляется со дня, следующего за днем проведения проверки, осуществляемого поставщиком газа по заявке Абонента.

В соответствии с действовавшей в апреле 2011 года редакцией пункта 31 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 № 549), в случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Таким образом, условия пункта 2.1.1 проекта договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на 2011 год, направленного ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» в адрес ООО УСК «Стройкомплекс» в апреле 2011 года, не противоречили действующим на тот момент Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 № 549).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» по отказу исключения из договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на 2011 год пункта 2.1.1 отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №48-К-03-11, возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества «Газпром межрегионгаз Астрахань», в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

  2. В связи с отсутствием в действиях Закрытого акционерного общества «Газпром межрегионгаз Астрахань» нарушения антимонопольного законодательства предписание не выдавать.

 

 

Председатель комиссии ___________________ <>

 

Члены комиссии ___________________ <>

 

___________________ <>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел.: (8512) 39-05-80, 39-29-54, 44-79-30

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 18.01.2012 г. Астрахань

Полный текст решения изготовлен 30.01.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <>, членов Комиссии – заместителя руководителя - <>, специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий И.А.<>,

рассмотрев дело № 48-К-03-11 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Газпром межрегионгаз Астрахань» (далее по тексту – ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань») (юр. адрес: 414000, г. Астрахань, пл. Шаумяна, 2, ИНН: 3015069681) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Астраханское УФАС России 20.10.2011 поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью Управляющая строительная компания «Стройкомплекс» (далее по тексту – ООО УСК «Стройкомплекс», заявитель, абонент) (вх.№8554 от 20.10.2011) о нарушении ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» антимонопольного законодательства в части навязывания заявителю невыгодных условий договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан №АО 01-33/133.

По мнению ООО УСК «Стройкомплекс», указанные действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» нарушают требования Закона о защите конкуренции.

Заявитель и ответчик по делу о месте и времени рассмотрения дела №48-К-03-11 надлежащим образом уведомлены, на заседание Комиссии прибыли в назначенное время.

Представитель ответчика по делу с изложенными в жалобе заявителя доводами не согласен, полагает, что в действиях ответчика по делу отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии представитель ответчика по делу 48-К-03-11 сообщил, что протоколом разногласий предусматривалось дополнение п. 2.1.1 договора о том, что оплата за потребленный газ Абонентом до установки пломб Поставщика производится по показаниям СГ (счетчика газа), опломбированных при первичном пуске газа организаций, принявшей на обслуживание наружные газопроводы и сооружения на них, внутренние газопроводы и внутреннее домовое газовое оборудование.

21.06.2011 представителю ООО УСК «Стройкомплекс» нарочным был вручен протокол согласования разногласий от 17.06.2011, в котором ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» оставило пункт 2.1.1 проекта договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в своей редакции.

Согласно пункту 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 № 549) определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Таким образом, ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», руководствуясь действующим законодательством, не могло согласиться с предложенным ООО УСК «Стройкомплекс» протоколом разногласий.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, представитель заявителя по делу 48-К-03-11, требования, изложенные в заявлении (вх.№8554 от 20.10.2011) поддержал. На вопрос о том, когда ООО УСК «Стройкомплекс» был получен проект договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на 2011 год, представитель заявителя по делу 48-К-03-11 сообщил, что проект договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на 2011 год был получен ООО УСК «Стройкомплекс» от ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» в апреле 2011 года.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» осуществляет на территории Астраханской области поставку природного газа. Обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Астраханской области является в соответствии с Уставом Общества основным видом его деятельности.

Для коммунально-бытовых нужд потребитель использует либо газ, либо электроэнергию. Электроэнергия не может быть заменена газом, так как стоимость электроэнергии требуемой для выработки единицы тепловой энергии значительно больше, чем стоимость газа.

Оптовая реализация товаров - сделка между производителем и покупателем, приобретающим продукцию с целью её перепродажи. Оптовая торговля (реализация) заключается в продаже товара любым лицам или организациям, которые не являются конечными потребителями.

Розничная реализация товаров - вид деятельности, связанный с продажей товаров и услуг конечным потребителям.

Таким образом, деятельность по розничной реализации природного газа является невзаимозаменяемой с другими видами деятельности.

Основные отличия оптовой реализации газа и от розничной реализации газа:

  • торговая зона оптового продавца газа, как правило, значительно больше, чем у розничного продавца данного товара;

  • оптовые сделки по общему объему реализации газа покупателю, как правило, крупнее розничных сделок;

  • оптовая цена реализации газа, ниже розничной цены реализации данного товара.

Исходя из изложенного, а также функционального назначения и применения данного товара, продуктовыми границами изучаемого товарного рынка является розничная реализация газа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее по тексту - Основные положения), определяющие принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.

В соответствии с пунктом 3 Основных положений, цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги. При присоединении сетей конечного потребителя непосредственно к системе магистрального газопроводного транспорта цена на газ для конечного потребителя на границе раздела магистральных газопроводов и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, и платы за снабженческо-сбытовые услуги. В случае если в осуществлении поставок газа конечным потребителям участвует несколько организаций, регулируемая плата за снабженческо-сбытовые услуги, взимаемая с конечных потребителей, распределяется между организациями по соглашению сторон.

Согласно пунктам 2, 4, 7, 8 Основных положений размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, и розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию и устанавливаются поставщикам газа (газоснабжающим организациям) федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно.

Таким образом, географическими границами рынка розничной реализации газа являются границы Астраханской области.

Федеральной службой по тарифам размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Астраханской области, установлен только для ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» (приказ от 06.12.2010 № 380-э/2).

Службой по тарифам Астраханской области розничные цены на природный газ, реализуемый населению Астраханской области установлены только для ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» (приказ от 15.12.2010 № 199).

Изложенное указывает на то, что ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» является единственным поставщиком (продавцом) газа на территории Астраханской области и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации природного газа в географических границах Астраханской области.

При заключении договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № АО 01-33/133 от 21.06.2011 между ООО УСК «Стройкомплекс» и ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» возник спор по содержанию условий данного договора.

ООО УСК «Стройкомплекс» 23.05.2011 направило в адрес ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» протокол разногласий к договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № АО 01-33/133 от 21.06.2011.

Заявитель в протоколе разногласий к договору настаивал на исключении из договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан пункта 2.1.1.

ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» составило протокол согласования разногласий к проекту договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в котором оставило пункт 2.1.1 проекта договора в своей редакции. Данный протокол разногласий был получен ООО УСК «Стройкомплекс» 22.06.2011, что подтверждается отметкой о вручении на сопроводительном письме.

В соответствии с пунктом 2.1.1 договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан количество отпускаемого Абоненту газа определяется при наличии газовых счетчиков (далее по тексту – «СГ»), прошедших государственную поверку с установкой пломбы и принятого Поставщиком, - согласно их показаниям, которые предоставляются Поставщику ежемесячно с 25 числа отчетного месяца по 01 число месяца, следующего за отчетным, в Отдел по работе с населением ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» (г. Астрахань, пл. Шаумяна, 2) или по телефону (8512) 48-21-21. При непредставлении Абонентом такой информации, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором возобновлено предоставление указанных сведений, будет определяться в соответствии с нормативами потребления газа. Определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновляется со дня, следующего за днем проведения проверки, осуществляемого поставщиком газа по заявке Абонента.

В соответствии с действовавшей в апреле 2011 года редакцией пункта 31 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 № 549), в случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Таким образом, условия пункта 2.1.1 проекта договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на 2011 год, направленного ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» в адрес ООО УСК «Стройкомплекс» в апреле 2011 года, не противоречили действующим на тот момент Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 № 549).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» по отказу исключения из договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на 2011 год пункта 2.1.1 отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №48-К-03-11, возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества «Газпром межрегионгаз Астрахань», в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

  2. В связи с отсутствием в действиях Закрытого акционерного общества «Газпром межрегионгаз Астрахань» нарушения антимонопольного законодательства предписание не выдавать.

 

 

Председатель комиссии ___________________ <>

 

Члены комиссии ___________________ <>

 

___________________ <>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 48-к-03-11 [format] => [safe_value] => 48-к-03-11 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 48-к-03-11 [format] => [safe_value] => 48-к-03-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;

 

http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50342.htmlПостановление правительства №896 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке

http://fas.gov.ru/eljournal/http://Научно-Практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Борьба с картелями

Журнал конкуренция и рынок

http://www.fas.gov.ru/groups-of-people/Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 ФЗ "О защите конкуренции"

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-30 06:29:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-30 06:29:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1330410695 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )