решение и предписание по делу № 18-к-03-12

Номер дела: № 18-к-03-12
Дата публикации: 23 октября 2012, 14:52


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел.: (8512) 39-05-80, 39-29-54, 44-79-30

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 09.10.2012

Полный текст решения изготовлен 23.10.2012                                                              г. Астрахань

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <………>, членов Комиссии - <…………>, рассмотрев дело № 18-К-03-12 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмой «АСТРИМ» (далее по тексту – ООО ПКФ «АСТРИМ») (адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Кубанская, 17 корп. 2, пом. 055, ИНН: 301701001) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Астраханское УФАС России 24.05.2012 поступило заявление индивидуального предпринимателя <…………..> (далее по тексту – заявитель, абонент) (вх.№4751 от 24.05.2012) о нарушении антимонопольного законодательства ООО ПКФ «АСТРИМ».

Заявитель считает, что действия ООО ПКФ «АСТРИМ» по взиманию с него платы за оказанные коммунальных услуг нарушают требования Закона о защите конкуренции и просит принять меры в рамках полномочий антимонопольного органа.

Приказом руководителя Астраханского УФАС России от 06.07.2012 № 222-п было возбуждено дело № 18-К-03-12 по признакам нарушения ООО ПКФ «АСТРИМ» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Заявитель и ответчик по делу о месте и времени рассмотрения дела №18-К-03-12 надлежащим образом уведомлены, на заседание Комиссии прибыли в назначенное время.

Представитель ответчика по делу с изложенными в жалобе заявителя доводами не согласен, полагает, что в действиях ответчика по делу отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Плата за электроэнергию, водоснабжение, водоотведение взималась с индивидуального предпринимателя <………….>. по тарифам соответствующих организаций. Агентское вознаграждение за услуги не является завышением тарифа, а предусмотрено условиями договора в рамках действующего законодательства.

Согласно агентскому договору № 2-с/12 от 01.01.2012, ООО ПКФ «АСТРИМ» осуществляет обеспечение электроэнергией, водоснабжением (водоотведением), прием и перекачку сточных вод нежилого помещения, принадлежащего индивидуальному предпринимателю <………..>.

По условиям пункта 3.9 данного договора, в случае предъявления ООО ПКФ «АСТРИМ» счета с расчетом МУП г. Астрахани «Астрводоканал» за сбор сточных вод загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Астраханской области, Агент (ООО ПКФ «АСТРИМ») вправе без предварительного уведомления предъявить счет Принципалу (индивидуальному предпринимателю <……..>.) в размере доли (количества), указанного в срочном донесении Принципала водопотребления (водоотведения).

Оплата за водоснабжение, также за прием сточных вод производится индивидуальным предпринимателем <…………>. по тарифу МУП г. Астрахани «Астрводоканал», оплата за перекачку – из расчета 33,04 рублей за 1 м2. В связи с имевшим место превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ в сточных водах, сброшенных в систему городской канализации за период с января по март 2012 года, индивидуальному предпринимателю <………> был выставлен счет на оплату в соответствии с п. 3.9 агентского договора 2/12 от 01.01.2012. В настоящее время «перекачка сточных вод» не является услугой и не требует утверждения тарифа.

За оказанные услуги, в соответствии с условиями договора и действующим законодательством (ст. 1006 ГК РФ), индивидуальный предприниматель <……….>. (Принципал) уплачивал ООО ПКФ «АСТРИМ» (Агенту) вознаграждение в размере 27,5 % от суммы всех потребленных услуг ежемесячно.

Законом № 210-ФЗ от 30.12.04 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а именно, подлежат регулированию:

1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Постановлением № 520 от 14.07.08 «Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:

  1. тарифы на холодную воду;
  2. тарифы на горячую воду;
  3. тарифы на водоотведение;
  4. тарифы на очистку сточных вод;
  5. тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

С 01.01.2013 в законную силу вступает Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который будет регулировать отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, где согласно ст. 31, подлежат регулированию прием и транспортировка сточных вод.

ООО ПКФ «АСТРИМ» ведется работа по подготовке документов для передачи их на утверждение тарифа на прием и транспортировку сточных вод с 1 января 2013года.

 

Исследовав материалы дела, Комиссия установила следующее.

Между ООО ПКФ «АСТРИМ» и заявителем 01.01.2012 заключен агентский договор №2-с/12. Согласно данному договору ООО ПКФ «АСТРИМ» совершает от своего имени, но за счет «Принципала» (индивидуального предпринимателя <………….>.) все необходимые юридические и фактические действия по обеспечению электроэнергией, водоснабжением (водоотведением), прием и перекачку сточных вод нежилого помещения, находящегося в собственности «Принципала».

На основании данного договора ООО ПКФ «АСТРИМ» в 2012 году оказывало индивидуальному предпринимателю <………> услуги водоснабжения и услуги водоотведения, что подтверждается следующими документами: акт №4 от 17.01.2012, акт №27 от 17.01.2012, акт №345 от 16.02.2012, акт №596 от 15.03.2012, акт №1125 от 16.05.2012, акт №1411 от 18.06.2012.

ООО ПКФ «АСТРИМ» в 2012 году взимало с индивидуального предпринимателя <……>. плату за оказанные ему услуги водоснабжения и услуги водоотведения, что подтверждается следующими платежными поручениями: №17 от 24.01.2012, №48 от 21.02.2012, №64 от 16.03.2012, №114 от 11.05.2012, №123 от 22.05.2012, №133 от 05.06.2012, №147 от 20.06.2012.

 

Продуктовые границы исследуемых товарных рынков

Вода - самое распространенное природное соединение, являющееся важнейшей составной частью живого организма. По физико-химическим свойствам вода отличается аномальным характером констант, которые определяют многие физические и биологические процессы на Земле. Высокая устойчивость молекул воды в сочетании с электрическими характеристиками делает ее универсальным растворителем, поэтому в ней всегда обнаруживаются многочисленные химические соединения. Промышленная деятельность человека приводит к появлению в воде ряда органических и неорганических соединений, что определяет необходимость гигиенического контроля за их количеством. При магнитной обработке воды изменяется растворимость некоторых оксидов металлов. Это нашло практическое применение при подготовке воды для горячего водоснабжения.

Состав и свойства воды зависят в первую очередь от условий её формирования. Для поверхностных вод характерны высокое содержание взвешенных веществ, сезонные изме­нения состава и подверженность загрязнению. Основными источниками загрязнения явля­ются хозяйственно-бытовые, промышленные, ливневые стоки, а также стоки с территории предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов и речного транспорта. Со­гласно гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды, она должна быть безопас­ной в эпидемическом отношении, безвредной по химическому составу и обладать удовле­творительными органолептическими свойствами. В целом неудовлетворительное качество питьевой воды оказывает значительное влияние на состояние здоровья населения.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, услуга водоснабжения относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 41 «Сбор, очистка и распределение воды»; услуга водоотведения относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классу 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подклассу 90.01 «Сбор и обработка сточных вод».

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под водоснабжением понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Таким образом, процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Под водоотведением понимают технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Процесс водоотведения включает следующие стадии: сбор и транспортировку сточных вод на очистные сооружения.

Таким образом, водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги водоснабжения и услуги водоотведения к разным товарным рынкам.

Исходя из изложенного, а также функционального назначения данных товаров, продуктовыми границами исследуемых товарных рынков являются услуги водоснабжения, а также услуги водоотведения.

Географические границы рынков услуг водоснабжения

и услуг водоотведения

Географические границы рынка услуг водоснабжения - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные услуги и не имеют такой возможности за её пределами.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и кана­лизации в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. №167) для заключения договора водоснабжения водопроводные сети абонента должны быть подключены к водопроводным сетям водопроводно-канализационного хозяйства.

Возможность покупателей приобрести услугу водоснабжения тесно связана с наличием присоединенной сети водопровода.

Исходя из изложенного, географические границы товарного рынка услуг водоснабжения следует рассматривать в пределах территории охваченной водопроводной, сетью ООО ПКФ «АСТРИМ» исходя из экономической, технологической возможности участия покупателей в приобретении данных услуг.

Географические границы рынка услуг водоотведения - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные услуги и не имеют такой возможности за её пределами.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и кана­лизации в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. №167) для заключения договора водоотведения канализационные сети абонента должны быть подключены к канализационным сетям водопроводно-канализационного хозяйства.

Возможность покупателей приобрести услугу водоотведения связана с наличием присоединенной канализационной сети.

Исходя из изложенного, географические границы товарного рынка услуг водоотведения следует рассматривать в пределах территории охваченной канализационной сетью ООО ПКФ «АСТРИМ» исходя из экономической, технологической возможности участия покупателей в приобретении данных услуг.

Состав хозяйствующих субъектов рынка услуг

водоснабжения, а также рынка услуг водоотведения

Согласно схеме раздела границ балансовой принадлежности систем водоснабжения ООО ПКФ «АСТРИМ» и индивидуального предпринимателя <……….>., единственным поставщиком воды для индивидуального предпринимателя <…………>. в нежилых помещениях расположенных по адресу г. Астрахань, ул. Минусинская, д. 8 «А», является ООО ПКФ «АСТРИМ».

Согласно схеме раздела границ балансовой принадлежности систем водоотведения ООО ПКФ «АСТРИМ» и индивидуального предпринимателя <…………..>., единственным хозсубъектом, оказывающим услуги водоотведения индивидуальному предпринимателю <………..>. по адресу г. Астрахань, ул. Минусинская, д. 8 «А», является ООО ПКФ «АСТРИМ».

Иные хозяйствующие субъекты не имеют возможности оказывать услуги водоснабжения и услуги водоотведения индивидуальному предпринимателю Викторову Г.И, поскольку отсутствуют присоединенные водопроводные, а также канализационные сети, по которым они могли бы оказывать данные услуги.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Так как, ООО ПКФ «АСТРИМ» является единственным хозяйствующим оказывающим услуги водоснабжения в границах своей присоединенной водопроводной сети и единственным хозсубъектом оказывающим услуги водоотведения в границах своей присоединенной канализационной сети, его доля на рынке услуг водоснабжения, а также на рынке услуг водоотведения превышает 50 процентов.

Таким образом, ООО ПКФ «АСТРИМ» занимает доминирующие положение на рынке услуг водоснабжения в пределах территории, охваченной присоединенной водопроводной сетью здания, находящегося по адресу: г. Астрахань, ул. Минусинская, 8 «А», а также на рынке услуг водоотведения в пределах территории, охваченной присоединенной канализационной сетью здания, находящегося по адресу: г. Астрахань, ул. Минусинская, 8 «А».

Согласно методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47, тарифы на питьевую воду рассчитываются для организации коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение потребителей, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом расходов на покупку воды питьевого качества и оплаты услуг сторонних организаций, связанных с очисткой воды, транспортировкой воды. Тарифы на водоотведение рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по водоотведению, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортированием стоков, очисткой стоков и утилизацией сточной жидкости, очисткой и утилизацией осадка сточных вод.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Установление тарифа на водоснабжение и водоотведение осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Законом № 210-ФЗ, Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Постановлением Службы по тарифам Астраханской области № 210 от 15 ноября 2011 год для МУП г. Астрахани «Астрводоканал» утверждены тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2012 год.

Между МУП г. Астрахани «Астрводоканал» и ООО ПКФ «АСТРИМ» 12.02.2009 заключен договор №6 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Согласно данному договору МУП г. Астрахани «Астрводоканал» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения ООО ПКФ «АСТРИМ» в здании, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Минусинская, д. 8.

Однако договор на основании, которого МУП г. Астрахани «Астрводоканал» поручило ООО ПКФ «АСТРИМ» оказывать услуги водоснабжения, услуги водоотведения индивидуальному предпринимателю <…………> от имени МУП г. Астрахани «Астрводоканал», отсутствует. В отсутствие данного договора ООО ПКФ «АСТРИМ» фактически оказывало индивидуальному предпринимателю <…………> услуги водоснабжения, а также услуги водоотведения от своего имени.

Так как ООО ПКФ «АСТРИМ» не установлены тарифы на услуги водоснабжения, а также на услуги водоотведения ООО ПКФ «АСТРИМ» не вправе было взимать с индивидуального предпринимателя <……..> плату за данные услуги по тарифам, не утвержденным для ООО ПКФ «АСТРИМ» уполномоченным органом.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, действия ООО ПКФ «АСТРИМ» выразившиеся во взимании с индивидуального предпринимателя <………..>. платы за услуги водоснабжения, а также за услуги водоотведения по тарифам, не утвержденным для ООО ПКФ «АСТРИМ» уполномоченным органом, являются злоупотреблением доминирующим положением и прямо запрещены пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО ПКФ «АСТРИМ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения в границах присоединенных сетей ООО ПКФ «АСТРИМ» в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоснабжения, выразившегося во взимании с индивидуального предпринимателя <………..> платы по тарифам, не утвержденным для ООО ПКФ «АСТРИМ» уполномоченным органом.
  2. Признать ООО ПКФ «АСТРИМ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг водоотведения в границах присоединенных сетей ООО ПКФ «АСТРИМ» в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоотведения, выразившегося во взимании с индивидуального предпринимателя Викторова Г.И. платы по тарифам, не утвержденным для ООО ПКФ «АСТРИМ»
  3. Выдать ООО ПКФ «АСТРИМ» обязательное для исполнения предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать с момента получения настоящего предписания нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоснабжения и услуг водоотведения.
  4. О выполнении предписания сообщить в течение месяца со дня его получения предписания, представив в Астраханское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.
  5. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
  6. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель комиссии                      <……………..>

 

Члены комиссии                                  <…………..>

 

<…………..>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел (8512) 39-05-80, 44-79-30, 39-29-54, e-mail: to30@fas.gov.ru

ПРЕДПИСАНИЕ № 18-К-03-12

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

23 октября 2012 года                                                                                                                                                     г. Астрахань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <…………>, членов Комиссии – <………….>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.10.2012 по делу № 18-К-03-12 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмой «АСТРИМ» (далее по тексту – ООО ПКФ «АСТРИМ») (адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Кубанская, 17 корп. 2, пом. 055, ИНН: 301701001) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1.  ООО ПКФ «АСТРИМ» не допускать с момента получения настоящего предписания нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоснабжения, а также услуг водоотведения.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в течение месяца со дня его получения, представив в Астраханское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

 

Председатель комиссии                      <………….>

Члены комиссии                                  <……………>

                                              ___________________                                   <…………………….>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.


 

 

stdClass Object ( [vid] => 7280 [uid] => 5 [title] => решение и предписание по делу № 18-к-03-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7280 [type] => solution [language] => ru [created] => 1351508091 [changed] => 1370529288 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529288 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел.: (8512) 39-05-80, 39-29-54, 44-79-30

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 09.10.2012

Полный текст решения изготовлен 23.10.2012                                                              г. Астрахань

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <………>, членов Комиссии - <…………>, рассмотрев дело № 18-К-03-12 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмой «АСТРИМ» (далее по тексту – ООО ПКФ «АСТРИМ») (адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Кубанская, 17 корп. 2, пом. 055, ИНН: 301701001) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Астраханское УФАС России 24.05.2012 поступило заявление индивидуального предпринимателя <…………..> (далее по тексту – заявитель, абонент) (вх.№4751 от 24.05.2012) о нарушении антимонопольного законодательства ООО ПКФ «АСТРИМ».

Заявитель считает, что действия ООО ПКФ «АСТРИМ» по взиманию с него платы за оказанные коммунальных услуг нарушают требования Закона о защите конкуренции и просит принять меры в рамках полномочий антимонопольного органа.

Приказом руководителя Астраханского УФАС России от 06.07.2012 № 222-п было возбуждено дело № 18-К-03-12 по признакам нарушения ООО ПКФ «АСТРИМ» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Заявитель и ответчик по делу о месте и времени рассмотрения дела №18-К-03-12 надлежащим образом уведомлены, на заседание Комиссии прибыли в назначенное время.

Представитель ответчика по делу с изложенными в жалобе заявителя доводами не согласен, полагает, что в действиях ответчика по делу отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Плата за электроэнергию, водоснабжение, водоотведение взималась с индивидуального предпринимателя <………….>. по тарифам соответствующих организаций. Агентское вознаграждение за услуги не является завышением тарифа, а предусмотрено условиями договора в рамках действующего законодательства.

Согласно агентскому договору № 2-с/12 от 01.01.2012, ООО ПКФ «АСТРИМ» осуществляет обеспечение электроэнергией, водоснабжением (водоотведением), прием и перекачку сточных вод нежилого помещения, принадлежащего индивидуальному предпринимателю <………..>.

По условиям пункта 3.9 данного договора, в случае предъявления ООО ПКФ «АСТРИМ» счета с расчетом МУП г. Астрахани «Астрводоканал» за сбор сточных вод загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Астраханской области, Агент (ООО ПКФ «АСТРИМ») вправе без предварительного уведомления предъявить счет Принципалу (индивидуальному предпринимателю <……..>.) в размере доли (количества), указанного в срочном донесении Принципала водопотребления (водоотведения).

Оплата за водоснабжение, также за прием сточных вод производится индивидуальным предпринимателем <…………>. по тарифу МУП г. Астрахани «Астрводоканал», оплата за перекачку – из расчета 33,04 рублей за 1 м2. В связи с имевшим место превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ в сточных водах, сброшенных в систему городской канализации за период с января по март 2012 года, индивидуальному предпринимателю <………> был выставлен счет на оплату в соответствии с п. 3.9 агентского договора 2/12 от 01.01.2012. В настоящее время «перекачка сточных вод» не является услугой и не требует утверждения тарифа.

За оказанные услуги, в соответствии с условиями договора и действующим законодательством (ст. 1006 ГК РФ), индивидуальный предприниматель <……….>. (Принципал) уплачивал ООО ПКФ «АСТРИМ» (Агенту) вознаграждение в размере 27,5 % от суммы всех потребленных услуг ежемесячно.

Законом № 210-ФЗ от 30.12.04 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а именно, подлежат регулированию:

1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Постановлением № 520 от 14.07.08 «Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:

  1. тарифы на холодную воду;
  2. тарифы на горячую воду;
  3. тарифы на водоотведение;
  4. тарифы на очистку сточных вод;
  5. тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

С 01.01.2013 в законную силу вступает Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который будет регулировать отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, где согласно ст. 31, подлежат регулированию прием и транспортировка сточных вод.

ООО ПКФ «АСТРИМ» ведется работа по подготовке документов для передачи их на утверждение тарифа на прием и транспортировку сточных вод с 1 января 2013года.

 

Исследовав материалы дела, Комиссия установила следующее.

Между ООО ПКФ «АСТРИМ» и заявителем 01.01.2012 заключен агентский договор №2-с/12. Согласно данному договору ООО ПКФ «АСТРИМ» совершает от своего имени, но за счет «Принципала» (индивидуального предпринимателя <………….>.) все необходимые юридические и фактические действия по обеспечению электроэнергией, водоснабжением (водоотведением), прием и перекачку сточных вод нежилого помещения, находящегося в собственности «Принципала».

На основании данного договора ООО ПКФ «АСТРИМ» в 2012 году оказывало индивидуальному предпринимателю <………> услуги водоснабжения и услуги водоотведения, что подтверждается следующими документами: акт №4 от 17.01.2012, акт №27 от 17.01.2012, акт №345 от 16.02.2012, акт №596 от 15.03.2012, акт №1125 от 16.05.2012, акт №1411 от 18.06.2012.

ООО ПКФ «АСТРИМ» в 2012 году взимало с индивидуального предпринимателя <……>. плату за оказанные ему услуги водоснабжения и услуги водоотведения, что подтверждается следующими платежными поручениями: №17 от 24.01.2012, №48 от 21.02.2012, №64 от 16.03.2012, №114 от 11.05.2012, №123 от 22.05.2012, №133 от 05.06.2012, №147 от 20.06.2012.

 

Продуктовые границы исследуемых товарных рынков

Вода - самое распространенное природное соединение, являющееся важнейшей составной частью живого организма. По физико-химическим свойствам вода отличается аномальным характером констант, которые определяют многие физические и биологические процессы на Земле. Высокая устойчивость молекул воды в сочетании с электрическими характеристиками делает ее универсальным растворителем, поэтому в ней всегда обнаруживаются многочисленные химические соединения. Промышленная деятельность человека приводит к появлению в воде ряда органических и неорганических соединений, что определяет необходимость гигиенического контроля за их количеством. При магнитной обработке воды изменяется растворимость некоторых оксидов металлов. Это нашло практическое применение при подготовке воды для горячего водоснабжения.

Состав и свойства воды зависят в первую очередь от условий её формирования. Для поверхностных вод характерны высокое содержание взвешенных веществ, сезонные изме­нения состава и подверженность загрязнению. Основными источниками загрязнения явля­ются хозяйственно-бытовые, промышленные, ливневые стоки, а также стоки с территории предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов и речного транспорта. Со­гласно гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды, она должна быть безопас­ной в эпидемическом отношении, безвредной по химическому составу и обладать удовле­творительными органолептическими свойствами. В целом неудовлетворительное качество питьевой воды оказывает значительное влияние на состояние здоровья населения.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, услуга водоснабжения относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 41 «Сбор, очистка и распределение воды»; услуга водоотведения относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классу 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подклассу 90.01 «Сбор и обработка сточных вод».

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под водоснабжением понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Таким образом, процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Под водоотведением понимают технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Процесс водоотведения включает следующие стадии: сбор и транспортировку сточных вод на очистные сооружения.

Таким образом, водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги водоснабжения и услуги водоотведения к разным товарным рынкам.

Исходя из изложенного, а также функционального назначения данных товаров, продуктовыми границами исследуемых товарных рынков являются услуги водоснабжения, а также услуги водоотведения.

Географические границы рынков услуг водоснабжения

и услуг водоотведения

Географические границы рынка услуг водоснабжения - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные услуги и не имеют такой возможности за её пределами.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и кана­лизации в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. №167) для заключения договора водоснабжения водопроводные сети абонента должны быть подключены к водопроводным сетям водопроводно-канализационного хозяйства.

Возможность покупателей приобрести услугу водоснабжения тесно связана с наличием присоединенной сети водопровода.

Исходя из изложенного, географические границы товарного рынка услуг водоснабжения следует рассматривать в пределах территории охваченной водопроводной, сетью ООО ПКФ «АСТРИМ» исходя из экономической, технологической возможности участия покупателей в приобретении данных услуг.

Географические границы рынка услуг водоотведения - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные услуги и не имеют такой возможности за её пределами.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и кана­лизации в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. №167) для заключения договора водоотведения канализационные сети абонента должны быть подключены к канализационным сетям водопроводно-канализационного хозяйства.

Возможность покупателей приобрести услугу водоотведения связана с наличием присоединенной канализационной сети.

Исходя из изложенного, географические границы товарного рынка услуг водоотведения следует рассматривать в пределах территории охваченной канализационной сетью ООО ПКФ «АСТРИМ» исходя из экономической, технологической возможности участия покупателей в приобретении данных услуг.

Состав хозяйствующих субъектов рынка услуг

водоснабжения, а также рынка услуг водоотведения

Согласно схеме раздела границ балансовой принадлежности систем водоснабжения ООО ПКФ «АСТРИМ» и индивидуального предпринимателя <……….>., единственным поставщиком воды для индивидуального предпринимателя <…………>. в нежилых помещениях расположенных по адресу г. Астрахань, ул. Минусинская, д. 8 «А», является ООО ПКФ «АСТРИМ».

Согласно схеме раздела границ балансовой принадлежности систем водоотведения ООО ПКФ «АСТРИМ» и индивидуального предпринимателя <…………..>., единственным хозсубъектом, оказывающим услуги водоотведения индивидуальному предпринимателю <………..>. по адресу г. Астрахань, ул. Минусинская, д. 8 «А», является ООО ПКФ «АСТРИМ».

Иные хозяйствующие субъекты не имеют возможности оказывать услуги водоснабжения и услуги водоотведения индивидуальному предпринимателю Викторову Г.И, поскольку отсутствуют присоединенные водопроводные, а также канализационные сети, по которым они могли бы оказывать данные услуги.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Так как, ООО ПКФ «АСТРИМ» является единственным хозяйствующим оказывающим услуги водоснабжения в границах своей присоединенной водопроводной сети и единственным хозсубъектом оказывающим услуги водоотведения в границах своей присоединенной канализационной сети, его доля на рынке услуг водоснабжения, а также на рынке услуг водоотведения превышает 50 процентов.

Таким образом, ООО ПКФ «АСТРИМ» занимает доминирующие положение на рынке услуг водоснабжения в пределах территории, охваченной присоединенной водопроводной сетью здания, находящегося по адресу: г. Астрахань, ул. Минусинская, 8 «А», а также на рынке услуг водоотведения в пределах территории, охваченной присоединенной канализационной сетью здания, находящегося по адресу: г. Астрахань, ул. Минусинская, 8 «А».

Согласно методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47, тарифы на питьевую воду рассчитываются для организации коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение потребителей, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом расходов на покупку воды питьевого качества и оплаты услуг сторонних организаций, связанных с очисткой воды, транспортировкой воды. Тарифы на водоотведение рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по водоотведению, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортированием стоков, очисткой стоков и утилизацией сточной жидкости, очисткой и утилизацией осадка сточных вод.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Установление тарифа на водоснабжение и водоотведение осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Законом № 210-ФЗ, Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Постановлением Службы по тарифам Астраханской области № 210 от 15 ноября 2011 год для МУП г. Астрахани «Астрводоканал» утверждены тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2012 год.

Между МУП г. Астрахани «Астрводоканал» и ООО ПКФ «АСТРИМ» 12.02.2009 заключен договор №6 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Согласно данному договору МУП г. Астрахани «Астрводоканал» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения ООО ПКФ «АСТРИМ» в здании, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Минусинская, д. 8.

Однако договор на основании, которого МУП г. Астрахани «Астрводоканал» поручило ООО ПКФ «АСТРИМ» оказывать услуги водоснабжения, услуги водоотведения индивидуальному предпринимателю <…………> от имени МУП г. Астрахани «Астрводоканал», отсутствует. В отсутствие данного договора ООО ПКФ «АСТРИМ» фактически оказывало индивидуальному предпринимателю <…………> услуги водоснабжения, а также услуги водоотведения от своего имени.

Так как ООО ПКФ «АСТРИМ» не установлены тарифы на услуги водоснабжения, а также на услуги водоотведения ООО ПКФ «АСТРИМ» не вправе было взимать с индивидуального предпринимателя <……..> плату за данные услуги по тарифам, не утвержденным для ООО ПКФ «АСТРИМ» уполномоченным органом.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, действия ООО ПКФ «АСТРИМ» выразившиеся во взимании с индивидуального предпринимателя <………..>. платы за услуги водоснабжения, а также за услуги водоотведения по тарифам, не утвержденным для ООО ПКФ «АСТРИМ» уполномоченным органом, являются злоупотреблением доминирующим положением и прямо запрещены пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО ПКФ «АСТРИМ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения в границах присоединенных сетей ООО ПКФ «АСТРИМ» в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоснабжения, выразившегося во взимании с индивидуального предпринимателя <………..> платы по тарифам, не утвержденным для ООО ПКФ «АСТРИМ» уполномоченным органом.
  2. Признать ООО ПКФ «АСТРИМ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг водоотведения в границах присоединенных сетей ООО ПКФ «АСТРИМ» в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоотведения, выразившегося во взимании с индивидуального предпринимателя Викторова Г.И. платы по тарифам, не утвержденным для ООО ПКФ «АСТРИМ»
  3. Выдать ООО ПКФ «АСТРИМ» обязательное для исполнения предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать с момента получения настоящего предписания нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоснабжения и услуг водоотведения.
  4. О выполнении предписания сообщить в течение месяца со дня его получения предписания, представив в Астраханское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.
  5. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
  6. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель комиссии                      <……………..>

 

Члены комиссии                                  <…………..>

 

<…………..>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел (8512) 39-05-80, 44-79-30, 39-29-54, e-mail: to30@fas.gov.ru

ПРЕДПИСАНИЕ № 18-К-03-12

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

23 октября 2012 года                                                                                                                                                     г. Астрахань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <…………>, членов Комиссии – <………….>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.10.2012 по делу № 18-К-03-12 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмой «АСТРИМ» (далее по тексту – ООО ПКФ «АСТРИМ») (адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Кубанская, 17 корп. 2, пом. 055, ИНН: 301701001) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1.  ООО ПКФ «АСТРИМ» не допускать с момента получения настоящего предписания нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоснабжения, а также услуг водоотведения.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в течение месяца со дня его получения, представив в Астраханское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

 

Председатель комиссии                      <………….>

Члены комиссии                                  <……………>

                                              ___________________                                   <…………………….>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.


 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел.: (8512) 39-05-80, 39-29-54, 44-79-30

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 09.10.2012

Полный текст решения изготовлен 23.10.2012                                                              г. Астрахань

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <………>, членов Комиссии - <…………>, рассмотрев дело № 18-К-03-12 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмой «АСТРИМ» (далее по тексту – ООО ПКФ «АСТРИМ») (адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Кубанская, 17 корп. 2, пом. 055, ИНН: 301701001) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Астраханское УФАС России 24.05.2012 поступило заявление индивидуального предпринимателя <…………..> (далее по тексту – заявитель, абонент) (вх.№4751 от 24.05.2012) о нарушении антимонопольного законодательства ООО ПКФ «АСТРИМ».

Заявитель считает, что действия ООО ПКФ «АСТРИМ» по взиманию с него платы за оказанные коммунальных услуг нарушают требования Закона о защите конкуренции и просит принять меры в рамках полномочий антимонопольного органа.

Приказом руководителя Астраханского УФАС России от 06.07.2012 № 222-п было возбуждено дело № 18-К-03-12 по признакам нарушения ООО ПКФ «АСТРИМ» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Заявитель и ответчик по делу о месте и времени рассмотрения дела №18-К-03-12 надлежащим образом уведомлены, на заседание Комиссии прибыли в назначенное время.

Представитель ответчика по делу с изложенными в жалобе заявителя доводами не согласен, полагает, что в действиях ответчика по делу отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Плата за электроэнергию, водоснабжение, водоотведение взималась с индивидуального предпринимателя <………….>. по тарифам соответствующих организаций. Агентское вознаграждение за услуги не является завышением тарифа, а предусмотрено условиями договора в рамках действующего законодательства.

Согласно агентскому договору № 2-с/12 от 01.01.2012, ООО ПКФ «АСТРИМ» осуществляет обеспечение электроэнергией, водоснабжением (водоотведением), прием и перекачку сточных вод нежилого помещения, принадлежащего индивидуальному предпринимателю <………..>.

По условиям пункта 3.9 данного договора, в случае предъявления ООО ПКФ «АСТРИМ» счета с расчетом МУП г. Астрахани «Астрводоканал» за сбор сточных вод загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Астраханской области, Агент (ООО ПКФ «АСТРИМ») вправе без предварительного уведомления предъявить счет Принципалу (индивидуальному предпринимателю <……..>.) в размере доли (количества), указанного в срочном донесении Принципала водопотребления (водоотведения).

Оплата за водоснабжение, также за прием сточных вод производится индивидуальным предпринимателем <…………>. по тарифу МУП г. Астрахани «Астрводоканал», оплата за перекачку – из расчета 33,04 рублей за 1 м2. В связи с имевшим место превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ в сточных водах, сброшенных в систему городской канализации за период с января по март 2012 года, индивидуальному предпринимателю <………> был выставлен счет на оплату в соответствии с п. 3.9 агентского договора 2/12 от 01.01.2012. В настоящее время «перекачка сточных вод» не является услугой и не требует утверждения тарифа.

За оказанные услуги, в соответствии с условиями договора и действующим законодательством (ст. 1006 ГК РФ), индивидуальный предприниматель <……….>. (Принципал) уплачивал ООО ПКФ «АСТРИМ» (Агенту) вознаграждение в размере 27,5 % от суммы всех потребленных услуг ежемесячно.

Законом № 210-ФЗ от 30.12.04 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а именно, подлежат регулированию:

1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Постановлением № 520 от 14.07.08 «Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:

  1. тарифы на холодную воду;
  2. тарифы на горячую воду;
  3. тарифы на водоотведение;
  4. тарифы на очистку сточных вод;
  5. тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

С 01.01.2013 в законную силу вступает Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который будет регулировать отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, где согласно ст. 31, подлежат регулированию прием и транспортировка сточных вод.

ООО ПКФ «АСТРИМ» ведется работа по подготовке документов для передачи их на утверждение тарифа на прием и транспортировку сточных вод с 1 января 2013года.

 

Исследовав материалы дела, Комиссия установила следующее.

Между ООО ПКФ «АСТРИМ» и заявителем 01.01.2012 заключен агентский договор №2-с/12. Согласно данному договору ООО ПКФ «АСТРИМ» совершает от своего имени, но за счет «Принципала» (индивидуального предпринимателя <………….>.) все необходимые юридические и фактические действия по обеспечению электроэнергией, водоснабжением (водоотведением), прием и перекачку сточных вод нежилого помещения, находящегося в собственности «Принципала».

На основании данного договора ООО ПКФ «АСТРИМ» в 2012 году оказывало индивидуальному предпринимателю <………> услуги водоснабжения и услуги водоотведения, что подтверждается следующими документами: акт №4 от 17.01.2012, акт №27 от 17.01.2012, акт №345 от 16.02.2012, акт №596 от 15.03.2012, акт №1125 от 16.05.2012, акт №1411 от 18.06.2012.

ООО ПКФ «АСТРИМ» в 2012 году взимало с индивидуального предпринимателя <……>. плату за оказанные ему услуги водоснабжения и услуги водоотведения, что подтверждается следующими платежными поручениями: №17 от 24.01.2012, №48 от 21.02.2012, №64 от 16.03.2012, №114 от 11.05.2012, №123 от 22.05.2012, №133 от 05.06.2012, №147 от 20.06.2012.

 

Продуктовые границы исследуемых товарных рынков

Вода - самое распространенное природное соединение, являющееся важнейшей составной частью живого организма. По физико-химическим свойствам вода отличается аномальным характером констант, которые определяют многие физические и биологические процессы на Земле. Высокая устойчивость молекул воды в сочетании с электрическими характеристиками делает ее универсальным растворителем, поэтому в ней всегда обнаруживаются многочисленные химические соединения. Промышленная деятельность человека приводит к появлению в воде ряда органических и неорганических соединений, что определяет необходимость гигиенического контроля за их количеством. При магнитной обработке воды изменяется растворимость некоторых оксидов металлов. Это нашло практическое применение при подготовке воды для горячего водоснабжения.

Состав и свойства воды зависят в первую очередь от условий её формирования. Для поверхностных вод характерны высокое содержание взвешенных веществ, сезонные изме­нения состава и подверженность загрязнению. Основными источниками загрязнения явля­ются хозяйственно-бытовые, промышленные, ливневые стоки, а также стоки с территории предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов и речного транспорта. Со­гласно гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды, она должна быть безопас­ной в эпидемическом отношении, безвредной по химическому составу и обладать удовле­творительными органолептическими свойствами. В целом неудовлетворительное качество питьевой воды оказывает значительное влияние на состояние здоровья населения.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, услуга водоснабжения относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 41 «Сбор, очистка и распределение воды»; услуга водоотведения относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классу 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подклассу 90.01 «Сбор и обработка сточных вод».

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под водоснабжением понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Таким образом, процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Под водоотведением понимают технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Процесс водоотведения включает следующие стадии: сбор и транспортировку сточных вод на очистные сооружения.

Таким образом, водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги водоснабжения и услуги водоотведения к разным товарным рынкам.

Исходя из изложенного, а также функционального назначения данных товаров, продуктовыми границами исследуемых товарных рынков являются услуги водоснабжения, а также услуги водоотведения.

Географические границы рынков услуг водоснабжения

и услуг водоотведения

Географические границы рынка услуг водоснабжения - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные услуги и не имеют такой возможности за её пределами.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и кана­лизации в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. №167) для заключения договора водоснабжения водопроводные сети абонента должны быть подключены к водопроводным сетям водопроводно-канализационного хозяйства.

Возможность покупателей приобрести услугу водоснабжения тесно связана с наличием присоединенной сети водопровода.

Исходя из изложенного, географические границы товарного рынка услуг водоснабжения следует рассматривать в пределах территории охваченной водопроводной, сетью ООО ПКФ «АСТРИМ» исходя из экономической, технологической возможности участия покупателей в приобретении данных услуг.

Географические границы рынка услуг водоотведения - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные услуги и не имеют такой возможности за её пределами.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и кана­лизации в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. №167) для заключения договора водоотведения канализационные сети абонента должны быть подключены к канализационным сетям водопроводно-канализационного хозяйства.

Возможность покупателей приобрести услугу водоотведения связана с наличием присоединенной канализационной сети.

Исходя из изложенного, географические границы товарного рынка услуг водоотведения следует рассматривать в пределах территории охваченной канализационной сетью ООО ПКФ «АСТРИМ» исходя из экономической, технологической возможности участия покупателей в приобретении данных услуг.

Состав хозяйствующих субъектов рынка услуг

водоснабжения, а также рынка услуг водоотведения

Согласно схеме раздела границ балансовой принадлежности систем водоснабжения ООО ПКФ «АСТРИМ» и индивидуального предпринимателя <……….>., единственным поставщиком воды для индивидуального предпринимателя <…………>. в нежилых помещениях расположенных по адресу г. Астрахань, ул. Минусинская, д. 8 «А», является ООО ПКФ «АСТРИМ».

Согласно схеме раздела границ балансовой принадлежности систем водоотведения ООО ПКФ «АСТРИМ» и индивидуального предпринимателя <…………..>., единственным хозсубъектом, оказывающим услуги водоотведения индивидуальному предпринимателю <………..>. по адресу г. Астрахань, ул. Минусинская, д. 8 «А», является ООО ПКФ «АСТРИМ».

Иные хозяйствующие субъекты не имеют возможности оказывать услуги водоснабжения и услуги водоотведения индивидуальному предпринимателю Викторову Г.И, поскольку отсутствуют присоединенные водопроводные, а также канализационные сети, по которым они могли бы оказывать данные услуги.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Так как, ООО ПКФ «АСТРИМ» является единственным хозяйствующим оказывающим услуги водоснабжения в границах своей присоединенной водопроводной сети и единственным хозсубъектом оказывающим услуги водоотведения в границах своей присоединенной канализационной сети, его доля на рынке услуг водоснабжения, а также на рынке услуг водоотведения превышает 50 процентов.

Таким образом, ООО ПКФ «АСТРИМ» занимает доминирующие положение на рынке услуг водоснабжения в пределах территории, охваченной присоединенной водопроводной сетью здания, находящегося по адресу: г. Астрахань, ул. Минусинская, 8 «А», а также на рынке услуг водоотведения в пределах территории, охваченной присоединенной канализационной сетью здания, находящегося по адресу: г. Астрахань, ул. Минусинская, 8 «А».

Согласно методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47, тарифы на питьевую воду рассчитываются для организации коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение потребителей, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом расходов на покупку воды питьевого качества и оплаты услуг сторонних организаций, связанных с очисткой воды, транспортировкой воды. Тарифы на водоотведение рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по водоотведению, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортированием стоков, очисткой стоков и утилизацией сточной жидкости, очисткой и утилизацией осадка сточных вод.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Установление тарифа на водоснабжение и водоотведение осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Законом № 210-ФЗ, Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Постановлением Службы по тарифам Астраханской области № 210 от 15 ноября 2011 год для МУП г. Астрахани «Астрводоканал» утверждены тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2012 год.

Между МУП г. Астрахани «Астрводоканал» и ООО ПКФ «АСТРИМ» 12.02.2009 заключен договор №6 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Согласно данному договору МУП г. Астрахани «Астрводоканал» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения ООО ПКФ «АСТРИМ» в здании, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Минусинская, д. 8.

Однако договор на основании, которого МУП г. Астрахани «Астрводоканал» поручило ООО ПКФ «АСТРИМ» оказывать услуги водоснабжения, услуги водоотведения индивидуальному предпринимателю <…………> от имени МУП г. Астрахани «Астрводоканал», отсутствует. В отсутствие данного договора ООО ПКФ «АСТРИМ» фактически оказывало индивидуальному предпринимателю <…………> услуги водоснабжения, а также услуги водоотведения от своего имени.

Так как ООО ПКФ «АСТРИМ» не установлены тарифы на услуги водоснабжения, а также на услуги водоотведения ООО ПКФ «АСТРИМ» не вправе было взимать с индивидуального предпринимателя <……..> плату за данные услуги по тарифам, не утвержденным для ООО ПКФ «АСТРИМ» уполномоченным органом.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, действия ООО ПКФ «АСТРИМ» выразившиеся во взимании с индивидуального предпринимателя <………..>. платы за услуги водоснабжения, а также за услуги водоотведения по тарифам, не утвержденным для ООО ПКФ «АСТРИМ» уполномоченным органом, являются злоупотреблением доминирующим положением и прямо запрещены пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО ПКФ «АСТРИМ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения в границах присоединенных сетей ООО ПКФ «АСТРИМ» в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоснабжения, выразившегося во взимании с индивидуального предпринимателя <………..> платы по тарифам, не утвержденным для ООО ПКФ «АСТРИМ» уполномоченным органом.
  2. Признать ООО ПКФ «АСТРИМ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг водоотведения в границах присоединенных сетей ООО ПКФ «АСТРИМ» в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоотведения, выразившегося во взимании с индивидуального предпринимателя Викторова Г.И. платы по тарифам, не утвержденным для ООО ПКФ «АСТРИМ»
  3. Выдать ООО ПКФ «АСТРИМ» обязательное для исполнения предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать с момента получения настоящего предписания нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоснабжения и услуг водоотведения.
  4. О выполнении предписания сообщить в течение месяца со дня его получения предписания, представив в Астраханское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.
  5. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
  6. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель комиссии                      <……………..>

 

Члены комиссии                                  <…………..>

 

<…………..>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел (8512) 39-05-80, 44-79-30, 39-29-54, e-mail: to30@fas.gov.ru

ПРЕДПИСАНИЕ № 18-К-03-12

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

23 октября 2012 года                                                                                                                                                     г. Астрахань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <…………>, членов Комиссии – <………….>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.10.2012 по делу № 18-К-03-12 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмой «АСТРИМ» (далее по тексту – ООО ПКФ «АСТРИМ») (адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Кубанская, 17 корп. 2, пом. 055, ИНН: 301701001) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1.  ООО ПКФ «АСТРИМ» не допускать с момента получения настоящего предписания нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоснабжения, а также услуг водоотведения.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в течение месяца со дня его получения, представив в Астраханское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

 

Председатель комиссии                      <………….>

Члены комиссии                                  <……………>

                                              ___________________                                   <…………………….>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.


 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 18-к-03-12 [format] => [safe_value] => № 18-к-03-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;

 

http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50342.htmlПостановление правительства №896 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке

http://fas.gov.ru/eljournal/http://Научно-Практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Борьба с картелями

Журнал конкуренция и рынок

http://www.fas.gov.ru/groups-of-people/Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 ФЗ "О защите конкуренции"

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-23 10:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-09 10:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1351508091 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )