Решение по делу № 19-К-03-13

Номер дела: № 19-К-03-13
Дата публикации: 6 августа 2013, 15:46

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

06 августа 2013 г.                                                                                                    Дело № 19-К-03-13

 

Резолютивная часть решения оглашена 31.07.2013

В полном объеме решение изготовлено 06.08.2013

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 19-К-03-13 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Астрахань ЭкоСервис» (адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Рождественского, д. 4; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 22.06.2007; ИНН 3016053557) (далее также — Общество) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от ответчика - представителя ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» <.....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Астраханским УФАС России по результатам анализа документов, представленных ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» в материалы дел о нарушении антимонопольного законодательства №№ 08-К-03-12 и 29-К-03-12, в действиях Общества по установлению в 2012 году тарифов на оказываемые им услуги по вывозу твердых бытовых отходов (далее также — ТБО) были обнаружены признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном установлении различных тарифов на указанные услуги для физических лиц и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела № 19-К-03-13 о нарушении антимонопольного законодательства (приказ руководителя Управления от 03.07.2013 № 143-п).

На заседании Комиссии представитель ответчика сообщил, что стоимость услуг по вывозу ТБО устанавливается Обществом на основании калькуляции и является единой для всех потребителей, а различия в размере тарифов для физических лиц и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей связаны с предоставлением физическим лицам скидки за счет прибыли.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» на территории города Астрахани и Астраханской области оказывает физическим и юридическим лицам услуги по вывозу твердых бытовых отходов с последующим размещением их на полигоне ТБО.

Приказом Астраханского УФАС России от 02.11.2010 № 222-п ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по вывозу твердых отходов с последующим размещением их на полигоне ТБО» в границах города Астрахани и Приволжского района Астраханской области с долей более 50 процентов и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

С 15.01.2012 приказом генерального директора ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» М.Т. Кирюхиной от 12.12.2011 № 136 Общество установило тариф на услуги по вывозу ТБО для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 375,87 руб. за 1 куб.м (с НДС).

В период с 15.01.2012 по 30.06.2012 ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» оказывало такие услуги физическим лицам по тарифу, установленному приказом генерального директора Общества С.В. Туршатовой от 24.11.2010 № 166 в размере 273,94 руб. (с НДС).

С 01.07.2012 приказом генерального директора ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» М.Т. Кирюхиной от 30.05.2012 № 47 размер тарифа для физических лиц был увеличен с 273,94 руб. (с НДС) до 356,12 руб. (с НДС).

Проверив действия Общества по установлению тарифов на соответствие положениям Закона о защите конкуренции, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к следующим выводам.

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, запрещено злоупотребление доминирующим положением в виде экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из представленных ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» плановых калькуляций стоимости услуг по вывозу ТБО, экономически обоснованный тариф на услуги по вывозу ТБО, оказываемые с 15.01.2012 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, составил 375,87 руб. за 1 куб.м (с НДС), равно как и экономически обоснованный тариф на аналогичные услуги, оказываемые с 01.07.2012 физическим лицам.

Комиссия отмечает, что твердые отходы населения и твердые отходы, образующиеся в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладают схожими признаками.

Так, в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786 и представляющем собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду, твердые бытовые отходы соответствуют коду группы 91000000 00 00 0 «твердые коммунальные отходы», в которую включены отходы от жилищ, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, мусор строительный, отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными и промышленными товарами и т.п.

Также Комиссия учитывает, что объекты накопления отходов (контейнеры) как физических лиц, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории г. Астрахани не имеют сколько-нибудь существенных различий, поскольку пунктом 2.2.2 Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани, утвержденных решением городского Совета г. Астрахани от 01.07.2003 № 51, определено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять стандартные металлические контейнеры.

Изложенное указывает на отсутствие отличий в технологии оказания Обществом услуг по вывозу твердых бытовых отходов физическим лицам и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, что не оспаривалось представителем Общества на заседании Комиссии.

Таким образом, у Общества не имелось оснований экономического либо технологического характера для дифференциации тарифов на услуги по вывозу ТБО в зависимости от того, какой категории контрагентов оказываются такие услуги.

Нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере оказания услуг по вывозу ТБО и ценообразования на эти услуги, не предусмотрена возможность установления различных тарифов для различных групп потребителей.

Напротив, договор по вывозу твердых бытовых отходов в силу части 1 статьи 426 ГК РФ относится к числу публичных договоров, а цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей (часть 2 статьи 426 ГК РФ).

При названных обстоятельствах действия Общества по установлению различных тарифов совершены в нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия отмечает, что представление ответчиком населению скидки на услуги по вывозу ТБО за счет включенной в стоимость услуг прибыли Общества не исключает квалификацию действий Общества по установлению различных тарифов как злоупотребление доминирующим положением. Принимая решение о предоставлении скидок, Общество должно обеспечить их применение в равной степени и в равной мере ко всем своим контрагентам в целях исключения дифференциации тарифов и соблюдения требований пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, статья 13 Закона о защите конкуренции исключает действия по дифференциации тарифов вне зависимости от способов и целей такой дифференциации из числа допустимых действий.

Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

Поскольку Общество на рассмотрении дела своей вины в совершении нарушения антимонопольного законодательства не признало, Комиссия полагает необходимым выдать Предприятию предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по вывозу твердых отходов с последующим размещением их на полигоне ТБО на территории города Астрахани и Приволжского района Астраханской области в виде экономически, технологически и иным образом необоснованного установления с 01.07.2012 различных цен на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для физических лиц и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Выдать ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен на услуги по вывозу твердых бытовых отходов.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                            Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                         П.Л. Потылицын

 

                                                        ___________________                        М.В. Литвинов

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 7596 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 19-К-03-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7596 [type] => solution [language] => ru [created] => 1384256887 [changed] => 1384256887 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1384256887 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

06 августа 2013 г.                                                                                                    Дело № 19-К-03-13

 

Резолютивная часть решения оглашена 31.07.2013

В полном объеме решение изготовлено 06.08.2013

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 19-К-03-13 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Астрахань ЭкоСервис» (адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Рождественского, д. 4; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 22.06.2007; ИНН 3016053557) (далее также — Общество) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от ответчика - представителя ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» <.....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Астраханским УФАС России по результатам анализа документов, представленных ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» в материалы дел о нарушении антимонопольного законодательства №№ 08-К-03-12 и 29-К-03-12, в действиях Общества по установлению в 2012 году тарифов на оказываемые им услуги по вывозу твердых бытовых отходов (далее также — ТБО) были обнаружены признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном установлении различных тарифов на указанные услуги для физических лиц и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела № 19-К-03-13 о нарушении антимонопольного законодательства (приказ руководителя Управления от 03.07.2013 № 143-п).

На заседании Комиссии представитель ответчика сообщил, что стоимость услуг по вывозу ТБО устанавливается Обществом на основании калькуляции и является единой для всех потребителей, а различия в размере тарифов для физических лиц и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей связаны с предоставлением физическим лицам скидки за счет прибыли.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» на территории города Астрахани и Астраханской области оказывает физическим и юридическим лицам услуги по вывозу твердых бытовых отходов с последующим размещением их на полигоне ТБО.

Приказом Астраханского УФАС России от 02.11.2010 № 222-п ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по вывозу твердых отходов с последующим размещением их на полигоне ТБО» в границах города Астрахани и Приволжского района Астраханской области с долей более 50 процентов и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

С 15.01.2012 приказом генерального директора ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» М.Т. Кирюхиной от 12.12.2011 № 136 Общество установило тариф на услуги по вывозу ТБО для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 375,87 руб. за 1 куб.м (с НДС).

В период с 15.01.2012 по 30.06.2012 ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» оказывало такие услуги физическим лицам по тарифу, установленному приказом генерального директора Общества С.В. Туршатовой от 24.11.2010 № 166 в размере 273,94 руб. (с НДС).

С 01.07.2012 приказом генерального директора ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» М.Т. Кирюхиной от 30.05.2012 № 47 размер тарифа для физических лиц был увеличен с 273,94 руб. (с НДС) до 356,12 руб. (с НДС).

Проверив действия Общества по установлению тарифов на соответствие положениям Закона о защите конкуренции, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к следующим выводам.

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, запрещено злоупотребление доминирующим положением в виде экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из представленных ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» плановых калькуляций стоимости услуг по вывозу ТБО, экономически обоснованный тариф на услуги по вывозу ТБО, оказываемые с 15.01.2012 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, составил 375,87 руб. за 1 куб.м (с НДС), равно как и экономически обоснованный тариф на аналогичные услуги, оказываемые с 01.07.2012 физическим лицам.

Комиссия отмечает, что твердые отходы населения и твердые отходы, образующиеся в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладают схожими признаками.

Так, в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786 и представляющем собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду, твердые бытовые отходы соответствуют коду группы 91000000 00 00 0 «твердые коммунальные отходы», в которую включены отходы от жилищ, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, мусор строительный, отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными и промышленными товарами и т.п.

Также Комиссия учитывает, что объекты накопления отходов (контейнеры) как физических лиц, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории г. Астрахани не имеют сколько-нибудь существенных различий, поскольку пунктом 2.2.2 Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани, утвержденных решением городского Совета г. Астрахани от 01.07.2003 № 51, определено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять стандартные металлические контейнеры.

Изложенное указывает на отсутствие отличий в технологии оказания Обществом услуг по вывозу твердых бытовых отходов физическим лицам и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, что не оспаривалось представителем Общества на заседании Комиссии.

Таким образом, у Общества не имелось оснований экономического либо технологического характера для дифференциации тарифов на услуги по вывозу ТБО в зависимости от того, какой категории контрагентов оказываются такие услуги.

Нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере оказания услуг по вывозу ТБО и ценообразования на эти услуги, не предусмотрена возможность установления различных тарифов для различных групп потребителей.

Напротив, договор по вывозу твердых бытовых отходов в силу части 1 статьи 426 ГК РФ относится к числу публичных договоров, а цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей (часть 2 статьи 426 ГК РФ).

При названных обстоятельствах действия Общества по установлению различных тарифов совершены в нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия отмечает, что представление ответчиком населению скидки на услуги по вывозу ТБО за счет включенной в стоимость услуг прибыли Общества не исключает квалификацию действий Общества по установлению различных тарифов как злоупотребление доминирующим положением. Принимая решение о предоставлении скидок, Общество должно обеспечить их применение в равной степени и в равной мере ко всем своим контрагентам в целях исключения дифференциации тарифов и соблюдения требований пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, статья 13 Закона о защите конкуренции исключает действия по дифференциации тарифов вне зависимости от способов и целей такой дифференциации из числа допустимых действий.

Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

Поскольку Общество на рассмотрении дела своей вины в совершении нарушения антимонопольного законодательства не признало, Комиссия полагает необходимым выдать Предприятию предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по вывозу твердых отходов с последующим размещением их на полигоне ТБО на территории города Астрахани и Приволжского района Астраханской области в виде экономически, технологически и иным образом необоснованного установления с 01.07.2012 различных цен на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для физических лиц и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Выдать ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен на услуги по вывозу твердых бытовых отходов.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                            Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                         П.Л. Потылицын

 

                                                        ___________________                        М.В. Литвинов

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

06 августа 2013 г.                                                                                                    Дело № 19-К-03-13

 

Резолютивная часть решения оглашена 31.07.2013

В полном объеме решение изготовлено 06.08.2013

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 19-К-03-13 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Астрахань ЭкоСервис» (адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Рождественского, д. 4; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 22.06.2007; ИНН 3016053557) (далее также — Общество) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от ответчика - представителя ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» <.....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Астраханским УФАС России по результатам анализа документов, представленных ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» в материалы дел о нарушении антимонопольного законодательства №№ 08-К-03-12 и 29-К-03-12, в действиях Общества по установлению в 2012 году тарифов на оказываемые им услуги по вывозу твердых бытовых отходов (далее также — ТБО) были обнаружены признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном установлении различных тарифов на указанные услуги для физических лиц и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела № 19-К-03-13 о нарушении антимонопольного законодательства (приказ руководителя Управления от 03.07.2013 № 143-п).

На заседании Комиссии представитель ответчика сообщил, что стоимость услуг по вывозу ТБО устанавливается Обществом на основании калькуляции и является единой для всех потребителей, а различия в размере тарифов для физических лиц и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей связаны с предоставлением физическим лицам скидки за счет прибыли.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» на территории города Астрахани и Астраханской области оказывает физическим и юридическим лицам услуги по вывозу твердых бытовых отходов с последующим размещением их на полигоне ТБО.

Приказом Астраханского УФАС России от 02.11.2010 № 222-п ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по вывозу твердых отходов с последующим размещением их на полигоне ТБО» в границах города Астрахани и Приволжского района Астраханской области с долей более 50 процентов и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

С 15.01.2012 приказом генерального директора ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» М.Т. Кирюхиной от 12.12.2011 № 136 Общество установило тариф на услуги по вывозу ТБО для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 375,87 руб. за 1 куб.м (с НДС).

В период с 15.01.2012 по 30.06.2012 ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» оказывало такие услуги физическим лицам по тарифу, установленному приказом генерального директора Общества С.В. Туршатовой от 24.11.2010 № 166 в размере 273,94 руб. (с НДС).

С 01.07.2012 приказом генерального директора ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» М.Т. Кирюхиной от 30.05.2012 № 47 размер тарифа для физических лиц был увеличен с 273,94 руб. (с НДС) до 356,12 руб. (с НДС).

Проверив действия Общества по установлению тарифов на соответствие положениям Закона о защите конкуренции, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к следующим выводам.

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, запрещено злоупотребление доминирующим положением в виде экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из представленных ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» плановых калькуляций стоимости услуг по вывозу ТБО, экономически обоснованный тариф на услуги по вывозу ТБО, оказываемые с 15.01.2012 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, составил 375,87 руб. за 1 куб.м (с НДС), равно как и экономически обоснованный тариф на аналогичные услуги, оказываемые с 01.07.2012 физическим лицам.

Комиссия отмечает, что твердые отходы населения и твердые отходы, образующиеся в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладают схожими признаками.

Так, в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786 и представляющем собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду, твердые бытовые отходы соответствуют коду группы 91000000 00 00 0 «твердые коммунальные отходы», в которую включены отходы от жилищ, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, мусор строительный, отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными и промышленными товарами и т.п.

Также Комиссия учитывает, что объекты накопления отходов (контейнеры) как физических лиц, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории г. Астрахани не имеют сколько-нибудь существенных различий, поскольку пунктом 2.2.2 Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани, утвержденных решением городского Совета г. Астрахани от 01.07.2003 № 51, определено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять стандартные металлические контейнеры.

Изложенное указывает на отсутствие отличий в технологии оказания Обществом услуг по вывозу твердых бытовых отходов физическим лицам и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, что не оспаривалось представителем Общества на заседании Комиссии.

Таким образом, у Общества не имелось оснований экономического либо технологического характера для дифференциации тарифов на услуги по вывозу ТБО в зависимости от того, какой категории контрагентов оказываются такие услуги.

Нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере оказания услуг по вывозу ТБО и ценообразования на эти услуги, не предусмотрена возможность установления различных тарифов для различных групп потребителей.

Напротив, договор по вывозу твердых бытовых отходов в силу части 1 статьи 426 ГК РФ относится к числу публичных договоров, а цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей (часть 2 статьи 426 ГК РФ).

При названных обстоятельствах действия Общества по установлению различных тарифов совершены в нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия отмечает, что представление ответчиком населению скидки на услуги по вывозу ТБО за счет включенной в стоимость услуг прибыли Общества не исключает квалификацию действий Общества по установлению различных тарифов как злоупотребление доминирующим положением. Принимая решение о предоставлении скидок, Общество должно обеспечить их применение в равной степени и в равной мере ко всем своим контрагентам в целях исключения дифференциации тарифов и соблюдения требований пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, статья 13 Закона о защите конкуренции исключает действия по дифференциации тарифов вне зависимости от способов и целей такой дифференциации из числа допустимых действий.

Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

Поскольку Общество на рассмотрении дела своей вины в совершении нарушения антимонопольного законодательства не признало, Комиссия полагает необходимым выдать Предприятию предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по вывозу твердых отходов с последующим размещением их на полигоне ТБО на территории города Астрахани и Приволжского района Астраханской области в виде экономически, технологически и иным образом необоснованного установления с 01.07.2012 различных цен на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для физических лиц и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Выдать ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен на услуги по вывозу твердых бытовых отходов.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                            Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                         П.Л. Потылицын

 

                                                        ___________________                        М.В. Литвинов

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 19-К-03-13 [format] => [safe_value] => № 19-К-03-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;

 

http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50342.htmlПостановление правительства №896 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке

http://fas.gov.ru/eljournal/http://Научно-Практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Борьба с картелями

Журнал конкуренция и рынок

http://www.fas.gov.ru/groups-of-people/Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 ФЗ "О защите конкуренции"

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-06 11:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-31 11:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1384256887 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )