Решение по делу № 55-К-03-13

Номер дела: № 55-К-03-13
Дата публикации: 18 февраля 2014, 15:14

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

18 февраля 2014 г.                                                                                            Дело № 53-К-03-13

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.02.2014

В полном объеме решение изготовлено 18.02.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рыков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 53-К-03-13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Астраханская энергосбытовая компания» (юридический адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 32; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 11.01.2005; ИНН 3017041554) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от ответчика — представителя ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» <.....>,

 

в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных заявителя (ОАО «Оборонэнергосбыт») и лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах (ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось ОАО «Оборонэнергосбыт» с заявлением о нарушении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» антимонопольного законодательства путем необоснованного уведомления об отказе от исполнения заключенного между данными обществами договора энергоснабжения от 01.01.2010 № 800.

По результатам рассмотрения названного заявления Астраханским УФАС России в отношении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело № 53-К-03-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (приказ руководителя Управления от 20.12.2013 № 357-п).

Определением от 20.12.2013 по делу № 53-К-03-13 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, было привлечено ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ».

При рассмотрении дела представитель ответчика с наличием в действиях ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» по направлению ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомления об отказе от исполнения договора энергоснабжения нарушения антимонопольного законодательства не согласился, считает такие действия соответствующими положениям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере электроэнергетики, полагает, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, приняв на обслуживание абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт», поскольку ОАО «Оборонэнергосбыт», являющееся энергосбытовой организаций и покупателем электрической энергии по указанному договору, надлежащим образом не исполняет обязательства по оплате потребленной электроэнергии, неоднократно нарушая сроки ее оплаты.

ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» в материалы дела представлены затребованные у него Комиссией сведения.

Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

Между ОАО «Оборонэнергосбыт» и ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключен договор энергоснабжения от 01.01.2010 № 800 (далее также — договор № 800). В соответствии с данным договором ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» обязалось осуществлять продажу ОАО «Оборонэнергосбыт» (абонент) электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электроэнергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией абонента, а абонент обязался принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, определенных договором (пункт 1.1).

30.10.2013 ОАО «Оборонэнергосбыт» получило от ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» уведомление от 25.10.2013 № 07/1-3/620 об отказе от исполнения договора № 800, в котором в качестве причины направления уведомления указано на неоднократное нарушение ОАО «Оборонэнергосбыт» сроков оплаты потребленной электроэнергии.

В данном уведомлении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» сообщило заявителю о том, что примет меры по принятию на обслуживание потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт».

О намерении отказаться от исполнения договора № 800 ответчик в порядке, определенном пунктом 15 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения), уведомил орган исполнительной власти Астраханской области, уполномоченный Правительством Астраханской области (постановление от 19.05.2010 № 210-П) на регулирование деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии, - Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области письмом от 25.10.2013 № 07/1-3/621, в котором просит министерство инициировать процедуру принятия абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» на обслуживание ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», предусмотренную пунктами 16, 17 Основных положений, то есть опубликовать в официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти Астраханской области, и разместить в электронных средствах распространения информации (в том числе с использованием сети "Интернет") сведения об обстоятельствах, указывающих на невозможность для энергосбытовой (энергоснабжающей) организации осуществлять дальнейшее снабжение электрической энергией потребителей, о дате и времени, установленных для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, о сроке, не позднее которого потребителями должны быть заключены договоры, обеспечивающие продажу электрической энергии (мощности), о последствиях, наступающих в случае, если такие договоры не будут заключены, иные сведения (пункт 16), а также известить уполномоченный федеральный орган, энергосбытовую (энергоснабжающую) организацию, утратившую возможность осуществлять дальнейшее снабжение электроэнергией потребителей, гарантирующего поставщика, который обязан принять на обслуживание потребителей, все сетевые организации, к электрическим сетям которых непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей, о предстоящем принятии гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей с указанием даты, установленной для такого принятия (пункт 17).

Проверив указанные действия ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» на соответствие положениям Закона о защите конкуренции, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия пришла к следующим выводам.

ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 № 51-О присвоен статус гарантирующего поставщика.

Постановлением Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 02.02.2012 № 4-П зона деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» определена административными границами Астраханской области, включая город Астрахань и все районы Астраханской области, за исключением зоны в границах балансовой принадлежности электрических сетей Астраханского отделения Приволжской железной дороги ОАО «ПЖД» на территории Астраханской области и зоны в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющих энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и расположенных на территории Астраханской области.

ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «розничная торговля электрической энергией» в географических границах Астраханской области, с долей более 50 процентов (приказы Астраханского УФАС России от 19.12.2006 № 145-п и от 27.02.2009 № 25-п), и согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

ОАО «Оборонэнергосбыт» является в силу распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России.

Между ОАО «Оборонэнергосбыт» и Минобороны России заключен государственный контракт от 19.12.2011 № 156/8747 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1.1 которого ОАО «Оборонэнергосбыт» обязалось поставлять электрическую энергию на объекты Минобороны России, в том числе те из них, которые находятся на территории Астраханской области.

Во исполнение данного обязательства заявитель приобретает электрическую энергию у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» по заключенному с данным обществом договору № 800.

Постановлением министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 24.06.2011 N 15-П ОАО «Оборонэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика и определена зона деятельности в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и осуществляющих энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и расположенных на территории Астраханской области.

Пунктом 13 Основных положений установлено, что гарантирующий поставщик, функционирующий на территории субъекта Российской Федерации, входящего в ценовую или в неценовую зону оптового рынка, до даты начала его участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием групп точек поставки, соответствующих границам его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, или до даты включения в соответствии с пунктом 229 Основных положений зоны его деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отношении которой им не осуществляется покупка электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, в зону деятельности гарантирующего поставщика - участника оптового рынка, функционирующего на территории того же субъекта Российской Федерации, приобретает электрическую энергию (мощность) у указанного гарантирующего поставщика - участника оптового рынка.

Ввиду того, что ОАО «Оборонэнергосбыт» не является участником оптового рынка электроэнергии и мощности, его зона деятельности в качестве гарантирующего поставщика не включена в зону деятельности гарантирующего поставщика - участника оптового рынка, функционирующего на территории Астраханской области, а также ввиду наличия у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» статуса участника оптового рынка электроэнергии и мощности (договор о присоединении к торговой системе оптового рынка от 31.03.2008 № 120-ДП/08) и доминирующего положения на рынке розничной торговли электрической энергией в географических границах Астраханской области, и, как следствие, наличия возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения электроэнергии на рынке в Астраханской области, ОАО «Оборонэнергосбыт» не имеет другого выбора, иначе как приобретать электроэнергию у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания».

Поскольку распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р не допускает осуществление поставки электроэнергии для нужд Минобороны России иными хозяйствующими субъектами, нежели чем ОАО «Оборонэнергосбыт», мнение ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» о возможности принятия на обслуживание абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» после расторжения договора № 800 является ошибочным.

В этой связи направление обществом «Астраханская энергосбытовая компания» обществу «Оборонэнергосбыт» и Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области уведомлений об отказе от исполнения договора № 800 создает угрозу лишения ОАО «Оборонэнергосбыт» возможности приобретения электроэнергии для обеспечения ею объектов Минобороны России и, в конечном итоге, угрозу бесперебойного электроснабжения данных объектов, что согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» недопустимо даже и в том случае, если заявителем не будут выполнены обязательства по оплате электроэнергии.

Кроме того, в силу частей 1, 3 статьи 426, статьи 539 Гражданского кодекса РФ, пункта 28 Основных положений гарантирующий поставщик электроэнергии не вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения, являющегося публичным, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги. Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 06.06.2002 № 115-О, обязательность заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие товары, услуги означает и недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору, поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

Из системного толкования статей 1, 2, 10 Гражданского кодекса РФ следует, что предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается. Применяемый способ защиты нарушенного права должен быть соразмерным последствиям нарушения такого права: он не должен выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. В частности, недопустимо использование таких мер охраны имущества, которые нарушают безопасность государства.

Вышеназванные действия ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» создают реальную угрозу безопасности государства и при наличии совокупности указанных обстоятельств нарушают установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, не усматривается.

В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» не прекращено на момент принятия настоящего решения, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание о прекращении такого нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке розничной торговли электрической энергией на территории Астраханской области в виде экономически и технологически не обоснованного направления ОАО «Оборонэнергосбыт» и Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области уведомлений об отказе от исполнения заключенного между ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ОАО «Оборонэнергосбыт» договора энергоснабжения от 01.01.2010 № 800 (письма от 25.10.2013 № 07/1-3/620 и от 25.10.2013 № 07/1-3/620), результатом которого может явиться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт» и Минобороны России.

2. Выдать ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с требованием:

2.1. в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания устранить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке розничной торговли электрической энергией на территории Астраханской области в виде экономически и технологически не обоснованного направления ОАО «Оборонэнергосбыт» и Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области уведомлений об отказе от исполнения заключенного между ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ОАО «Оборонэнергосбыт» договора энергоснабжения от 01.01.2010 № 800 (письма от 25.10.2013 № 07/1-3/620 и от 25.10.2013 № 07/1-3/620), результатом которого может явиться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт» и Минобороны России, путем отзыва указанных уведомлений.

2.2. сообщить об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение, представив документы, свидетельствующие об исполнении предписания.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                      Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                   П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                      М.В. Литвинов

 

 

 

 

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 7825 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 55-К-03-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7825 [type] => solution [language] => ru [created] => 1397560543 [changed] => 1397560543 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1397560543 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

18 февраля 2014 г.                                                                                            Дело № 53-К-03-13

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.02.2014

В полном объеме решение изготовлено 18.02.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рыков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 53-К-03-13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Астраханская энергосбытовая компания» (юридический адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 32; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 11.01.2005; ИНН 3017041554) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от ответчика — представителя ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» <.....>,

 

в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных заявителя (ОАО «Оборонэнергосбыт») и лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах (ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось ОАО «Оборонэнергосбыт» с заявлением о нарушении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» антимонопольного законодательства путем необоснованного уведомления об отказе от исполнения заключенного между данными обществами договора энергоснабжения от 01.01.2010 № 800.

По результатам рассмотрения названного заявления Астраханским УФАС России в отношении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело № 53-К-03-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (приказ руководителя Управления от 20.12.2013 № 357-п).

Определением от 20.12.2013 по делу № 53-К-03-13 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, было привлечено ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ».

При рассмотрении дела представитель ответчика с наличием в действиях ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» по направлению ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомления об отказе от исполнения договора энергоснабжения нарушения антимонопольного законодательства не согласился, считает такие действия соответствующими положениям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере электроэнергетики, полагает, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, приняв на обслуживание абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт», поскольку ОАО «Оборонэнергосбыт», являющееся энергосбытовой организаций и покупателем электрической энергии по указанному договору, надлежащим образом не исполняет обязательства по оплате потребленной электроэнергии, неоднократно нарушая сроки ее оплаты.

ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» в материалы дела представлены затребованные у него Комиссией сведения.

Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

Между ОАО «Оборонэнергосбыт» и ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключен договор энергоснабжения от 01.01.2010 № 800 (далее также — договор № 800). В соответствии с данным договором ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» обязалось осуществлять продажу ОАО «Оборонэнергосбыт» (абонент) электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электроэнергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией абонента, а абонент обязался принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, определенных договором (пункт 1.1).

30.10.2013 ОАО «Оборонэнергосбыт» получило от ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» уведомление от 25.10.2013 № 07/1-3/620 об отказе от исполнения договора № 800, в котором в качестве причины направления уведомления указано на неоднократное нарушение ОАО «Оборонэнергосбыт» сроков оплаты потребленной электроэнергии.

В данном уведомлении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» сообщило заявителю о том, что примет меры по принятию на обслуживание потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт».

О намерении отказаться от исполнения договора № 800 ответчик в порядке, определенном пунктом 15 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения), уведомил орган исполнительной власти Астраханской области, уполномоченный Правительством Астраханской области (постановление от 19.05.2010 № 210-П) на регулирование деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии, - Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области письмом от 25.10.2013 № 07/1-3/621, в котором просит министерство инициировать процедуру принятия абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» на обслуживание ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», предусмотренную пунктами 16, 17 Основных положений, то есть опубликовать в официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти Астраханской области, и разместить в электронных средствах распространения информации (в том числе с использованием сети "Интернет") сведения об обстоятельствах, указывающих на невозможность для энергосбытовой (энергоснабжающей) организации осуществлять дальнейшее снабжение электрической энергией потребителей, о дате и времени, установленных для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, о сроке, не позднее которого потребителями должны быть заключены договоры, обеспечивающие продажу электрической энергии (мощности), о последствиях, наступающих в случае, если такие договоры не будут заключены, иные сведения (пункт 16), а также известить уполномоченный федеральный орган, энергосбытовую (энергоснабжающую) организацию, утратившую возможность осуществлять дальнейшее снабжение электроэнергией потребителей, гарантирующего поставщика, который обязан принять на обслуживание потребителей, все сетевые организации, к электрическим сетям которых непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей, о предстоящем принятии гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей с указанием даты, установленной для такого принятия (пункт 17).

Проверив указанные действия ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» на соответствие положениям Закона о защите конкуренции, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия пришла к следующим выводам.

ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 № 51-О присвоен статус гарантирующего поставщика.

Постановлением Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 02.02.2012 № 4-П зона деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» определена административными границами Астраханской области, включая город Астрахань и все районы Астраханской области, за исключением зоны в границах балансовой принадлежности электрических сетей Астраханского отделения Приволжской железной дороги ОАО «ПЖД» на территории Астраханской области и зоны в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющих энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и расположенных на территории Астраханской области.

ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «розничная торговля электрической энергией» в географических границах Астраханской области, с долей более 50 процентов (приказы Астраханского УФАС России от 19.12.2006 № 145-п и от 27.02.2009 № 25-п), и согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

ОАО «Оборонэнергосбыт» является в силу распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России.

Между ОАО «Оборонэнергосбыт» и Минобороны России заключен государственный контракт от 19.12.2011 № 156/8747 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1.1 которого ОАО «Оборонэнергосбыт» обязалось поставлять электрическую энергию на объекты Минобороны России, в том числе те из них, которые находятся на территории Астраханской области.

Во исполнение данного обязательства заявитель приобретает электрическую энергию у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» по заключенному с данным обществом договору № 800.

Постановлением министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 24.06.2011 N 15-П ОАО «Оборонэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика и определена зона деятельности в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и осуществляющих энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и расположенных на территории Астраханской области.

Пунктом 13 Основных положений установлено, что гарантирующий поставщик, функционирующий на территории субъекта Российской Федерации, входящего в ценовую или в неценовую зону оптового рынка, до даты начала его участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием групп точек поставки, соответствующих границам его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, или до даты включения в соответствии с пунктом 229 Основных положений зоны его деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отношении которой им не осуществляется покупка электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, в зону деятельности гарантирующего поставщика - участника оптового рынка, функционирующего на территории того же субъекта Российской Федерации, приобретает электрическую энергию (мощность) у указанного гарантирующего поставщика - участника оптового рынка.

Ввиду того, что ОАО «Оборонэнергосбыт» не является участником оптового рынка электроэнергии и мощности, его зона деятельности в качестве гарантирующего поставщика не включена в зону деятельности гарантирующего поставщика - участника оптового рынка, функционирующего на территории Астраханской области, а также ввиду наличия у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» статуса участника оптового рынка электроэнергии и мощности (договор о присоединении к торговой системе оптового рынка от 31.03.2008 № 120-ДП/08) и доминирующего положения на рынке розничной торговли электрической энергией в географических границах Астраханской области, и, как следствие, наличия возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения электроэнергии на рынке в Астраханской области, ОАО «Оборонэнергосбыт» не имеет другого выбора, иначе как приобретать электроэнергию у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания».

Поскольку распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р не допускает осуществление поставки электроэнергии для нужд Минобороны России иными хозяйствующими субъектами, нежели чем ОАО «Оборонэнергосбыт», мнение ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» о возможности принятия на обслуживание абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» после расторжения договора № 800 является ошибочным.

В этой связи направление обществом «Астраханская энергосбытовая компания» обществу «Оборонэнергосбыт» и Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области уведомлений об отказе от исполнения договора № 800 создает угрозу лишения ОАО «Оборонэнергосбыт» возможности приобретения электроэнергии для обеспечения ею объектов Минобороны России и, в конечном итоге, угрозу бесперебойного электроснабжения данных объектов, что согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» недопустимо даже и в том случае, если заявителем не будут выполнены обязательства по оплате электроэнергии.

Кроме того, в силу частей 1, 3 статьи 426, статьи 539 Гражданского кодекса РФ, пункта 28 Основных положений гарантирующий поставщик электроэнергии не вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения, являющегося публичным, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги. Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 06.06.2002 № 115-О, обязательность заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие товары, услуги означает и недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору, поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

Из системного толкования статей 1, 2, 10 Гражданского кодекса РФ следует, что предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается. Применяемый способ защиты нарушенного права должен быть соразмерным последствиям нарушения такого права: он не должен выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. В частности, недопустимо использование таких мер охраны имущества, которые нарушают безопасность государства.

Вышеназванные действия ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» создают реальную угрозу безопасности государства и при наличии совокупности указанных обстоятельств нарушают установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, не усматривается.

В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» не прекращено на момент принятия настоящего решения, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание о прекращении такого нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке розничной торговли электрической энергией на территории Астраханской области в виде экономически и технологически не обоснованного направления ОАО «Оборонэнергосбыт» и Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области уведомлений об отказе от исполнения заключенного между ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ОАО «Оборонэнергосбыт» договора энергоснабжения от 01.01.2010 № 800 (письма от 25.10.2013 № 07/1-3/620 и от 25.10.2013 № 07/1-3/620), результатом которого может явиться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт» и Минобороны России.

2. Выдать ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с требованием:

2.1. в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания устранить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке розничной торговли электрической энергией на территории Астраханской области в виде экономически и технологически не обоснованного направления ОАО «Оборонэнергосбыт» и Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области уведомлений об отказе от исполнения заключенного между ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ОАО «Оборонэнергосбыт» договора энергоснабжения от 01.01.2010 № 800 (письма от 25.10.2013 № 07/1-3/620 и от 25.10.2013 № 07/1-3/620), результатом которого может явиться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт» и Минобороны России, путем отзыва указанных уведомлений.

2.2. сообщить об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение, представив документы, свидетельствующие об исполнении предписания.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                      Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                   П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                      М.В. Литвинов

 

 

 

 

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

18 февраля 2014 г.                                                                                            Дело № 53-К-03-13

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.02.2014

В полном объеме решение изготовлено 18.02.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рыков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 53-К-03-13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Астраханская энергосбытовая компания» (юридический адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 32; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 11.01.2005; ИНН 3017041554) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от ответчика — представителя ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» <.....>,

 

в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных заявителя (ОАО «Оборонэнергосбыт») и лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах (ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось ОАО «Оборонэнергосбыт» с заявлением о нарушении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» антимонопольного законодательства путем необоснованного уведомления об отказе от исполнения заключенного между данными обществами договора энергоснабжения от 01.01.2010 № 800.

По результатам рассмотрения названного заявления Астраханским УФАС России в отношении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело № 53-К-03-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (приказ руководителя Управления от 20.12.2013 № 357-п).

Определением от 20.12.2013 по делу № 53-К-03-13 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, было привлечено ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ».

При рассмотрении дела представитель ответчика с наличием в действиях ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» по направлению ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомления об отказе от исполнения договора энергоснабжения нарушения антимонопольного законодательства не согласился, считает такие действия соответствующими положениям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере электроэнергетики, полагает, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, приняв на обслуживание абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт», поскольку ОАО «Оборонэнергосбыт», являющееся энергосбытовой организаций и покупателем электрической энергии по указанному договору, надлежащим образом не исполняет обязательства по оплате потребленной электроэнергии, неоднократно нарушая сроки ее оплаты.

ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» в материалы дела представлены затребованные у него Комиссией сведения.

Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

Между ОАО «Оборонэнергосбыт» и ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключен договор энергоснабжения от 01.01.2010 № 800 (далее также — договор № 800). В соответствии с данным договором ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» обязалось осуществлять продажу ОАО «Оборонэнергосбыт» (абонент) электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электроэнергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией абонента, а абонент обязался принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, определенных договором (пункт 1.1).

30.10.2013 ОАО «Оборонэнергосбыт» получило от ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» уведомление от 25.10.2013 № 07/1-3/620 об отказе от исполнения договора № 800, в котором в качестве причины направления уведомления указано на неоднократное нарушение ОАО «Оборонэнергосбыт» сроков оплаты потребленной электроэнергии.

В данном уведомлении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» сообщило заявителю о том, что примет меры по принятию на обслуживание потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт».

О намерении отказаться от исполнения договора № 800 ответчик в порядке, определенном пунктом 15 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения), уведомил орган исполнительной власти Астраханской области, уполномоченный Правительством Астраханской области (постановление от 19.05.2010 № 210-П) на регулирование деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии, - Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области письмом от 25.10.2013 № 07/1-3/621, в котором просит министерство инициировать процедуру принятия абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» на обслуживание ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», предусмотренную пунктами 16, 17 Основных положений, то есть опубликовать в официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти Астраханской области, и разместить в электронных средствах распространения информации (в том числе с использованием сети "Интернет") сведения об обстоятельствах, указывающих на невозможность для энергосбытовой (энергоснабжающей) организации осуществлять дальнейшее снабжение электрической энергией потребителей, о дате и времени, установленных для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, о сроке, не позднее которого потребителями должны быть заключены договоры, обеспечивающие продажу электрической энергии (мощности), о последствиях, наступающих в случае, если такие договоры не будут заключены, иные сведения (пункт 16), а также известить уполномоченный федеральный орган, энергосбытовую (энергоснабжающую) организацию, утратившую возможность осуществлять дальнейшее снабжение электроэнергией потребителей, гарантирующего поставщика, который обязан принять на обслуживание потребителей, все сетевые организации, к электрическим сетям которых непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей, о предстоящем принятии гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей с указанием даты, установленной для такого принятия (пункт 17).

Проверив указанные действия ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» на соответствие положениям Закона о защите конкуренции, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия пришла к следующим выводам.

ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 № 51-О присвоен статус гарантирующего поставщика.

Постановлением Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 02.02.2012 № 4-П зона деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» определена административными границами Астраханской области, включая город Астрахань и все районы Астраханской области, за исключением зоны в границах балансовой принадлежности электрических сетей Астраханского отделения Приволжской железной дороги ОАО «ПЖД» на территории Астраханской области и зоны в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющих энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и расположенных на территории Астраханской области.

ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «розничная торговля электрической энергией» в географических границах Астраханской области, с долей более 50 процентов (приказы Астраханского УФАС России от 19.12.2006 № 145-п и от 27.02.2009 № 25-п), и согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

ОАО «Оборонэнергосбыт» является в силу распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России.

Между ОАО «Оборонэнергосбыт» и Минобороны России заключен государственный контракт от 19.12.2011 № 156/8747 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1.1 которого ОАО «Оборонэнергосбыт» обязалось поставлять электрическую энергию на объекты Минобороны России, в том числе те из них, которые находятся на территории Астраханской области.

Во исполнение данного обязательства заявитель приобретает электрическую энергию у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» по заключенному с данным обществом договору № 800.

Постановлением министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 24.06.2011 N 15-П ОАО «Оборонэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика и определена зона деятельности в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и осуществляющих энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и расположенных на территории Астраханской области.

Пунктом 13 Основных положений установлено, что гарантирующий поставщик, функционирующий на территории субъекта Российской Федерации, входящего в ценовую или в неценовую зону оптового рынка, до даты начала его участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием групп точек поставки, соответствующих границам его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, или до даты включения в соответствии с пунктом 229 Основных положений зоны его деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отношении которой им не осуществляется покупка электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, в зону деятельности гарантирующего поставщика - участника оптового рынка, функционирующего на территории того же субъекта Российской Федерации, приобретает электрическую энергию (мощность) у указанного гарантирующего поставщика - участника оптового рынка.

Ввиду того, что ОАО «Оборонэнергосбыт» не является участником оптового рынка электроэнергии и мощности, его зона деятельности в качестве гарантирующего поставщика не включена в зону деятельности гарантирующего поставщика - участника оптового рынка, функционирующего на территории Астраханской области, а также ввиду наличия у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» статуса участника оптового рынка электроэнергии и мощности (договор о присоединении к торговой системе оптового рынка от 31.03.2008 № 120-ДП/08) и доминирующего положения на рынке розничной торговли электрической энергией в географических границах Астраханской области, и, как следствие, наличия возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения электроэнергии на рынке в Астраханской области, ОАО «Оборонэнергосбыт» не имеет другого выбора, иначе как приобретать электроэнергию у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания».

Поскольку распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р не допускает осуществление поставки электроэнергии для нужд Минобороны России иными хозяйствующими субъектами, нежели чем ОАО «Оборонэнергосбыт», мнение ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» о возможности принятия на обслуживание абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» после расторжения договора № 800 является ошибочным.

В этой связи направление обществом «Астраханская энергосбытовая компания» обществу «Оборонэнергосбыт» и Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области уведомлений об отказе от исполнения договора № 800 создает угрозу лишения ОАО «Оборонэнергосбыт» возможности приобретения электроэнергии для обеспечения ею объектов Минобороны России и, в конечном итоге, угрозу бесперебойного электроснабжения данных объектов, что согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» недопустимо даже и в том случае, если заявителем не будут выполнены обязательства по оплате электроэнергии.

Кроме того, в силу частей 1, 3 статьи 426, статьи 539 Гражданского кодекса РФ, пункта 28 Основных положений гарантирующий поставщик электроэнергии не вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения, являющегося публичным, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги. Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 06.06.2002 № 115-О, обязательность заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие товары, услуги означает и недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору, поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

Из системного толкования статей 1, 2, 10 Гражданского кодекса РФ следует, что предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается. Применяемый способ защиты нарушенного права должен быть соразмерным последствиям нарушения такого права: он не должен выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. В частности, недопустимо использование таких мер охраны имущества, которые нарушают безопасность государства.

Вышеназванные действия ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» создают реальную угрозу безопасности государства и при наличии совокупности указанных обстоятельств нарушают установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, не усматривается.

В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» не прекращено на момент принятия настоящего решения, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание о прекращении такого нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке розничной торговли электрической энергией на территории Астраханской области в виде экономически и технологически не обоснованного направления ОАО «Оборонэнергосбыт» и Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области уведомлений об отказе от исполнения заключенного между ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ОАО «Оборонэнергосбыт» договора энергоснабжения от 01.01.2010 № 800 (письма от 25.10.2013 № 07/1-3/620 и от 25.10.2013 № 07/1-3/620), результатом которого может явиться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт» и Минобороны России.

2. Выдать ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с требованием:

2.1. в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания устранить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке розничной торговли электрической энергией на территории Астраханской области в виде экономически и технологически не обоснованного направления ОАО «Оборонэнергосбыт» и Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области уведомлений об отказе от исполнения заключенного между ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ОАО «Оборонэнергосбыт» договора энергоснабжения от 01.01.2010 № 800 (письма от 25.10.2013 № 07/1-3/620 и от 25.10.2013 № 07/1-3/620), результатом которого может явиться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт» и Минобороны России, путем отзыва указанных уведомлений.

2.2. сообщить об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение, представив документы, свидетельствующие об исполнении предписания.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                      Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                   П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                      М.В. Литвинов

 

 

 

 

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 55-К-03-13 [format] => [safe_value] => № 55-К-03-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;

 

http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50342.htmlПостановление правительства №896 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке

http://fas.gov.ru/eljournal/http://Научно-Практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Борьба с картелями

Журнал конкуренция и рынок

http://www.fas.gov.ru/groups-of-people/Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 ФЗ "О защите конкуренции"

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-18 11:14:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-18 11:14:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1397560543 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )