Решение по делу № 41-К-03-13

Номер дела: № 41-К-03-13
Дата публикации: 5 июня 2014, 14:31

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

05 июня 2014 г.                                                                                                       Дело № 41-К-03-13

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.05.2014

В полном объеме решение изготовлено 05.06.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 41-К-03-13 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» (юридический адрес: 416111, Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов, ул. Центральная, 10; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 21.06.2007; ИНН 3009014941) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от заявителя — представителя ООО «Электротехническая компания» <.....>; от ответчика — представителей ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» <.....> и <.....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось ООО «Электротехническая компания» с заявлением о нарушении ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» антимонопольного законодательства в виде установления экономически необоснованных (завышенных) тарифов на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов.

Усмотрев в действиях ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России, руководствуясь частью 2 статьи 39 названного закона, возбудило в отношении общества дело № 41-К-03-13 о нарушении антимонопольного законодательства в виде установления с 01.01.2012 и 01.02.2013 монопольно высоких цен на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов.

Определением Комиссии от 22.05.2014 по делу № 41-К-03-13 дело в отношении ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении с 01.02.2013 монопольно высокой цены на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов, выделено в отдельное производство.

На заседании Комиссии представитель заявителя позицию, изложенную в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства, поддержал.

Представители ответчика на рассмотрении дела пояснили, что установленный обществом с 01.01.2012 тариф на услуги по размещению некоммунальных твердых отходов является экономически обоснованным, представили расчет себестоимости оказания услуг и документы, положенные в основание расчета.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» на территории города Астрахани и Астраханской области оказывает физическим и юридическим лицам услуги по размещению твердых бытовых и промышленных отходов на полигоне для твердых бытовых отходов.

В период с 01.01.2011 по 31.12.2011 ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» оказывало услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, по тарифу, установленному приказом генерального директора общества от 17.12.2010 № 45 в размере 199 руб. за 1 куб.м (с НДС).

С 01.01.2012 приказом генерального директора ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» от 01.12.2011 № 52 размер тарифа был увеличен до 228,65 руб. за 1 куб.м (с НДС). В таком размере тариф применялся по 31.01.2013.

Изучив представленный обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» в материалы дела расчет экономической обоснованности тарифа, проанализировав документы, подтверждающие, по мнению ответчика, достоверность такого расчета, Комиссия приходит к выводу о том, что при установлении с 01.01.2012 тарифа на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, обществом было допущено нарушение антимонопольного законодательства, исходя из следующего.

Приказом Астраханского УФАС России от 29.04.2014 № 1/30 ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов» в границах г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области с долей более 50% и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещено установление, поддержание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Названной правовой нормой установлены критерии признания цены товара монопольно высокой: несоответствие цены товара сумме необходимых для его производства и реализации расходов и прибыли (затратный критерий) и превышение цены товара над ценой, сформировавшейся на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции (сравнительный критерий). При этом сравнительный критерий применяется в случае наличия сопоставимых и конкурентных рынков, в противном случае осуществляется исследование цены только на предмет соответствия затратному критерию.

В рассматриваемом случае сравнительный критерий не может быть применен Комиссией по следующим основаниям.

Одним из основных условий признания товарных рынков сопоставимыми, как это установлено частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, является схожесть рынков по субъектному составу, прежде всего по количеству покупателей.

Наибольшая часть объема твердых отходов, размещаемых на полигоне для твердых бытовых отходов, образуется в результате жизнедеятельности населения.

Согласно размещенным на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики (gks.ru) и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (astrastat.gks.ru) данным, численность постоянного населения г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составила 609443 человек.

Также на сайте Федеральной службы государственной статистики размещены сведения о численности постоянного населения в городах Российской Федерации по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, позволяющие выделить среди таких городов те из них, которые сопоставимы с г. Астраханью, Приволжским и Наримановским районами Астраханской области по численности населения.

По указанному условию с г. Астраханью, Приволжским и Наримановским районами Астраханской области сопоставимы следующие города: Барнаул (612000 чел.), Ульяновск (615000 чел.).

Однако рынки услуг по размещению твердых отходов в названных городах не являются конкурентными, поскольку каждый из них характеризуется наличием у одного из хозсубъектов, оказывающих услуги, доли на рынке, превышающей 50%.

Так, в г. Барнауле таким хозсубъектом является ООО «Чистый город», в г. Ульяновске — ООО «Центр экологических технологий» в правобережной части, ООО «Полигон» в левобережной части.

Все указанные хозсубъекты включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Часть 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции не допускает использование цены товара, сформировавшейся на сопоставимом товарном рынке в условиях отсутствия конкуренции, для выявления монопольно высокой цены товара, в связи с чем Комиссия при анализе установленной ответчиком цены руководствуется затратным критерием, что согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 по делу № А70-9090/15-2008.

Как усматривается из представленной ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» плановой калькуляции стоимости услуг по размещению твердых некоммунальных отходов на 2012 год, плановая себестоимость оказания услуг составила 13264890 руб., а плановая себестоимость размещения 1 куб.м отходов при планируемом объеме размещения отходов, равном 79000 куб.м, - 167,91 руб.

По итогам 2012 года фактическая себестоимость оказания услуг составила 12834403,6 руб., а фактическая себестоимость размещения 1 куб.м отходов при фактическом объеме размещения отходов, равном 74810 куб.м, - 171,56 руб.

Из письменных пояснений общества следует, что в себестоимость услуг на 2012 год, как плановую, так и фактическую, включены затраты, связанные со строительством, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией полигона для твердых бытовых отходов, находящегося в 5 км западнее с. Рассвет Наримановского района Астраханской области, в 10,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, и мусоросортировочного комплекса, находящегося в 3,7 км севернее п. Тинаки Наримановского района Астраханской области, в 8,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, в размере 1382190,97 руб.

Включение указанных затрат в себестоимость услуг Комиссия считает необоснованным ввиду следующих обстоятельств.

В 2012 году общество не осуществляло прием твердых некоммунальных отходов в мусоросортировочный комплекс, находящийся в 3,7 км севернее п. Тинаки Наримановского района Астраханской области, в 8,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, и на полигон для твердых бытовых отходов, находящийся в 5 км западнее с. Рассвет Наримановского района Астраханской области, в 10,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, размещая их на полигоне для твердых бытовых отходов, находящемся в с. Фунтово Приволжского района Астраханской области.

Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.05.2010 № 58 для ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, в частности, на период с 01.02.2011 по 31.02.2012 - в размере 131,92 руб за 1 куб.м (с НДС), на период с 01.02.2012 по 31.01.2013 - в размере 151,79 руб. за 1 куб.м (с НДС).

Городской Думой муниципального образования «Город Астрахань» по запросу Астраханского УФАС России в материалы дела представлены пояснительная записка заместителя мэра города Астрахани по экономике - председателя комитета экономики и инвестиций администрации города Астрахани К.И. Рогачева к проекту решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» «Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» и финансово-экономическое обоснование к данному проекту, подписанное уполномоченным по делу об установлении тарифов И.П. Албердиной, из содержания которых видно, что затраты, связанные со строительством, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией полигона для твердых бытовых отходов, находящегося в 5 км западнее с. Рассвет Наримановского района Астраханской области, в 10,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, и мусоросортировочного комплекса, находящегося в 3,7 км севернее п. Тинаки Наримановского района Астраханской области, в 8,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, в полном объеме учтены в тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.05.2010 № 58.

Таким образом, общество в 2012 году не несло затраты по строительству, вводу в эксплуатацию, эксплуатации указанных объектов при оказании услуг по размещению некоммунальных отходов (нерегулируемый вид деятельности). Данные затраты общества окупались при взимании стоимости услуг по размещению твердых бытовых отходов (регулируемый вид деятельности).

В этой связи указанные затраты не являются теми затратами, которые связаны с оказанием обществом услуг по размещению твердых некоммунальных отходов, и, как следствие, не подлежат включению в стоимость данных услуг.

Включение их в стоимость услуг привело к увеличению плановой себестоимости размещения 1 куб.м отходов на 17,5 руб. (1382190,97 / 79000). Фактическая себестоимость размещения 1 куб.м отходов в следствие этого увеличилась на 18,48 руб.(1382190,97 / 74810).

Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что размещение твердых отходов 3 - 4 классов опасности, как бытовых (коммунальных), так и промышленных, на полигоне для твердых бытовых отходов характеризуется общностью установленных санитарными правилами требований организации данного этапа обращения с отходами, а также общностью применяемой для этого технологии, которая определена Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, и представляет собой складирование отходов по методу «надвига» (снизу вверх) или «сталкивания» (сверху вниз).

Бытовые и промышленные отходы размещались ответчиком в 2012 году на одном и том же полигоне для твердых бытовых отходов (с. Фунтово Приволжского района Астраханской области) по единой технологии (складирование по методу «сталкивания»).

В связи с изложенным установление обществом цены на услуги по размещению некоммунальных отходов, превышающей цену на услуги по размещению бытовых отходов, установленную регулятором с учетом покрытия экономически обоснованных затрат ответчика от текущей деятельности и затрат на реализацию мероприятий по повышению эффективности деятельности и улучшению качества услуг, не представляется экономически обоснованным.

Совокупность приведенных обстоятельств указывает на превышение установленной обществом цены на услуги по размещению твердых некоммунальных отходов над суммой необходимых для оказания таких услуг расходов и прибыли.

В отсутствие сколько-нибудь значительных изменений состава продавцов или покупателей на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области, а также условий обращения товара на данном рынке, установленная обществом с 01.01.2012 цена на услуги по размещению твердых некоммунальных отходов является монопольно высокой, а действия общества по ее установлению — нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Поскольку ответчик при расчетах с заявителем за оказанные в 2012 году услуги по размещению твердых некоммунальных отходов применял экономически необоснованный тариф, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области в виде установления с 01.01.2012 монопольно высокой цены на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов.

2. Выдать ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области в виде установления с 01.01.2012 монопольно высокой цены на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов, с требованием:

2.1. в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания осуществить перерасчет стоимости оказанных Закрытым акционерным обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» Обществу с ограниченной ответственностью «Электротехническая компания» в 2012 году услуг по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов;

2.2. сообщить об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение, представив документы, свидетельствующие об исполнении предписания.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                            Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                         П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                            М.В. Литвинов

 

 

 

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 7969 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 41-К-03-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7969 [type] => solution [language] => ru [created] => 1408617171 [changed] => 1408617171 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1408617171 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

05 июня 2014 г.                                                                                                       Дело № 41-К-03-13

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.05.2014

В полном объеме решение изготовлено 05.06.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 41-К-03-13 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» (юридический адрес: 416111, Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов, ул. Центральная, 10; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 21.06.2007; ИНН 3009014941) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от заявителя — представителя ООО «Электротехническая компания» <.....>; от ответчика — представителей ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» <.....> и <.....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось ООО «Электротехническая компания» с заявлением о нарушении ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» антимонопольного законодательства в виде установления экономически необоснованных (завышенных) тарифов на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов.

Усмотрев в действиях ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России, руководствуясь частью 2 статьи 39 названного закона, возбудило в отношении общества дело № 41-К-03-13 о нарушении антимонопольного законодательства в виде установления с 01.01.2012 и 01.02.2013 монопольно высоких цен на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов.

Определением Комиссии от 22.05.2014 по делу № 41-К-03-13 дело в отношении ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении с 01.02.2013 монопольно высокой цены на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов, выделено в отдельное производство.

На заседании Комиссии представитель заявителя позицию, изложенную в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства, поддержал.

Представители ответчика на рассмотрении дела пояснили, что установленный обществом с 01.01.2012 тариф на услуги по размещению некоммунальных твердых отходов является экономически обоснованным, представили расчет себестоимости оказания услуг и документы, положенные в основание расчета.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» на территории города Астрахани и Астраханской области оказывает физическим и юридическим лицам услуги по размещению твердых бытовых и промышленных отходов на полигоне для твердых бытовых отходов.

В период с 01.01.2011 по 31.12.2011 ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» оказывало услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, по тарифу, установленному приказом генерального директора общества от 17.12.2010 № 45 в размере 199 руб. за 1 куб.м (с НДС).

С 01.01.2012 приказом генерального директора ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» от 01.12.2011 № 52 размер тарифа был увеличен до 228,65 руб. за 1 куб.м (с НДС). В таком размере тариф применялся по 31.01.2013.

Изучив представленный обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» в материалы дела расчет экономической обоснованности тарифа, проанализировав документы, подтверждающие, по мнению ответчика, достоверность такого расчета, Комиссия приходит к выводу о том, что при установлении с 01.01.2012 тарифа на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, обществом было допущено нарушение антимонопольного законодательства, исходя из следующего.

Приказом Астраханского УФАС России от 29.04.2014 № 1/30 ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов» в границах г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области с долей более 50% и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещено установление, поддержание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Названной правовой нормой установлены критерии признания цены товара монопольно высокой: несоответствие цены товара сумме необходимых для его производства и реализации расходов и прибыли (затратный критерий) и превышение цены товара над ценой, сформировавшейся на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции (сравнительный критерий). При этом сравнительный критерий применяется в случае наличия сопоставимых и конкурентных рынков, в противном случае осуществляется исследование цены только на предмет соответствия затратному критерию.

В рассматриваемом случае сравнительный критерий не может быть применен Комиссией по следующим основаниям.

Одним из основных условий признания товарных рынков сопоставимыми, как это установлено частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, является схожесть рынков по субъектному составу, прежде всего по количеству покупателей.

Наибольшая часть объема твердых отходов, размещаемых на полигоне для твердых бытовых отходов, образуется в результате жизнедеятельности населения.

Согласно размещенным на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики (gks.ru) и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (astrastat.gks.ru) данным, численность постоянного населения г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составила 609443 человек.

Также на сайте Федеральной службы государственной статистики размещены сведения о численности постоянного населения в городах Российской Федерации по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, позволяющие выделить среди таких городов те из них, которые сопоставимы с г. Астраханью, Приволжским и Наримановским районами Астраханской области по численности населения.

По указанному условию с г. Астраханью, Приволжским и Наримановским районами Астраханской области сопоставимы следующие города: Барнаул (612000 чел.), Ульяновск (615000 чел.).

Однако рынки услуг по размещению твердых отходов в названных городах не являются конкурентными, поскольку каждый из них характеризуется наличием у одного из хозсубъектов, оказывающих услуги, доли на рынке, превышающей 50%.

Так, в г. Барнауле таким хозсубъектом является ООО «Чистый город», в г. Ульяновске — ООО «Центр экологических технологий» в правобережной части, ООО «Полигон» в левобережной части.

Все указанные хозсубъекты включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Часть 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции не допускает использование цены товара, сформировавшейся на сопоставимом товарном рынке в условиях отсутствия конкуренции, для выявления монопольно высокой цены товара, в связи с чем Комиссия при анализе установленной ответчиком цены руководствуется затратным критерием, что согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 по делу № А70-9090/15-2008.

Как усматривается из представленной ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» плановой калькуляции стоимости услуг по размещению твердых некоммунальных отходов на 2012 год, плановая себестоимость оказания услуг составила 13264890 руб., а плановая себестоимость размещения 1 куб.м отходов при планируемом объеме размещения отходов, равном 79000 куб.м, - 167,91 руб.

По итогам 2012 года фактическая себестоимость оказания услуг составила 12834403,6 руб., а фактическая себестоимость размещения 1 куб.м отходов при фактическом объеме размещения отходов, равном 74810 куб.м, - 171,56 руб.

Из письменных пояснений общества следует, что в себестоимость услуг на 2012 год, как плановую, так и фактическую, включены затраты, связанные со строительством, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией полигона для твердых бытовых отходов, находящегося в 5 км западнее с. Рассвет Наримановского района Астраханской области, в 10,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, и мусоросортировочного комплекса, находящегося в 3,7 км севернее п. Тинаки Наримановского района Астраханской области, в 8,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, в размере 1382190,97 руб.

Включение указанных затрат в себестоимость услуг Комиссия считает необоснованным ввиду следующих обстоятельств.

В 2012 году общество не осуществляло прием твердых некоммунальных отходов в мусоросортировочный комплекс, находящийся в 3,7 км севернее п. Тинаки Наримановского района Астраханской области, в 8,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, и на полигон для твердых бытовых отходов, находящийся в 5 км западнее с. Рассвет Наримановского района Астраханской области, в 10,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, размещая их на полигоне для твердых бытовых отходов, находящемся в с. Фунтово Приволжского района Астраханской области.

Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.05.2010 № 58 для ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, в частности, на период с 01.02.2011 по 31.02.2012 - в размере 131,92 руб за 1 куб.м (с НДС), на период с 01.02.2012 по 31.01.2013 - в размере 151,79 руб. за 1 куб.м (с НДС).

Городской Думой муниципального образования «Город Астрахань» по запросу Астраханского УФАС России в материалы дела представлены пояснительная записка заместителя мэра города Астрахани по экономике - председателя комитета экономики и инвестиций администрации города Астрахани К.И. Рогачева к проекту решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» «Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» и финансово-экономическое обоснование к данному проекту, подписанное уполномоченным по делу об установлении тарифов И.П. Албердиной, из содержания которых видно, что затраты, связанные со строительством, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией полигона для твердых бытовых отходов, находящегося в 5 км западнее с. Рассвет Наримановского района Астраханской области, в 10,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, и мусоросортировочного комплекса, находящегося в 3,7 км севернее п. Тинаки Наримановского района Астраханской области, в 8,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, в полном объеме учтены в тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.05.2010 № 58.

Таким образом, общество в 2012 году не несло затраты по строительству, вводу в эксплуатацию, эксплуатации указанных объектов при оказании услуг по размещению некоммунальных отходов (нерегулируемый вид деятельности). Данные затраты общества окупались при взимании стоимости услуг по размещению твердых бытовых отходов (регулируемый вид деятельности).

В этой связи указанные затраты не являются теми затратами, которые связаны с оказанием обществом услуг по размещению твердых некоммунальных отходов, и, как следствие, не подлежат включению в стоимость данных услуг.

Включение их в стоимость услуг привело к увеличению плановой себестоимости размещения 1 куб.м отходов на 17,5 руб. (1382190,97 / 79000). Фактическая себестоимость размещения 1 куб.м отходов в следствие этого увеличилась на 18,48 руб.(1382190,97 / 74810).

Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что размещение твердых отходов 3 - 4 классов опасности, как бытовых (коммунальных), так и промышленных, на полигоне для твердых бытовых отходов характеризуется общностью установленных санитарными правилами требований организации данного этапа обращения с отходами, а также общностью применяемой для этого технологии, которая определена Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, и представляет собой складирование отходов по методу «надвига» (снизу вверх) или «сталкивания» (сверху вниз).

Бытовые и промышленные отходы размещались ответчиком в 2012 году на одном и том же полигоне для твердых бытовых отходов (с. Фунтово Приволжского района Астраханской области) по единой технологии (складирование по методу «сталкивания»).

В связи с изложенным установление обществом цены на услуги по размещению некоммунальных отходов, превышающей цену на услуги по размещению бытовых отходов, установленную регулятором с учетом покрытия экономически обоснованных затрат ответчика от текущей деятельности и затрат на реализацию мероприятий по повышению эффективности деятельности и улучшению качества услуг, не представляется экономически обоснованным.

Совокупность приведенных обстоятельств указывает на превышение установленной обществом цены на услуги по размещению твердых некоммунальных отходов над суммой необходимых для оказания таких услуг расходов и прибыли.

В отсутствие сколько-нибудь значительных изменений состава продавцов или покупателей на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области, а также условий обращения товара на данном рынке, установленная обществом с 01.01.2012 цена на услуги по размещению твердых некоммунальных отходов является монопольно высокой, а действия общества по ее установлению — нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Поскольку ответчик при расчетах с заявителем за оказанные в 2012 году услуги по размещению твердых некоммунальных отходов применял экономически необоснованный тариф, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области в виде установления с 01.01.2012 монопольно высокой цены на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов.

2. Выдать ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области в виде установления с 01.01.2012 монопольно высокой цены на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов, с требованием:

2.1. в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания осуществить перерасчет стоимости оказанных Закрытым акционерным обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» Обществу с ограниченной ответственностью «Электротехническая компания» в 2012 году услуг по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов;

2.2. сообщить об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение, представив документы, свидетельствующие об исполнении предписания.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                            Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                         П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                            М.В. Литвинов

 

 

 

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

05 июня 2014 г.                                                                                                       Дело № 41-К-03-13

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.05.2014

В полном объеме решение изготовлено 05.06.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 41-К-03-13 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» (юридический адрес: 416111, Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов, ул. Центральная, 10; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 21.06.2007; ИНН 3009014941) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от заявителя — представителя ООО «Электротехническая компания» <.....>; от ответчика — представителей ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» <.....> и <.....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось ООО «Электротехническая компания» с заявлением о нарушении ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» антимонопольного законодательства в виде установления экономически необоснованных (завышенных) тарифов на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов.

Усмотрев в действиях ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России, руководствуясь частью 2 статьи 39 названного закона, возбудило в отношении общества дело № 41-К-03-13 о нарушении антимонопольного законодательства в виде установления с 01.01.2012 и 01.02.2013 монопольно высоких цен на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов.

Определением Комиссии от 22.05.2014 по делу № 41-К-03-13 дело в отношении ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении с 01.02.2013 монопольно высокой цены на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов, выделено в отдельное производство.

На заседании Комиссии представитель заявителя позицию, изложенную в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства, поддержал.

Представители ответчика на рассмотрении дела пояснили, что установленный обществом с 01.01.2012 тариф на услуги по размещению некоммунальных твердых отходов является экономически обоснованным, представили расчет себестоимости оказания услуг и документы, положенные в основание расчета.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» на территории города Астрахани и Астраханской области оказывает физическим и юридическим лицам услуги по размещению твердых бытовых и промышленных отходов на полигоне для твердых бытовых отходов.

В период с 01.01.2011 по 31.12.2011 ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» оказывало услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, по тарифу, установленному приказом генерального директора общества от 17.12.2010 № 45 в размере 199 руб. за 1 куб.м (с НДС).

С 01.01.2012 приказом генерального директора ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» от 01.12.2011 № 52 размер тарифа был увеличен до 228,65 руб. за 1 куб.м (с НДС). В таком размере тариф применялся по 31.01.2013.

Изучив представленный обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» в материалы дела расчет экономической обоснованности тарифа, проанализировав документы, подтверждающие, по мнению ответчика, достоверность такого расчета, Комиссия приходит к выводу о том, что при установлении с 01.01.2012 тарифа на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, обществом было допущено нарушение антимонопольного законодательства, исходя из следующего.

Приказом Астраханского УФАС России от 29.04.2014 № 1/30 ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов» в границах г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области с долей более 50% и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещено установление, поддержание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Названной правовой нормой установлены критерии признания цены товара монопольно высокой: несоответствие цены товара сумме необходимых для его производства и реализации расходов и прибыли (затратный критерий) и превышение цены товара над ценой, сформировавшейся на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции (сравнительный критерий). При этом сравнительный критерий применяется в случае наличия сопоставимых и конкурентных рынков, в противном случае осуществляется исследование цены только на предмет соответствия затратному критерию.

В рассматриваемом случае сравнительный критерий не может быть применен Комиссией по следующим основаниям.

Одним из основных условий признания товарных рынков сопоставимыми, как это установлено частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, является схожесть рынков по субъектному составу, прежде всего по количеству покупателей.

Наибольшая часть объема твердых отходов, размещаемых на полигоне для твердых бытовых отходов, образуется в результате жизнедеятельности населения.

Согласно размещенным на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики (gks.ru) и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (astrastat.gks.ru) данным, численность постоянного населения г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составила 609443 человек.

Также на сайте Федеральной службы государственной статистики размещены сведения о численности постоянного населения в городах Российской Федерации по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, позволяющие выделить среди таких городов те из них, которые сопоставимы с г. Астраханью, Приволжским и Наримановским районами Астраханской области по численности населения.

По указанному условию с г. Астраханью, Приволжским и Наримановским районами Астраханской области сопоставимы следующие города: Барнаул (612000 чел.), Ульяновск (615000 чел.).

Однако рынки услуг по размещению твердых отходов в названных городах не являются конкурентными, поскольку каждый из них характеризуется наличием у одного из хозсубъектов, оказывающих услуги, доли на рынке, превышающей 50%.

Так, в г. Барнауле таким хозсубъектом является ООО «Чистый город», в г. Ульяновске — ООО «Центр экологических технологий» в правобережной части, ООО «Полигон» в левобережной части.

Все указанные хозсубъекты включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Часть 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции не допускает использование цены товара, сформировавшейся на сопоставимом товарном рынке в условиях отсутствия конкуренции, для выявления монопольно высокой цены товара, в связи с чем Комиссия при анализе установленной ответчиком цены руководствуется затратным критерием, что согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 по делу № А70-9090/15-2008.

Как усматривается из представленной ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» плановой калькуляции стоимости услуг по размещению твердых некоммунальных отходов на 2012 год, плановая себестоимость оказания услуг составила 13264890 руб., а плановая себестоимость размещения 1 куб.м отходов при планируемом объеме размещения отходов, равном 79000 куб.м, - 167,91 руб.

По итогам 2012 года фактическая себестоимость оказания услуг составила 12834403,6 руб., а фактическая себестоимость размещения 1 куб.м отходов при фактическом объеме размещения отходов, равном 74810 куб.м, - 171,56 руб.

Из письменных пояснений общества следует, что в себестоимость услуг на 2012 год, как плановую, так и фактическую, включены затраты, связанные со строительством, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией полигона для твердых бытовых отходов, находящегося в 5 км западнее с. Рассвет Наримановского района Астраханской области, в 10,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, и мусоросортировочного комплекса, находящегося в 3,7 км севернее п. Тинаки Наримановского района Астраханской области, в 8,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, в размере 1382190,97 руб.

Включение указанных затрат в себестоимость услуг Комиссия считает необоснованным ввиду следующих обстоятельств.

В 2012 году общество не осуществляло прием твердых некоммунальных отходов в мусоросортировочный комплекс, находящийся в 3,7 км севернее п. Тинаки Наримановского района Астраханской области, в 8,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, и на полигон для твердых бытовых отходов, находящийся в 5 км западнее с. Рассвет Наримановского района Астраханской области, в 10,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, размещая их на полигоне для твердых бытовых отходов, находящемся в с. Фунтово Приволжского района Астраханской области.

Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.05.2010 № 58 для ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, в частности, на период с 01.02.2011 по 31.02.2012 - в размере 131,92 руб за 1 куб.м (с НДС), на период с 01.02.2012 по 31.01.2013 - в размере 151,79 руб. за 1 куб.м (с НДС).

Городской Думой муниципального образования «Город Астрахань» по запросу Астраханского УФАС России в материалы дела представлены пояснительная записка заместителя мэра города Астрахани по экономике - председателя комитета экономики и инвестиций администрации города Астрахани К.И. Рогачева к проекту решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» «Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» и финансово-экономическое обоснование к данному проекту, подписанное уполномоченным по делу об установлении тарифов И.П. Албердиной, из содержания которых видно, что затраты, связанные со строительством, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией полигона для твердых бытовых отходов, находящегося в 5 км западнее с. Рассвет Наримановского района Астраханской области, в 10,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, и мусоросортировочного комплекса, находящегося в 3,7 км севернее п. Тинаки Наримановского района Астраханской области, в 8,5 км южнее с. Волжское Наримановского района Астраханской области, в полном объеме учтены в тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.05.2010 № 58.

Таким образом, общество в 2012 году не несло затраты по строительству, вводу в эксплуатацию, эксплуатации указанных объектов при оказании услуг по размещению некоммунальных отходов (нерегулируемый вид деятельности). Данные затраты общества окупались при взимании стоимости услуг по размещению твердых бытовых отходов (регулируемый вид деятельности).

В этой связи указанные затраты не являются теми затратами, которые связаны с оказанием обществом услуг по размещению твердых некоммунальных отходов, и, как следствие, не подлежат включению в стоимость данных услуг.

Включение их в стоимость услуг привело к увеличению плановой себестоимости размещения 1 куб.м отходов на 17,5 руб. (1382190,97 / 79000). Фактическая себестоимость размещения 1 куб.м отходов в следствие этого увеличилась на 18,48 руб.(1382190,97 / 74810).

Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что размещение твердых отходов 3 - 4 классов опасности, как бытовых (коммунальных), так и промышленных, на полигоне для твердых бытовых отходов характеризуется общностью установленных санитарными правилами требований организации данного этапа обращения с отходами, а также общностью применяемой для этого технологии, которая определена Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, и представляет собой складирование отходов по методу «надвига» (снизу вверх) или «сталкивания» (сверху вниз).

Бытовые и промышленные отходы размещались ответчиком в 2012 году на одном и том же полигоне для твердых бытовых отходов (с. Фунтово Приволжского района Астраханской области) по единой технологии (складирование по методу «сталкивания»).

В связи с изложенным установление обществом цены на услуги по размещению некоммунальных отходов, превышающей цену на услуги по размещению бытовых отходов, установленную регулятором с учетом покрытия экономически обоснованных затрат ответчика от текущей деятельности и затрат на реализацию мероприятий по повышению эффективности деятельности и улучшению качества услуг, не представляется экономически обоснованным.

Совокупность приведенных обстоятельств указывает на превышение установленной обществом цены на услуги по размещению твердых некоммунальных отходов над суммой необходимых для оказания таких услуг расходов и прибыли.

В отсутствие сколько-нибудь значительных изменений состава продавцов или покупателей на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области, а также условий обращения товара на данном рынке, установленная обществом с 01.01.2012 цена на услуги по размещению твердых некоммунальных отходов является монопольно высокой, а действия общества по ее установлению — нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Поскольку ответчик при расчетах с заявителем за оказанные в 2012 году услуги по размещению твердых некоммунальных отходов применял экономически необоснованный тариф, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области в виде установления с 01.01.2012 монопольно высокой цены на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов.

2. Выдать ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по размещению твердых бытовых и промышленных отходов III-V классов опасности на полигоне для твердых бытовых отходов на территории г. Астрахани, Приволжского и Наримановского районов Астраханской области в виде установления с 01.01.2012 монопольно высокой цены на услуги по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов, с требованием:

2.1. в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания осуществить перерасчет стоимости оказанных Закрытым акционерным обществом «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» Обществу с ограниченной ответственностью «Электротехническая компания» в 2012 году услуг по размещению твердых отходов, не являющихся коммунальными, на полигоне для твердых бытовых отходов;

2.2. сообщить об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение, представив документы, свидетельствующие об исполнении предписания.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                            Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                         П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                            М.В. Литвинов

 

 

 

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 41-К-03-13 [format] => [safe_value] => № 41-К-03-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;

 

http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50342.htmlПостановление правительства №896 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке

http://fas.gov.ru/eljournal/http://Научно-Практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Борьба с картелями

Журнал конкуренция и рынок

http://www.fas.gov.ru/groups-of-people/Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 ФЗ "О защите конкуренции"

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-05 10:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-05 10:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1408617171 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )