Решение по делу № 02-К-03-12

Номер дела: № 02-К-03-12
Дата публикации: 17 апреля 2012, 10:48

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел./факс: (8512) 39-05-80

 

РЕШЕНИЕ

 

17 апреля 2012 г.                                                                                                          г. Астрахань

 

Резолютивная часть решения оглашена 03.04.2012

В полном объеме решение изготовлено 17.04.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Астраханского УФАС России Н.С. Меркулова, членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Н.А. Гончаровой, рассмотрев дело № 02-К-03-12 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 23.09.2003; ИНН 7708503727) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

при участии представителя ОАО «Российские железные дороги» «....». «......». «......» (доверенность от 09.11.2011 № 210, срок действия полномочий по 15.09.2014) и «....». «......». «......» (доверенность 17.02.2012 № 17, срок действия полномочий по 15.09.2014),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» (далее также — Комбинат) с заявлением от 12.10.2011 № 300 о нарушении ОАО «Российские железные дороги» (далее также — ОАО «РЖД», Общество) антимонопольного законодательства.

По мнению заявителя, ОАО «РЖД» при расчетах с ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» за оказанные Комбинату услуги по подаче и уборке вагонов необоснованно включает в сбор за подачу и уборку вагонов плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, нарушая тем самым установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов.

Усмотрев в действиях ОАО «РЖД» признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции), Астраханское УФАС России в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 названного закона приказом руководителя Управления от 31.01.2012 № 17-п возбудило в отношении Общества дело № 02-К-03-12 о нарушении антимонопольного законодательства.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился.

Представители ответчика с наличием в действиях Общества нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования не согласились, пояснив, что плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования государственному регулированию не подлежит, взимается с Комбината по его согласию и в размере, определенном заключенным между Обществом и Комбинатом договором.

Комиссия, исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, установила следующее.

Между ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» и ОАО «РЖД» заключен договор от 23.05.2011 № 1/5 на подачу и уборку вагонов по станции Трусово Приволжской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» (далее — договор № 1/5). В соответствии с пунктами 1, 3 данного договора ОАО «РЖД» (перевозчик) обязалось осуществлять для ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» (пользователь) подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с принадлежащего ОАО «РЖД» и обслуживаемого локомотивом ОАО «РЖД» железнодорожного пути необщего пользования № 16, развернутая длина которого составляет 165 погонных метров.

Согласно пункту 17 договора № 1/5 пользователь, помимо сбора за подачу и уборку вагонов, определяемого по ставкам таблицы № 10 Тарифного руководства № 3 за суммарное количество подаваемых и убираемых вагонов за один выход локомотива (подпункт «а»), уплачивает перевозчику сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования протяженностью 165 погонных метров по ставкам части 2 таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 ежесуточно (подпункт «д»).

Соглашением от 29.08.2011 к договору № 1/5 в редакции протокола урегулирования разногласий от 25.10.2011 данные условия договора были изменены. Стороны договорились сбор за подачу и уборку вагонов определять по ставкам части 1 таблицы 11 Тарифного руководства № 3 за суммарное количество подаваемых и убираемых вагонов за один выход локомотива, а сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования — по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства № 3 за сутки фактического пользования.

Пунктом 19.3 договора № 1/5 определено, что в случае невнесения пользователем причитающихся перевозчику платежей и до их внесения перевозчик вправе применять меры, предусмотренные статьями 30, 35 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, согласно которым перевозчик в указанном случае может требовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа; ставить вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю (получателю), на его ответственный простой с взиманием с него платы за пользование вагонами, контейнерами; удерживать грузы.

В период с июля по сентябрь 2011 года ОАО «РЖД» начислило заявителю плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования на общую сумму в 27 335, 4 руб., что подтверждается счетами-фактурами от 05.07.2011 № 0000010000000650/0700000719, от 05.08.2011 № 0000010000000650/0800000915, от 05.09.2011 № 0000010000000650/0900000782, актами оказанных услуг от 05.07.2011 № 1000801130/2011071, от 05.08.2011 № 1000801130/2011081, от 05.09.2011 № 1000801130/2011091, перечнями первичных документов к данным актам.

Указанная сумма была списана Обществом с единого лицевого счета Комбината № 1000801130 на основании накопительных ведомостей от 03.07.2011 № 030703, от 03.08.2011 № 030805, от 03.09.2011 № 030904.

По результатам рассмотрения претензии Комбината от 11.11.2011 № 313 о возврате списанных со счета в качестве платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования денежных средств Общество восстановило на едином лицевом счете Комбината сумму в размере 27 335, 4 руб.

Проверив обоснованность действий ОАО «РЖД» по начислению и взиманию с ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования в составе сбора за подачу и уборку вагонов, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно абзацу 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, отнесены к услугам, оказываемым субъектом естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 № 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3).

В соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства № 3 сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:

- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы № 8 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы № 9 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;

- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы № 10 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы № 11 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).

Пунктом 2.7.13 Тарифного руководства № 3 установлено, что при применении таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 сбор за пользование железнодорожным подъездным путем начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива - по фактическому числу выходов.

01.07.2011 вступило в законную силу решение Высшего Арбитражного Суда РФ по делу № ВАС-5095/11, которым пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства № 3 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими как несоответствующие абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643; подпунктам «б», «в» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Принимая указанное решение, суд исходил из того, что абзацем 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования в виде оплаты за работу локомотива и ежесуточной оплаты за пользование данными путями не предусматривается - перевозчиками взимается сбор только за работу локомотива, принадлежащего перевозчику. Взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) не предусмотрено и иным действующим законодательством.

Согласно части 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, действия ОАО «РЖД» по включению при расчетах с  ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» за услуги по подаче и уборке вагонов с 01.07.2011 в сбор за подачу и уборку вагонов сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования и взиманию этого сбора совершены в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов, и являются действиями, ущемляющими интересы заявителя.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 № 435-т ОАО «РЖД» включено в раздел 1 «Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2 и в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по подаче и уборке вагонов в границах железнодорожного пути необщего пользования № 16, примыкающего к пути № 14 станции Трусово.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, ОАО «РЖД» совершены действия, прямо запрещенные пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Довод представителей ответчика о том, что ОАО «РЖД» оказывает Комбинату услуги по использованию железнодорожного пути необщего пользования, которые не отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий и тариф на которые не подлежит государственному регулированию, а взимается с Комбината по его согласию в размере, определенном заключенным между Обществом и Комбинатом договором, является несостоятельным и подлежит отклонению по следующим основаниям.

 Из содержания договора № 1/5 следует, что Общество оказывает Комбинату услуги по подаче и уборке вагонов на железнодорожном пути необщего пользования № 16. Такие услуги постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Цена на данные услуги подлежит государственному регулированию, установлена Тарифным руководством № 3 и не может быть изменена по соглашению сторон.

Факт согласия Комбината на взимание с него платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования в составе сбора за подачу и уборку вагонов в рассмотренный Комиссией период (июль — сентябрь 2011 г.) не подтверждается материалами дела. Напротив, в материалах дела имеется направленная Комбинатом Обществу претензия о возврате списанной со счета Комбината суммы, начисленной Обществом за пользование железнодорожным путем необщего пользования, письмо от 13.09.2011 № 284, содержащее аналогичное требование, а в конечном итоге, и направленное в антимонопольный орган заявление о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона о защите конкуренции комиссия при вынесении решения устанавливает наличие либо отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Поскольку Общество восстановило на едином лицевом счете Комбината сумму в размере 27 335, 4 руб., списанную в качестве платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, Комиссия считает, что рассматриваемое дело подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Общество на рассмотрении дела своей вины в совершении нарушения антимонопольного законодательства не признало, считает, что начисление и взимание с Комбината платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования в составе сбора за подачу и уборку вагонов не нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования. В связи с этим Комиссия считает необходимым выдать Обществу предусмотренное подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции обязательное для исполнения предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Российские железные дороги» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по подаче и уборке вагонов в границах железнодорожного пути необщего пользования № 16, примыкающего к пути № 14 станции Трусово, в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов.

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела прекратить.

3. Выдать ОАО «Российские железные дороги» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать с момента получения настоящего предписания нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов при осуществлении с ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» расчетов за оказываемые услуги по подаче и уборке вагонов.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель комиссии                              ___________________                      Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                   П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                     Н.А. Гончарова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 8082 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 02-К-03-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8082 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416901854 [changed] => 1416901854 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416901854 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел./факс: (8512) 39-05-80

 

РЕШЕНИЕ

 

17 апреля 2012 г.                                                                                                          г. Астрахань

 

Резолютивная часть решения оглашена 03.04.2012

В полном объеме решение изготовлено 17.04.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Астраханского УФАС России Н.С. Меркулова, членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Н.А. Гончаровой, рассмотрев дело № 02-К-03-12 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 23.09.2003; ИНН 7708503727) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

при участии представителя ОАО «Российские железные дороги» «....». «......». «......» (доверенность от 09.11.2011 № 210, срок действия полномочий по 15.09.2014) и «....». «......». «......» (доверенность 17.02.2012 № 17, срок действия полномочий по 15.09.2014),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» (далее также — Комбинат) с заявлением от 12.10.2011 № 300 о нарушении ОАО «Российские железные дороги» (далее также — ОАО «РЖД», Общество) антимонопольного законодательства.

По мнению заявителя, ОАО «РЖД» при расчетах с ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» за оказанные Комбинату услуги по подаче и уборке вагонов необоснованно включает в сбор за подачу и уборку вагонов плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, нарушая тем самым установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов.

Усмотрев в действиях ОАО «РЖД» признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции), Астраханское УФАС России в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 названного закона приказом руководителя Управления от 31.01.2012 № 17-п возбудило в отношении Общества дело № 02-К-03-12 о нарушении антимонопольного законодательства.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился.

Представители ответчика с наличием в действиях Общества нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования не согласились, пояснив, что плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования государственному регулированию не подлежит, взимается с Комбината по его согласию и в размере, определенном заключенным между Обществом и Комбинатом договором.

Комиссия, исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, установила следующее.

Между ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» и ОАО «РЖД» заключен договор от 23.05.2011 № 1/5 на подачу и уборку вагонов по станции Трусово Приволжской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» (далее — договор № 1/5). В соответствии с пунктами 1, 3 данного договора ОАО «РЖД» (перевозчик) обязалось осуществлять для ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» (пользователь) подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с принадлежащего ОАО «РЖД» и обслуживаемого локомотивом ОАО «РЖД» железнодорожного пути необщего пользования № 16, развернутая длина которого составляет 165 погонных метров.

Согласно пункту 17 договора № 1/5 пользователь, помимо сбора за подачу и уборку вагонов, определяемого по ставкам таблицы № 10 Тарифного руководства № 3 за суммарное количество подаваемых и убираемых вагонов за один выход локомотива (подпункт «а»), уплачивает перевозчику сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования протяженностью 165 погонных метров по ставкам части 2 таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 ежесуточно (подпункт «д»).

Соглашением от 29.08.2011 к договору № 1/5 в редакции протокола урегулирования разногласий от 25.10.2011 данные условия договора были изменены. Стороны договорились сбор за подачу и уборку вагонов определять по ставкам части 1 таблицы 11 Тарифного руководства № 3 за суммарное количество подаваемых и убираемых вагонов за один выход локомотива, а сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования — по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства № 3 за сутки фактического пользования.

Пунктом 19.3 договора № 1/5 определено, что в случае невнесения пользователем причитающихся перевозчику платежей и до их внесения перевозчик вправе применять меры, предусмотренные статьями 30, 35 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, согласно которым перевозчик в указанном случае может требовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа; ставить вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю (получателю), на его ответственный простой с взиманием с него платы за пользование вагонами, контейнерами; удерживать грузы.

В период с июля по сентябрь 2011 года ОАО «РЖД» начислило заявителю плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования на общую сумму в 27 335, 4 руб., что подтверждается счетами-фактурами от 05.07.2011 № 0000010000000650/0700000719, от 05.08.2011 № 0000010000000650/0800000915, от 05.09.2011 № 0000010000000650/0900000782, актами оказанных услуг от 05.07.2011 № 1000801130/2011071, от 05.08.2011 № 1000801130/2011081, от 05.09.2011 № 1000801130/2011091, перечнями первичных документов к данным актам.

Указанная сумма была списана Обществом с единого лицевого счета Комбината № 1000801130 на основании накопительных ведомостей от 03.07.2011 № 030703, от 03.08.2011 № 030805, от 03.09.2011 № 030904.

По результатам рассмотрения претензии Комбината от 11.11.2011 № 313 о возврате списанных со счета в качестве платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования денежных средств Общество восстановило на едином лицевом счете Комбината сумму в размере 27 335, 4 руб.

Проверив обоснованность действий ОАО «РЖД» по начислению и взиманию с ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования в составе сбора за подачу и уборку вагонов, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно абзацу 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, отнесены к услугам, оказываемым субъектом естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 № 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3).

В соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства № 3 сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:

- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы № 8 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы № 9 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;

- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы № 10 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы № 11 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).

Пунктом 2.7.13 Тарифного руководства № 3 установлено, что при применении таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 сбор за пользование железнодорожным подъездным путем начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива - по фактическому числу выходов.

01.07.2011 вступило в законную силу решение Высшего Арбитражного Суда РФ по делу № ВАС-5095/11, которым пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства № 3 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими как несоответствующие абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643; подпунктам «б», «в» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Принимая указанное решение, суд исходил из того, что абзацем 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования в виде оплаты за работу локомотива и ежесуточной оплаты за пользование данными путями не предусматривается - перевозчиками взимается сбор только за работу локомотива, принадлежащего перевозчику. Взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) не предусмотрено и иным действующим законодательством.

Согласно части 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, действия ОАО «РЖД» по включению при расчетах с  ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» за услуги по подаче и уборке вагонов с 01.07.2011 в сбор за подачу и уборку вагонов сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования и взиманию этого сбора совершены в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов, и являются действиями, ущемляющими интересы заявителя.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 № 435-т ОАО «РЖД» включено в раздел 1 «Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2 и в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по подаче и уборке вагонов в границах железнодорожного пути необщего пользования № 16, примыкающего к пути № 14 станции Трусово.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, ОАО «РЖД» совершены действия, прямо запрещенные пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Довод представителей ответчика о том, что ОАО «РЖД» оказывает Комбинату услуги по использованию железнодорожного пути необщего пользования, которые не отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий и тариф на которые не подлежит государственному регулированию, а взимается с Комбината по его согласию в размере, определенном заключенным между Обществом и Комбинатом договором, является несостоятельным и подлежит отклонению по следующим основаниям.

 Из содержания договора № 1/5 следует, что Общество оказывает Комбинату услуги по подаче и уборке вагонов на железнодорожном пути необщего пользования № 16. Такие услуги постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Цена на данные услуги подлежит государственному регулированию, установлена Тарифным руководством № 3 и не может быть изменена по соглашению сторон.

Факт согласия Комбината на взимание с него платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования в составе сбора за подачу и уборку вагонов в рассмотренный Комиссией период (июль — сентябрь 2011 г.) не подтверждается материалами дела. Напротив, в материалах дела имеется направленная Комбинатом Обществу претензия о возврате списанной со счета Комбината суммы, начисленной Обществом за пользование железнодорожным путем необщего пользования, письмо от 13.09.2011 № 284, содержащее аналогичное требование, а в конечном итоге, и направленное в антимонопольный орган заявление о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона о защите конкуренции комиссия при вынесении решения устанавливает наличие либо отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Поскольку Общество восстановило на едином лицевом счете Комбината сумму в размере 27 335, 4 руб., списанную в качестве платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, Комиссия считает, что рассматриваемое дело подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Общество на рассмотрении дела своей вины в совершении нарушения антимонопольного законодательства не признало, считает, что начисление и взимание с Комбината платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования в составе сбора за подачу и уборку вагонов не нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования. В связи с этим Комиссия считает необходимым выдать Обществу предусмотренное подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции обязательное для исполнения предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Российские железные дороги» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по подаче и уборке вагонов в границах железнодорожного пути необщего пользования № 16, примыкающего к пути № 14 станции Трусово, в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов.

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела прекратить.

3. Выдать ОАО «Российские железные дороги» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать с момента получения настоящего предписания нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов при осуществлении с ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» расчетов за оказываемые услуги по подаче и уборке вагонов.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель комиссии                              ___________________                      Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                   П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                     Н.А. Гончарова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел./факс: (8512) 39-05-80

 

РЕШЕНИЕ

 

17 апреля 2012 г.                                                                                                          г. Астрахань

 

Резолютивная часть решения оглашена 03.04.2012

В полном объеме решение изготовлено 17.04.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Астраханского УФАС России Н.С. Меркулова, членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Н.А. Гончаровой, рассмотрев дело № 02-К-03-12 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 23.09.2003; ИНН 7708503727) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

при участии представителя ОАО «Российские железные дороги» «....». «......». «......» (доверенность от 09.11.2011 № 210, срок действия полномочий по 15.09.2014) и «....». «......». «......» (доверенность 17.02.2012 № 17, срок действия полномочий по 15.09.2014),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» (далее также — Комбинат) с заявлением от 12.10.2011 № 300 о нарушении ОАО «Российские железные дороги» (далее также — ОАО «РЖД», Общество) антимонопольного законодательства.

По мнению заявителя, ОАО «РЖД» при расчетах с ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» за оказанные Комбинату услуги по подаче и уборке вагонов необоснованно включает в сбор за подачу и уборку вагонов плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, нарушая тем самым установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов.

Усмотрев в действиях ОАО «РЖД» признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции), Астраханское УФАС России в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 названного закона приказом руководителя Управления от 31.01.2012 № 17-п возбудило в отношении Общества дело № 02-К-03-12 о нарушении антимонопольного законодательства.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился.

Представители ответчика с наличием в действиях Общества нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования не согласились, пояснив, что плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования государственному регулированию не подлежит, взимается с Комбината по его согласию и в размере, определенном заключенным между Обществом и Комбинатом договором.

Комиссия, исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, установила следующее.

Между ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» и ОАО «РЖД» заключен договор от 23.05.2011 № 1/5 на подачу и уборку вагонов по станции Трусово Приволжской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» (далее — договор № 1/5). В соответствии с пунктами 1, 3 данного договора ОАО «РЖД» (перевозчик) обязалось осуществлять для ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» (пользователь) подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с принадлежащего ОАО «РЖД» и обслуживаемого локомотивом ОАО «РЖД» железнодорожного пути необщего пользования № 16, развернутая длина которого составляет 165 погонных метров.

Согласно пункту 17 договора № 1/5 пользователь, помимо сбора за подачу и уборку вагонов, определяемого по ставкам таблицы № 10 Тарифного руководства № 3 за суммарное количество подаваемых и убираемых вагонов за один выход локомотива (подпункт «а»), уплачивает перевозчику сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования протяженностью 165 погонных метров по ставкам части 2 таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 ежесуточно (подпункт «д»).

Соглашением от 29.08.2011 к договору № 1/5 в редакции протокола урегулирования разногласий от 25.10.2011 данные условия договора были изменены. Стороны договорились сбор за подачу и уборку вагонов определять по ставкам части 1 таблицы 11 Тарифного руководства № 3 за суммарное количество подаваемых и убираемых вагонов за один выход локомотива, а сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования — по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства № 3 за сутки фактического пользования.

Пунктом 19.3 договора № 1/5 определено, что в случае невнесения пользователем причитающихся перевозчику платежей и до их внесения перевозчик вправе применять меры, предусмотренные статьями 30, 35 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, согласно которым перевозчик в указанном случае может требовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа; ставить вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю (получателю), на его ответственный простой с взиманием с него платы за пользование вагонами, контейнерами; удерживать грузы.

В период с июля по сентябрь 2011 года ОАО «РЖД» начислило заявителю плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования на общую сумму в 27 335, 4 руб., что подтверждается счетами-фактурами от 05.07.2011 № 0000010000000650/0700000719, от 05.08.2011 № 0000010000000650/0800000915, от 05.09.2011 № 0000010000000650/0900000782, актами оказанных услуг от 05.07.2011 № 1000801130/2011071, от 05.08.2011 № 1000801130/2011081, от 05.09.2011 № 1000801130/2011091, перечнями первичных документов к данным актам.

Указанная сумма была списана Обществом с единого лицевого счета Комбината № 1000801130 на основании накопительных ведомостей от 03.07.2011 № 030703, от 03.08.2011 № 030805, от 03.09.2011 № 030904.

По результатам рассмотрения претензии Комбината от 11.11.2011 № 313 о возврате списанных со счета в качестве платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования денежных средств Общество восстановило на едином лицевом счете Комбината сумму в размере 27 335, 4 руб.

Проверив обоснованность действий ОАО «РЖД» по начислению и взиманию с ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования в составе сбора за подачу и уборку вагонов, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно абзацу 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, отнесены к услугам, оказываемым субъектом естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 № 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3).

В соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства № 3 сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:

- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы № 8 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы № 9 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;

- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы № 10 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы № 11 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).

Пунктом 2.7.13 Тарифного руководства № 3 установлено, что при применении таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 сбор за пользование железнодорожным подъездным путем начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива - по фактическому числу выходов.

01.07.2011 вступило в законную силу решение Высшего Арбитражного Суда РФ по делу № ВАС-5095/11, которым пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства № 3 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими как несоответствующие абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643; подпунктам «б», «в» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Принимая указанное решение, суд исходил из того, что абзацем 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования в виде оплаты за работу локомотива и ежесуточной оплаты за пользование данными путями не предусматривается - перевозчиками взимается сбор только за работу локомотива, принадлежащего перевозчику. Взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) не предусмотрено и иным действующим законодательством.

Согласно части 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, действия ОАО «РЖД» по включению при расчетах с  ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» за услуги по подаче и уборке вагонов с 01.07.2011 в сбор за подачу и уборку вагонов сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования и взиманию этого сбора совершены в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов, и являются действиями, ущемляющими интересы заявителя.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 № 435-т ОАО «РЖД» включено в раздел 1 «Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2 и в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по подаче и уборке вагонов в границах железнодорожного пути необщего пользования № 16, примыкающего к пути № 14 станции Трусово.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, ОАО «РЖД» совершены действия, прямо запрещенные пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Довод представителей ответчика о том, что ОАО «РЖД» оказывает Комбинату услуги по использованию железнодорожного пути необщего пользования, которые не отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий и тариф на которые не подлежит государственному регулированию, а взимается с Комбината по его согласию в размере, определенном заключенным между Обществом и Комбинатом договором, является несостоятельным и подлежит отклонению по следующим основаниям.

 Из содержания договора № 1/5 следует, что Общество оказывает Комбинату услуги по подаче и уборке вагонов на железнодорожном пути необщего пользования № 16. Такие услуги постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Цена на данные услуги подлежит государственному регулированию, установлена Тарифным руководством № 3 и не может быть изменена по соглашению сторон.

Факт согласия Комбината на взимание с него платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования в составе сбора за подачу и уборку вагонов в рассмотренный Комиссией период (июль — сентябрь 2011 г.) не подтверждается материалами дела. Напротив, в материалах дела имеется направленная Комбинатом Обществу претензия о возврате списанной со счета Комбината суммы, начисленной Обществом за пользование железнодорожным путем необщего пользования, письмо от 13.09.2011 № 284, содержащее аналогичное требование, а в конечном итоге, и направленное в антимонопольный орган заявление о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона о защите конкуренции комиссия при вынесении решения устанавливает наличие либо отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Поскольку Общество восстановило на едином лицевом счете Комбината сумму в размере 27 335, 4 руб., списанную в качестве платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, Комиссия считает, что рассматриваемое дело подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Общество на рассмотрении дела своей вины в совершении нарушения антимонопольного законодательства не признало, считает, что начисление и взимание с Комбината платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования в составе сбора за подачу и уборку вагонов не нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования. В связи с этим Комиссия считает необходимым выдать Обществу предусмотренное подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции обязательное для исполнения предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Российские железные дороги» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по подаче и уборке вагонов в границах железнодорожного пути необщего пользования № 16, примыкающего к пути № 14 станции Трусово, в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов.

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела прекратить.

3. Выдать ОАО «Российские железные дороги» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать с момента получения настоящего предписания нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере оказания услуг по подаче и уборке вагонов при осуществлении с ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» расчетов за оказываемые услуги по подаче и уборке вагонов.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель комиссии                              ___________________                      Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                   П.Л. Потылицын

 

                                                                       ___________________                     Н.А. Гончарова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 02-К-03-12 [format] => [safe_value] => № 02-К-03-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;

 

http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50342.htmlПостановление правительства №896 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке

http://fas.gov.ru/eljournal/http://Научно-Практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Борьба с картелями

Журнал конкуренция и рынок

http://www.fas.gov.ru/groups-of-people/Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 ФЗ "О защите конкуренции"

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-17 06:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-17 06:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416901854 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )