Решение по делу № 124-К-03-14

Номер дела: № 124-К-03-14
Дата публикации: 2 октября 2014, 09:59

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

02 октября 2014 г.                                                                                           Дело №124-К-03-14

 

Резолютивная часть решения оглашена 29.09.2014

В полном объеме решение изготовлено 02.10.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова и  ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Л.Ю. Кузьминой, рассмотрев дело №124-К-03-14 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани «Астрводоканал» (юридический адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Джона Рида, 41; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 10.06.2003; ИНН 3017037981) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от ответчика — представителя МУП г. Астрахани «Астрводоканал» «.....».«.....».«.....»  (доверенность от 24.06.2014 № 15-86) ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Законом о защите конкуренции на антимонопольные органы возложены функций по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер по их прекращению и привлечению к ответственности за такие нарушения (статья 22).

Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, к полномочиям территориальных антимонопольных органов отнесен контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 4.1.9).

Астраханским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением МУП г. Астрахани «Астрводоканал» антимонопольного законодательства при проведении мероприятий по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета расхода поставляемой предприятием холодной воды, которые установлены первично в жилых помещениях многоквартирных домов, управляемых непосредственно собственниками помещений, выявлен факт взимания 27.08.2012 предприятием платы за ввод в эксплуатацию прибора учета с физического лица «.....»«.....»«.....» («.....». «.....», «.....».  «.....»«.....», «.....».«.....», «.....».«.....»).

Усмотрев в действиях МУП г. Астрахани «Астрводоканал» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России возбудило в отношении предприятия дело о нарушении антимонопольного законодательства №124-К-03-14.

На рассмотрении дела представитель ответчика с наличием в действиях МУП г. Астрахани «Астрводоканал» нарушения антимонопольного законодательства не согласился, считает действия предприятия по взиманию платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета расхода холодной воды соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере ресурсоснабжения.

Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

Факт взимания предприятием платы за ввод в эксплуатацию первично установленного индивидуального прибора учета холодной воды с физического лица «.....».«.....».«.....» подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые отвечают критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении).

Частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Данное требование распространяется на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).

В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее — Порядок № 149).

Порядок № 149 относит условие о вводе установленного прибора учета в эксплуатацию к существенным условиям договора на установку (замену) прибора учета (пункт 13).

Из содержания приведенных правовых норм следует, что в целях применения приборов учета в отношении них проводится процедура допуска в эксплуатацию, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за поставляемый энергоресурс и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

При этом названные нормы права не предусматривают осуществление мероприятий по вводу прибора учета в эксплуатацию на возмездной основе за счет собственника объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.

В этой связи действия МУП г. Астрахани «Астрводоканал» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию первично установленного индивидуального прибора учета холодной воды Комиссия признает незаконными.

Последствием совершения таких действий является ущемление интересов собственника объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Указанный запрет распространяется на МУП г. Астрахани «Астрводоканал» ввиду следующего.

Ввод в эксплуатацию приборов учета расхода холодной воды входит в единый комплекс мероприятий по холодному водоснабжению, является технологически необходимым и обязательным элементом данного вида деятельности, поскольку у поставщиков холодной воды отсутствует обособленный предпринимательский интерес по вводу в эксплуатацию приборов учета без осуществления предпринимательской деятельности по холодному водоснабжению. Следовательно, продуктовыми границами рынка, на котором ответчиком совершены действия, оцениваемые Комиссией, является снабжение холодной (питьевой) водой. 

МУП г. Астрахани «Астрводоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «снабжение питьевой водой» в географических границах г. Астрахани с долей более 65 процентов (приказ Астраханского УФАС России от 17.05.2004 № 36-п), и согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

При таких обстоятельствах имеются все основания для квалификации вышеуказанных действий МУП г. Астрахани «Астрводоканал» по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

В связи с тем, что предприятие на рассмотрении дела своей вины в совершении нарушения антимонопольного законодательства не признало, Комиссия полагает необходимым выдать ему предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП г. Астрахани «Астрводоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке снабжения питьевой водой на территории г. Астрахани в виде необоснованного взимания с физического лица «.....»«.....»«.....» («.....». «.....», «.....».  «.....»«.....», «.....».«.....», «.....».«.....») платы за ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета расхода холодной воды, результатом которого явилось ущемление интересов указанного физического лица.

2. Выдать МУП г. Астрахани «Астрводоканал» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать взимания платы за ввод в эксплуатацию первично установленного индивидуального прибора учета расхода холодной воды.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                     Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                     М.В. Литвинов

 

                                                                      ___________________                     Л.Ю. Кузьмина

 

 

 

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 8093 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 124-К-03-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8093 [type] => solution [language] => ru [created] => 1417417303 [changed] => 1417417303 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1417417303 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

02 октября 2014 г.                                                                                           Дело №124-К-03-14

 

Резолютивная часть решения оглашена 29.09.2014

В полном объеме решение изготовлено 02.10.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова и  ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Л.Ю. Кузьминой, рассмотрев дело №124-К-03-14 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани «Астрводоканал» (юридический адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Джона Рида, 41; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 10.06.2003; ИНН 3017037981) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от ответчика — представителя МУП г. Астрахани «Астрводоканал» «.....».«.....».«.....»  (доверенность от 24.06.2014 № 15-86) ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Законом о защите конкуренции на антимонопольные органы возложены функций по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер по их прекращению и привлечению к ответственности за такие нарушения (статья 22).

Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, к полномочиям территориальных антимонопольных органов отнесен контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 4.1.9).

Астраханским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением МУП г. Астрахани «Астрводоканал» антимонопольного законодательства при проведении мероприятий по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета расхода поставляемой предприятием холодной воды, которые установлены первично в жилых помещениях многоквартирных домов, управляемых непосредственно собственниками помещений, выявлен факт взимания 27.08.2012 предприятием платы за ввод в эксплуатацию прибора учета с физического лица «.....»«.....»«.....» («.....». «.....», «.....».  «.....»«.....», «.....».«.....», «.....».«.....»).

Усмотрев в действиях МУП г. Астрахани «Астрводоканал» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России возбудило в отношении предприятия дело о нарушении антимонопольного законодательства №124-К-03-14.

На рассмотрении дела представитель ответчика с наличием в действиях МУП г. Астрахани «Астрводоканал» нарушения антимонопольного законодательства не согласился, считает действия предприятия по взиманию платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета расхода холодной воды соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере ресурсоснабжения.

Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

Факт взимания предприятием платы за ввод в эксплуатацию первично установленного индивидуального прибора учета холодной воды с физического лица «.....».«.....».«.....» подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые отвечают критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении).

Частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Данное требование распространяется на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).

В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее — Порядок № 149).

Порядок № 149 относит условие о вводе установленного прибора учета в эксплуатацию к существенным условиям договора на установку (замену) прибора учета (пункт 13).

Из содержания приведенных правовых норм следует, что в целях применения приборов учета в отношении них проводится процедура допуска в эксплуатацию, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за поставляемый энергоресурс и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

При этом названные нормы права не предусматривают осуществление мероприятий по вводу прибора учета в эксплуатацию на возмездной основе за счет собственника объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.

В этой связи действия МУП г. Астрахани «Астрводоканал» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию первично установленного индивидуального прибора учета холодной воды Комиссия признает незаконными.

Последствием совершения таких действий является ущемление интересов собственника объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Указанный запрет распространяется на МУП г. Астрахани «Астрводоканал» ввиду следующего.

Ввод в эксплуатацию приборов учета расхода холодной воды входит в единый комплекс мероприятий по холодному водоснабжению, является технологически необходимым и обязательным элементом данного вида деятельности, поскольку у поставщиков холодной воды отсутствует обособленный предпринимательский интерес по вводу в эксплуатацию приборов учета без осуществления предпринимательской деятельности по холодному водоснабжению. Следовательно, продуктовыми границами рынка, на котором ответчиком совершены действия, оцениваемые Комиссией, является снабжение холодной (питьевой) водой. 

МУП г. Астрахани «Астрводоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «снабжение питьевой водой» в географических границах г. Астрахани с долей более 65 процентов (приказ Астраханского УФАС России от 17.05.2004 № 36-п), и согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

При таких обстоятельствах имеются все основания для квалификации вышеуказанных действий МУП г. Астрахани «Астрводоканал» по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

В связи с тем, что предприятие на рассмотрении дела своей вины в совершении нарушения антимонопольного законодательства не признало, Комиссия полагает необходимым выдать ему предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП г. Астрахани «Астрводоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке снабжения питьевой водой на территории г. Астрахани в виде необоснованного взимания с физического лица «.....»«.....»«.....» («.....». «.....», «.....».  «.....»«.....», «.....».«.....», «.....».«.....») платы за ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета расхода холодной воды, результатом которого явилось ущемление интересов указанного физического лица.

2. Выдать МУП г. Астрахани «Астрводоканал» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать взимания платы за ввод в эксплуатацию первично установленного индивидуального прибора учета расхода холодной воды.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                     Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                     М.В. Литвинов

 

                                                                      ___________________                     Л.Ю. Кузьмина

 

 

 

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

02 октября 2014 г.                                                                                           Дело №124-К-03-14

 

Резолютивная часть решения оглашена 29.09.2014

В полном объеме решение изготовлено 02.10.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии — главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова и  ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Л.Ю. Кузьминой, рассмотрев дело №124-К-03-14 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани «Астрводоканал» (юридический адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Джона Рида, 41; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 10.06.2003; ИНН 3017037981) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

 

при участии: от ответчика — представителя МУП г. Астрахани «Астрводоканал» «.....».«.....».«.....»  (доверенность от 24.06.2014 № 15-86) ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Законом о защите конкуренции на антимонопольные органы возложены функций по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер по их прекращению и привлечению к ответственности за такие нарушения (статья 22).

Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, к полномочиям территориальных антимонопольных органов отнесен контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 4.1.9).

Астраханским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением МУП г. Астрахани «Астрводоканал» антимонопольного законодательства при проведении мероприятий по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета расхода поставляемой предприятием холодной воды, которые установлены первично в жилых помещениях многоквартирных домов, управляемых непосредственно собственниками помещений, выявлен факт взимания 27.08.2012 предприятием платы за ввод в эксплуатацию прибора учета с физического лица «.....»«.....»«.....» («.....». «.....», «.....».  «.....»«.....», «.....».«.....», «.....».«.....»).

Усмотрев в действиях МУП г. Астрахани «Астрводоканал» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России возбудило в отношении предприятия дело о нарушении антимонопольного законодательства №124-К-03-14.

На рассмотрении дела представитель ответчика с наличием в действиях МУП г. Астрахани «Астрводоканал» нарушения антимонопольного законодательства не согласился, считает действия предприятия по взиманию платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета расхода холодной воды соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере ресурсоснабжения.

Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

Факт взимания предприятием платы за ввод в эксплуатацию первично установленного индивидуального прибора учета холодной воды с физического лица «.....».«.....».«.....» подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые отвечают критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении).

Частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Данное требование распространяется на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).

В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее — Порядок № 149).

Порядок № 149 относит условие о вводе установленного прибора учета в эксплуатацию к существенным условиям договора на установку (замену) прибора учета (пункт 13).

Из содержания приведенных правовых норм следует, что в целях применения приборов учета в отношении них проводится процедура допуска в эксплуатацию, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за поставляемый энергоресурс и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

При этом названные нормы права не предусматривают осуществление мероприятий по вводу прибора учета в эксплуатацию на возмездной основе за счет собственника объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.

В этой связи действия МУП г. Астрахани «Астрводоканал» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию первично установленного индивидуального прибора учета холодной воды Комиссия признает незаконными.

Последствием совершения таких действий является ущемление интересов собственника объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Указанный запрет распространяется на МУП г. Астрахани «Астрводоканал» ввиду следующего.

Ввод в эксплуатацию приборов учета расхода холодной воды входит в единый комплекс мероприятий по холодному водоснабжению, является технологически необходимым и обязательным элементом данного вида деятельности, поскольку у поставщиков холодной воды отсутствует обособленный предпринимательский интерес по вводу в эксплуатацию приборов учета без осуществления предпринимательской деятельности по холодному водоснабжению. Следовательно, продуктовыми границами рынка, на котором ответчиком совершены действия, оцениваемые Комиссией, является снабжение холодной (питьевой) водой. 

МУП г. Астрахани «Астрводоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «снабжение питьевой водой» в географических границах г. Астрахани с долей более 65 процентов (приказ Астраханского УФАС России от 17.05.2004 № 36-п), и согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

При таких обстоятельствах имеются все основания для квалификации вышеуказанных действий МУП г. Астрахани «Астрводоканал» по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

В связи с тем, что предприятие на рассмотрении дела своей вины в совершении нарушения антимонопольного законодательства не признало, Комиссия полагает необходимым выдать ему предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП г. Астрахани «Астрводоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке снабжения питьевой водой на территории г. Астрахани в виде необоснованного взимания с физического лица «.....»«.....»«.....» («.....». «.....», «.....».  «.....»«.....», «.....».«.....», «.....».«.....») платы за ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета расхода холодной воды, результатом которого явилось ущемление интересов указанного физического лица.

2. Выдать МУП г. Астрахани «Астрводоканал» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать взимания платы за ввод в эксплуатацию первично установленного индивидуального прибора учета расхода холодной воды.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                              ___________________                     Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                          ___________________                     М.В. Литвинов

 

                                                                      ___________________                     Л.Ю. Кузьмина

 

 

 

 

Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 124-К-03-14 [format] => [safe_value] => № 124-К-03-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;

 

http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50342.htmlПостановление правительства №896 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке

http://fas.gov.ru/eljournal/http://Научно-Практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Борьба с картелями

Журнал конкуренция и рынок

http://www.fas.gov.ru/groups-of-people/Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 ФЗ "О защите конкуренции"

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-02 05:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-02 05:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1417417303 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )