Решение по делу № 42-К-03-15

Номер дела: 42-К-03-15
Дата публикации: 30 сентября 2015, 08:52

РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
30 сентября 2015 г. Дело № 42-К-03-15
Резолютивная часть решения оглашена 17.09.2015
В полном объеме решение изготовлено 30.09.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской
области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о
нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной
службы по Астраханской области — Н.С. Меркулова, членов Комиссии: главного
специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий И.А.
Иванова, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных
монополий Т.Р. Нургалиева, рассмотрев дело № 42-К-03-15 по признакам нарушения
Открытым акционерным обществом «Астраханьгазсервис» (далее — ОАО
«Астраханьгазсервис») (юридический адрес: 414021, г. Астрахань, ул. Боевая, 124)
части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее также — Закон о защите конкуренции)
при участии: заявителя — ИП Белоусова В.В., от ответчика — представителя ОАО
«Астраханьгазсервис» Попова Ю.П. (доверенность от 17.06.2015 № 18-02/1934, срок
действия полномочий по 31.12.2015),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 01.04.2015 поступило заявление ИП Белоусова В.В.
о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Астраханьгазсервис».
В ходе рассмотрения указанной жалобы было установлено, что 05.02.2015 в
здание, расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, стр. 2, принадлежащее
ИП Белоусову В.В., была прекращена поставка газа.
Усмотрев в указанных действиях ОАО «Астраханьгазсервис» признаки
нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России
в соответствии с частью 2 статьи 39 названного закона приказом руководителя
Управления от 12.05.2015 г. № 219/1-п возбудило в отношении общества дело № 42-К-
03-15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Представитель общества с доводами Комиссии Астраханского УФАС России не
согласен, утверждает, что отключение объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань,
ул. Боевая, 132, от газотранспортной системы произошло в результате исполнения ОАО
«Астраханьгазсервис» заявки ООО «Каспий Ритейл» на отключение
газораспределительного понижающего шкафа (далее - ГРПШ), расположенного по
адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, литер «А» от газотранспортной системы.
В результате рассмотрения указанного заявления установлено следующее.
ИП Белоусов В.В. владеет на праве собственности объектом — здание
автосервиса (свидетельство о государственной регистрации права от 16.01.2008г. 30 АА
216204).
Материалами антимонопольного дела установлено, что здание автосервиса,
расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, было опосредовано
присоединено к газотранспортной системе, через ГРПШ гр. Цанцарова В.А.,
расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, литер «А».
01.01.2009 между ИП Белоусовым В.В. и ОАО «Астраханьгазсервис» заключен
договор на техническое обслуживание наружных газопроводов и сооружений на них,
внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования (далее — Договор на
техническое обслуживание).
02.11.2012 ИП Белоусов В.В. заключил с ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань»
договор поставки газа № 04-5-1086/13Б на объект, расположенный по адресу: г.
Астрахань, ул. Боевая, 132.
Как было указано выше, прекращение поставки газа в здание автосервиса
произошло в результате исполнения ОАО «Астраханьгазсервис» заявки ООО «Каспий
Ритейл» от 16.01.2015, о чем свидетельствует акт технического обслуживания наружной
и внутренней системы газоснабжения и газоиспользующего оборудования ОАО
«Астраханьгазсервис» от 05.02.2015г.
Меж тем, из пункта 2.1 Договора на техническое обслуживание, действовавшего
по состоянию на 05.02.2015г., следует, что исполнитель (ОАО «Астраханьгазсервис»)
обязан осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов и сооружений
на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования заказчика (ИП
Белоусов В.В.) в соответствии с нормативно правовыми актами, регулирующими
порядок оказания услуги по техническому обслуживанию наружных газопроводов и
сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования.
Аналогичные требования установлены п 2.1 договора на техническое обслуживание
наружных газопроводов и сооружений на них, внутренних газопроводов и
газоиспользующего оборудования от 04.09.2014, заключенного между ООО «Каспий
Ритейл» и ОАО «Астраханьгазсервис».
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору от 15.11.2013 № 542 утверждены Федеральные нормы и правила в области
промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и
газопотребления" (далее — Правила № 542).
Пунктом 9 Правил № 542 установлено, что организации, осуществляющие
деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и
ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований,
предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в
соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в
области промышленной безопасности, должны выполнять комплекс мероприятий,
включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и
газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и
газопотребления в исправном и безопасном состоянии.
Необходимо отметить, что ОАО «Астраханьгазсервис» и ООО «Каспий Ритейл»
по состоянию на 05.02.2015г. (дата отключения ГРПШ от газотранспортной системы)
располагали сведениями о том, что к вышеуказанному ГРПШ подключен ИП ИП
Белоусов В.В.
Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической
энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных
ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (далее — Порядок) в случаях,
когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты,
которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы,
организация-потребитель обязана по соглашению с газоснабжающей организацией
обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых
для них объемах.
По смыслу указанного положения организация-потребитель обязана обеспечить
подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают
использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для
них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации
объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании
соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и
организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и
ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-
энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как
располагающей сведениями о таких абонентах и их численности.
Материалами антимонопольного дела установлено, что по состоянию на
05.02.2015г. у ИП Белоусова В.В. отсутствовала задолженность за оказанные услуги по
поставке газа и за оказанные услуги по техническому обслуживание наружных
газопроводов и сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего
оборудования.
Из изложенного следует вывод о том, что ОАО «Астраханьгазсервис», выполняя
заявку ООО «Каспий Ритейл» об отключении ГРПШ от системы газоснабжения, не
обеспечило его содержания в исправном и безопасном состоянии, позволяющем
осуществлять поставку газа ИП Белоусову.
Таким образом, действия ОАО «Астраханьгазсервис», выразившиеся в
отключении здания автосервиса, принадлежащего ИП Белоусову В.В., от
газотранспортной системы вследствии незаконного исполнения заявки ООО «Каспий
Ритейл», нарушают пункт 9 Правил № 542 и пункт 6 Порядка.
Управление в целях установления наличия либо отсутствия доминирующего
положения ОАО «Астраханьгазсервис» на рынке услуг по эксплуатации, ремонту и
техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений на них, внутренних
газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г. Астрахани
Астраханской области, провело анализ состояния конкурентной среды на данном рынке.
По результатам такого анализа было установлено, что ОАО «Астраханьгазсервис» на
товарном рынке услуг по эксплуатации, ремонту и техобслуживанию газовых сетей
(газопроводов) и сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего
оборудования на территории г. Астрахани Астраханской области занимает
доминирующее положение с долей более 50 %.
Таким образом, действия ОАО «Астраханьгазсервис», выразившиеся в
отключении ИП Белоусова В.В. от газотранспортной системы вследствии незаконного
исполнения заявки ООО «Каспий Ритейл», нарушают пункт 9 Правил № 542 и пункт 6
Порядка.
В силу части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,
результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение,
устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, имеются все основания для квалификации совершенного ОАО
«Астраханьгазсервис» деяния по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части
1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, не усматривается.
Сведения о наличии оснований для переквалификации нарушения ОАО
«Астраханьгазсервис» антимонопольного законодательства у Комиссии на момент
вынесения решения № 42-К-03-15 отсутствуют.
Несоблюдение ОАО «Астраханьгазсервис» требований пункта 9 Правил № 542 и
пункта 6 Порядка повлекли за собой негативные последствия для ИП Белоусова В.В. В
этой связи комиссия Астраханского УФАС России считает необходимым выдать ОАО
«Астраханьгазсервис» предписание об устранении последствий нарушения
антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,
частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Астраханьгазсервис» доминирующим на рынке услуг по
эксплуатации, ремонту и техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений
на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г.
Астрахани Астраханской области с долей более 50 %.
2. Признать ОАО «Астраханьгазсервис» нарушившим часть 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем
злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по эксплуатации, ремонту
и техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений на них, внутренних
газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г. Астрахани
Астраханской области в виде отключения здания автосервиса, расположенного по
адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, от газотранспортной системы.
3. Основания для прекращения рассмотрения дела № 42-К-03-15 отсутствуют.
4. Выдать ОАО «Астраханьгазсервис» предписание об устранении последствий
нарушения антимонопольного законодательства, с требованием:
4.1) в срок не позднее 20 рабочих дней с момента получения настоящего
предписания произвести подключение здания автосервиса, расположенного по адресу: г.
Астрахань, ул. Боевая, 132, к газотранспортной системе.
4.2) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения подпункта 3.1
настоящего предписания сообщить в Астраханское УФАС России о его исполнении,
представив подтверждающие исполнение данного пункта предписания документы.
5. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению
последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению
конкуренции отсутствуют.
Председатель комиссии ___________________ Н.С. Меркулов
Члены комиссии ___________________ И.А. Иванов
___________________ Т.Р. Нургалиев
Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и
может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд

stdClass Object ( [vid] => 8455 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 42-К-03-15 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8455 [type] => solution [language] => ru [created] => 1479966872 [changed] => 1479966872 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1479966872 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
30 сентября 2015 г. Дело № 42-К-03-15
Резолютивная часть решения оглашена 17.09.2015
В полном объеме решение изготовлено 30.09.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской
области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о
нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной
службы по Астраханской области — Н.С. Меркулова, членов Комиссии: главного
специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий И.А.
Иванова, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных
монополий Т.Р. Нургалиева, рассмотрев дело № 42-К-03-15 по признакам нарушения
Открытым акционерным обществом «Астраханьгазсервис» (далее — ОАО
«Астраханьгазсервис») (юридический адрес: 414021, г. Астрахань, ул. Боевая, 124)
части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее также — Закон о защите конкуренции)
при участии: заявителя — ИП Белоусова В.В., от ответчика — представителя ОАО
«Астраханьгазсервис» Попова Ю.П. (доверенность от 17.06.2015 № 18-02/1934, срок
действия полномочий по 31.12.2015),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 01.04.2015 поступило заявление ИП Белоусова В.В.
о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Астраханьгазсервис».
В ходе рассмотрения указанной жалобы было установлено, что 05.02.2015 в
здание, расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, стр. 2, принадлежащее
ИП Белоусову В.В., была прекращена поставка газа.
Усмотрев в указанных действиях ОАО «Астраханьгазсервис» признаки
нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России
в соответствии с частью 2 статьи 39 названного закона приказом руководителя
Управления от 12.05.2015 г. № 219/1-п возбудило в отношении общества дело № 42-К-
03-15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Представитель общества с доводами Комиссии Астраханского УФАС России не
согласен, утверждает, что отключение объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань,
ул. Боевая, 132, от газотранспортной системы произошло в результате исполнения ОАО
«Астраханьгазсервис» заявки ООО «Каспий Ритейл» на отключение
газораспределительного понижающего шкафа (далее - ГРПШ), расположенного по
адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, литер «А» от газотранспортной системы.
В результате рассмотрения указанного заявления установлено следующее.
ИП Белоусов В.В. владеет на праве собственности объектом — здание
автосервиса (свидетельство о государственной регистрации права от 16.01.2008г. 30 АА
216204).
Материалами антимонопольного дела установлено, что здание автосервиса,
расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, было опосредовано
присоединено к газотранспортной системе, через ГРПШ гр. Цанцарова В.А.,
расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, литер «А».
01.01.2009 между ИП Белоусовым В.В. и ОАО «Астраханьгазсервис» заключен
договор на техническое обслуживание наружных газопроводов и сооружений на них,
внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования (далее — Договор на
техническое обслуживание).
02.11.2012 ИП Белоусов В.В. заключил с ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань»
договор поставки газа № 04-5-1086/13Б на объект, расположенный по адресу: г.
Астрахань, ул. Боевая, 132.
Как было указано выше, прекращение поставки газа в здание автосервиса
произошло в результате исполнения ОАО «Астраханьгазсервис» заявки ООО «Каспий
Ритейл» от 16.01.2015, о чем свидетельствует акт технического обслуживания наружной
и внутренней системы газоснабжения и газоиспользующего оборудования ОАО
«Астраханьгазсервис» от 05.02.2015г.
Меж тем, из пункта 2.1 Договора на техническое обслуживание, действовавшего
по состоянию на 05.02.2015г., следует, что исполнитель (ОАО «Астраханьгазсервис»)
обязан осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов и сооружений
на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования заказчика (ИП
Белоусов В.В.) в соответствии с нормативно правовыми актами, регулирующими
порядок оказания услуги по техническому обслуживанию наружных газопроводов и
сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования.
Аналогичные требования установлены п 2.1 договора на техническое обслуживание
наружных газопроводов и сооружений на них, внутренних газопроводов и
газоиспользующего оборудования от 04.09.2014, заключенного между ООО «Каспий
Ритейл» и ОАО «Астраханьгазсервис».
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору от 15.11.2013 № 542 утверждены Федеральные нормы и правила в области
промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и
газопотребления" (далее — Правила № 542).
Пунктом 9 Правил № 542 установлено, что организации, осуществляющие
деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и
ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований,
предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в
соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в
области промышленной безопасности, должны выполнять комплекс мероприятий,
включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и
газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и
газопотребления в исправном и безопасном состоянии.
Необходимо отметить, что ОАО «Астраханьгазсервис» и ООО «Каспий Ритейл»
по состоянию на 05.02.2015г. (дата отключения ГРПШ от газотранспортной системы)
располагали сведениями о том, что к вышеуказанному ГРПШ подключен ИП ИП
Белоусов В.В.
Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической
энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных
ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (далее — Порядок) в случаях,
когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты,
которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы,
организация-потребитель обязана по соглашению с газоснабжающей организацией
обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых
для них объемах.
По смыслу указанного положения организация-потребитель обязана обеспечить
подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают
использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для
них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации
объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании
соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и
организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и
ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-
энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как
располагающей сведениями о таких абонентах и их численности.
Материалами антимонопольного дела установлено, что по состоянию на
05.02.2015г. у ИП Белоусова В.В. отсутствовала задолженность за оказанные услуги по
поставке газа и за оказанные услуги по техническому обслуживание наружных
газопроводов и сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего
оборудования.
Из изложенного следует вывод о том, что ОАО «Астраханьгазсервис», выполняя
заявку ООО «Каспий Ритейл» об отключении ГРПШ от системы газоснабжения, не
обеспечило его содержания в исправном и безопасном состоянии, позволяющем
осуществлять поставку газа ИП Белоусову.
Таким образом, действия ОАО «Астраханьгазсервис», выразившиеся в
отключении здания автосервиса, принадлежащего ИП Белоусову В.В., от
газотранспортной системы вследствии незаконного исполнения заявки ООО «Каспий
Ритейл», нарушают пункт 9 Правил № 542 и пункт 6 Порядка.
Управление в целях установления наличия либо отсутствия доминирующего
положения ОАО «Астраханьгазсервис» на рынке услуг по эксплуатации, ремонту и
техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений на них, внутренних
газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г. Астрахани
Астраханской области, провело анализ состояния конкурентной среды на данном рынке.
По результатам такого анализа было установлено, что ОАО «Астраханьгазсервис» на
товарном рынке услуг по эксплуатации, ремонту и техобслуживанию газовых сетей
(газопроводов) и сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего
оборудования на территории г. Астрахани Астраханской области занимает
доминирующее положение с долей более 50 %.
Таким образом, действия ОАО «Астраханьгазсервис», выразившиеся в
отключении ИП Белоусова В.В. от газотранспортной системы вследствии незаконного
исполнения заявки ООО «Каспий Ритейл», нарушают пункт 9 Правил № 542 и пункт 6
Порядка.
В силу части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,
результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение,
устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, имеются все основания для квалификации совершенного ОАО
«Астраханьгазсервис» деяния по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части
1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, не усматривается.
Сведения о наличии оснований для переквалификации нарушения ОАО
«Астраханьгазсервис» антимонопольного законодательства у Комиссии на момент
вынесения решения № 42-К-03-15 отсутствуют.
Несоблюдение ОАО «Астраханьгазсервис» требований пункта 9 Правил № 542 и
пункта 6 Порядка повлекли за собой негативные последствия для ИП Белоусова В.В. В
этой связи комиссия Астраханского УФАС России считает необходимым выдать ОАО
«Астраханьгазсервис» предписание об устранении последствий нарушения
антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,
частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Астраханьгазсервис» доминирующим на рынке услуг по
эксплуатации, ремонту и техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений
на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г.
Астрахани Астраханской области с долей более 50 %.
2. Признать ОАО «Астраханьгазсервис» нарушившим часть 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем
злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по эксплуатации, ремонту
и техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений на них, внутренних
газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г. Астрахани
Астраханской области в виде отключения здания автосервиса, расположенного по
адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, от газотранспортной системы.
3. Основания для прекращения рассмотрения дела № 42-К-03-15 отсутствуют.
4. Выдать ОАО «Астраханьгазсервис» предписание об устранении последствий
нарушения антимонопольного законодательства, с требованием:
4.1) в срок не позднее 20 рабочих дней с момента получения настоящего
предписания произвести подключение здания автосервиса, расположенного по адресу: г.
Астрахань, ул. Боевая, 132, к газотранспортной системе.
4.2) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения подпункта 3.1
настоящего предписания сообщить в Астраханское УФАС России о его исполнении,
представив подтверждающие исполнение данного пункта предписания документы.
5. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению
последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению
конкуренции отсутствуют.
Председатель комиссии ___________________ Н.С. Меркулов
Члены комиссии ___________________ И.А. Иванов
___________________ Т.Р. Нургалиев
Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и
может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
30 сентября 2015 г. Дело № 42-К-03-15
Резолютивная часть решения оглашена 17.09.2015
В полном объеме решение изготовлено 30.09.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской
области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о
нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной
службы по Астраханской области — Н.С. Меркулова, членов Комиссии: главного
специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий И.А.
Иванова, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных
монополий Т.Р. Нургалиева, рассмотрев дело № 42-К-03-15 по признакам нарушения
Открытым акционерным обществом «Астраханьгазсервис» (далее — ОАО
«Астраханьгазсервис») (юридический адрес: 414021, г. Астрахань, ул. Боевая, 124)
части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее также — Закон о защите конкуренции)
при участии: заявителя — ИП Белоусова В.В., от ответчика — представителя ОАО
«Астраханьгазсервис» Попова Ю.П. (доверенность от 17.06.2015 № 18-02/1934, срок
действия полномочий по 31.12.2015),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 01.04.2015 поступило заявление ИП Белоусова В.В.
о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Астраханьгазсервис».
В ходе рассмотрения указанной жалобы было установлено, что 05.02.2015 в
здание, расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, стр. 2, принадлежащее
ИП Белоусову В.В., была прекращена поставка газа.
Усмотрев в указанных действиях ОАО «Астраханьгазсервис» признаки
нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России
в соответствии с частью 2 статьи 39 названного закона приказом руководителя
Управления от 12.05.2015 г. № 219/1-п возбудило в отношении общества дело № 42-К-
03-15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Представитель общества с доводами Комиссии Астраханского УФАС России не
согласен, утверждает, что отключение объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань,
ул. Боевая, 132, от газотранспортной системы произошло в результате исполнения ОАО
«Астраханьгазсервис» заявки ООО «Каспий Ритейл» на отключение
газораспределительного понижающего шкафа (далее - ГРПШ), расположенного по
адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, литер «А» от газотранспортной системы.
В результате рассмотрения указанного заявления установлено следующее.
ИП Белоусов В.В. владеет на праве собственности объектом — здание
автосервиса (свидетельство о государственной регистрации права от 16.01.2008г. 30 АА
216204).
Материалами антимонопольного дела установлено, что здание автосервиса,
расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, было опосредовано
присоединено к газотранспортной системе, через ГРПШ гр. Цанцарова В.А.,
расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, литер «А».
01.01.2009 между ИП Белоусовым В.В. и ОАО «Астраханьгазсервис» заключен
договор на техническое обслуживание наружных газопроводов и сооружений на них,
внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования (далее — Договор на
техническое обслуживание).
02.11.2012 ИП Белоусов В.В. заключил с ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань»
договор поставки газа № 04-5-1086/13Б на объект, расположенный по адресу: г.
Астрахань, ул. Боевая, 132.
Как было указано выше, прекращение поставки газа в здание автосервиса
произошло в результате исполнения ОАО «Астраханьгазсервис» заявки ООО «Каспий
Ритейл» от 16.01.2015, о чем свидетельствует акт технического обслуживания наружной
и внутренней системы газоснабжения и газоиспользующего оборудования ОАО
«Астраханьгазсервис» от 05.02.2015г.
Меж тем, из пункта 2.1 Договора на техническое обслуживание, действовавшего
по состоянию на 05.02.2015г., следует, что исполнитель (ОАО «Астраханьгазсервис»)
обязан осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов и сооружений
на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования заказчика (ИП
Белоусов В.В.) в соответствии с нормативно правовыми актами, регулирующими
порядок оказания услуги по техническому обслуживанию наружных газопроводов и
сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования.
Аналогичные требования установлены п 2.1 договора на техническое обслуживание
наружных газопроводов и сооружений на них, внутренних газопроводов и
газоиспользующего оборудования от 04.09.2014, заключенного между ООО «Каспий
Ритейл» и ОАО «Астраханьгазсервис».
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору от 15.11.2013 № 542 утверждены Федеральные нормы и правила в области
промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и
газопотребления" (далее — Правила № 542).
Пунктом 9 Правил № 542 установлено, что организации, осуществляющие
деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и
ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований,
предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в
соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в
области промышленной безопасности, должны выполнять комплекс мероприятий,
включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и
газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и
газопотребления в исправном и безопасном состоянии.
Необходимо отметить, что ОАО «Астраханьгазсервис» и ООО «Каспий Ритейл»
по состоянию на 05.02.2015г. (дата отключения ГРПШ от газотранспортной системы)
располагали сведениями о том, что к вышеуказанному ГРПШ подключен ИП ИП
Белоусов В.В.
Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической
энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных
ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (далее — Порядок) в случаях,
когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты,
которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы,
организация-потребитель обязана по соглашению с газоснабжающей организацией
обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых
для них объемах.
По смыслу указанного положения организация-потребитель обязана обеспечить
подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают
использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для
них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации
объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании
соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и
организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и
ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-
энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как
располагающей сведениями о таких абонентах и их численности.
Материалами антимонопольного дела установлено, что по состоянию на
05.02.2015г. у ИП Белоусова В.В. отсутствовала задолженность за оказанные услуги по
поставке газа и за оказанные услуги по техническому обслуживание наружных
газопроводов и сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего
оборудования.
Из изложенного следует вывод о том, что ОАО «Астраханьгазсервис», выполняя
заявку ООО «Каспий Ритейл» об отключении ГРПШ от системы газоснабжения, не
обеспечило его содержания в исправном и безопасном состоянии, позволяющем
осуществлять поставку газа ИП Белоусову.
Таким образом, действия ОАО «Астраханьгазсервис», выразившиеся в
отключении здания автосервиса, принадлежащего ИП Белоусову В.В., от
газотранспортной системы вследствии незаконного исполнения заявки ООО «Каспий
Ритейл», нарушают пункт 9 Правил № 542 и пункт 6 Порядка.
Управление в целях установления наличия либо отсутствия доминирующего
положения ОАО «Астраханьгазсервис» на рынке услуг по эксплуатации, ремонту и
техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений на них, внутренних
газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г. Астрахани
Астраханской области, провело анализ состояния конкурентной среды на данном рынке.
По результатам такого анализа было установлено, что ОАО «Астраханьгазсервис» на
товарном рынке услуг по эксплуатации, ремонту и техобслуживанию газовых сетей
(газопроводов) и сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего
оборудования на территории г. Астрахани Астраханской области занимает
доминирующее положение с долей более 50 %.
Таким образом, действия ОАО «Астраханьгазсервис», выразившиеся в
отключении ИП Белоусова В.В. от газотранспортной системы вследствии незаконного
исполнения заявки ООО «Каспий Ритейл», нарушают пункт 9 Правил № 542 и пункт 6
Порядка.
В силу части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,
результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение,
устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, имеются все основания для квалификации совершенного ОАО
«Астраханьгазсервис» деяния по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части
1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, не усматривается.
Сведения о наличии оснований для переквалификации нарушения ОАО
«Астраханьгазсервис» антимонопольного законодательства у Комиссии на момент
вынесения решения № 42-К-03-15 отсутствуют.
Несоблюдение ОАО «Астраханьгазсервис» требований пункта 9 Правил № 542 и
пункта 6 Порядка повлекли за собой негативные последствия для ИП Белоусова В.В. В
этой связи комиссия Астраханского УФАС России считает необходимым выдать ОАО
«Астраханьгазсервис» предписание об устранении последствий нарушения
антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,
частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Астраханьгазсервис» доминирующим на рынке услуг по
эксплуатации, ремонту и техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений
на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г.
Астрахани Астраханской области с долей более 50 %.
2. Признать ОАО «Астраханьгазсервис» нарушившим часть 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем
злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по эксплуатации, ремонту
и техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений на них, внутренних
газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г. Астрахани
Астраханской области в виде отключения здания автосервиса, расположенного по
адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, от газотранспортной системы.
3. Основания для прекращения рассмотрения дела № 42-К-03-15 отсутствуют.
4. Выдать ОАО «Астраханьгазсервис» предписание об устранении последствий
нарушения антимонопольного законодательства, с требованием:
4.1) в срок не позднее 20 рабочих дней с момента получения настоящего
предписания произвести подключение здания автосервиса, расположенного по адресу: г.
Астрахань, ул. Боевая, 132, к газотранспортной системе.
4.2) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения подпункта 3.1
настоящего предписания сообщить в Астраханское УФАС России о его исполнении,
представив подтверждающие исполнение данного пункта предписания документы.
5. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению
последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению
конкуренции отсутствуют.
Председатель комиссии ___________________ Н.С. Меркулов
Члены комиссии ___________________ И.А. Иванов
___________________ Т.Р. Нургалиев
Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и
может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 42-К-03-15 [format] => [safe_value] => 42-К-03-15 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;

 

http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50342.htmlПостановление правительства №896 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке

http://fas.gov.ru/eljournal/http://Научно-Практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Борьба с картелями

Журнал конкуренция и рынок

http://www.fas.gov.ru/groups-of-people/Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 ФЗ "О защите конкуренции"

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2015-09-30 05:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2015-09-30 05:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1479966872 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )