Решение

Номер дела: 030/01/10-1310/2019
Дата публикации: 5 февраля 2020, 14:11

 

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

05 февраля 2020 г. Дело № 030/01/10-1310/2019

 

Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2020

Полный текст решения изготовлен 05.02.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий П.Л. Потылицына, членов Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий И.А. Иванова, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Л.Ю. Кузьминой, рассмотрев дело № 030/01/10-1310/2019 по признакам нарушения МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» (далее- МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА») (адрес: 4163703025013529, ОГРН: 1143025003868) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», в присутствии на заседании: от МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» - представителя Дробжевой О.А. (доверенность № 49 от 09.01.2020),

  •  

В Астраханское УФАС России 23.10.2019 вх. № 10160 поступило заявление ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И БЕЖЕНЦЕВ «ВОЛЖАНКА» МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ») (адрес: 416370, Астраханская область, с. Икряное, ул. 1-го Мая, д. 19, ИНН 3004001610, ОГРН: 1023001938530) о нарушении МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» антимонопольного законодательства, выразившегося в экономически или технологически не обоснованном расторжении договора на холодную воду, водоотведение с ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ».

Усмотрев в действиях МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 названного закона возбудило в отношении МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» дело № 030/01/10-1310/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 030/01/10-1310/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» привлечено Комиссией к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя.

МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» к участию в рассмотрении дела привлечено в качестве ответчика.

При рассмотрении дела представитель МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» с наличием в действиях МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» нарушения антимонопольного законодательства не согласилось, пояснив, что МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» является бюджетным учреждением и создано с целью обеспечения реализации предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства для предоставления услуг населению по водоснабжению, водоотведению и вывозу жидких бытовых отходов на территории муниципального образования «Икрянинский район».

Для этих целей на основании договора от 30.04.2019 администрацией МО «Икрянинский район» в безвозмездное пользование Учреждению было передано соответствующее оборудование.

В настоящее время в связи со сложным финансовым состоянием учреждения (задолженности перед контрагентами и т.п.) предприятие не имеет возможности заключать договора, производить закупки.

Для эффективной работы организации коммунального комплекса, администрацией МО «Икрянинский район» принято решение о создании нового предприятия МУП «Икрянинское КЭП» с целью обеспечения реализации предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства для предоставления услуг населению по водоснабжению, водоотведению и вывозу жидких бытовых отходов на территории муниципального образования «Икрянинский район».

15.10.2019 года договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом (водоснабжение и водобтведение) от 30.04.2019 расторгнут по соглашению сторон и имущество передано собственнику - администрации МО «Икрянинский район». С указанного периода МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» предоставление услуг водоснабжения и водоотведения прекратило, заблаговременно известив абонентов об изменении поставщика коммунальных услуг.

Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России 25.05.2012 № 339, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее - Регламент), Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке водоснабжения на территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка при анализе состояния конкурентной среды на ис­следуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от юридических лиц - продавцов и покупателей товара (услуг).

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

  • временного интервала исследования товарного рынка;
  • продуктовых границ товарного рынка;
  • географических границ товарного рынка;
  • состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
  • объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
  • уровня концентрации товарного рынка;
  • барьеров входа на товарный рынок;
  • установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка.

Предметом данного исследования является - определение состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области.

Цели и задачи исследования:

  • выявление круга участников рынка: продавцов услуг, потребителей услуг;
  • выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соот­ветствии с признаками, установленными статьей 5 Закона о конкуренции на изучаемом рынке;
  • использование результатов исследования при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Временной интервал исследования товарного рынка с учетом целей исследования определен разделом II Порядка.

Согласно п. 2.1 Порядка - временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи, с чем проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, а именно изучаются характеристики рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров.

При определении временного интервала принята во внимание необходимость установления состояния конкуренции на товарном рынке на момент совершения действий, в которых имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, временным интервалом исследования определен 2018 год: период, предшествующий дате совершения нарушения антимонопольного законодательства.

Предварительное определение продуктовых границ рынка проводилось в соответствии с пунктом 3.4 раздела III Порядка на основании: условий договоров заключенных в отношении оказываемой услуги, нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов, справочников, словарей и иных материалов.

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности.

Вода - самое распространенное природное соединение, являющееся важнейшей составной частью живого организма. По физико-химическим свойствам вода отличается аномальным характером констант, которые определяют многие физические и биологические процессы на Земле. Высокая устойчивость молекул воды в сочетании с электрическими характеристиками делает её универсальным растворителем, поэтому в ней всегда обнаруживаются многочисленные химические соединения. Промышленная деятельность человека приводит к появлению в воде ряда органических и неорганических соединений, что определяет необходимость гигиенического контроля за их количеством. При магнитной обработке воды изменяется растворимость некоторых оксидов металлов. Это нашло практическое применение при подготовке воды для горячего водоснабжения.

Состав и свойства воды зависят в первую очередь от условий её формирования. Для поверхностных вод характерны высокое содержание взвешенных веществ, сезонные изменения состава и подверженность загрязнению. Основными источниками загрязнения являются хозяйственно-бытовые, промышленные, ливневые стоки, а также стоки с территории предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов и речного транспорта. Согласно гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды, она должна быть безопасной в эпидемическом отношении, безвредной по химическому составу и обладать удовлетворительными органолептическими свойствами. В целом неудовлетворительное качество питьевой воды оказывает значительное влияние на состояние здоровья населения.

Водоснабжение - совокупность мероприятий по обеспечению водой населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, а также технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

При децентрализованном, местном, водоснабжении разбор воды населением проводится непосредственно из водоисточника, без разводящей сети труб. В качестве водоисточника чаще всего используют грунтовые воды.

Централизованное водоснабжение обеспечивает водой несколько точек водоразбора путем организации водопровода, представляющего собой комплекс инженерных сооружений, с помощью которого проводятся забор воды из источника водоснабжения, обработка, необходимая для доведения её качества до требований потребителя, подача воды к месту потребления и распределения между потребителями. Качество питьевой воды регламентируется ГОСТ.

Под водоотведением понимают прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Таким образом, водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги водоснабжения и услуги водоотведения к разным товарным рынкам.

Исходя из изложенного, а также функционального назначения данных товаров, продуктовыми границами исследуемых товарных рынков являются услуги водоснабжения, а также услуги водоотведения.

Географические границы рынка реализации питьевой воды - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные товары и не имеют такой возможности за её пределами.

В силу Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644) для заключения договора водоснабжения водопроводные сети абонента должны быть подключены к водопроводным сетям водопроводно-канализационного хозяйства.

Возможность покупателей приобрести воду тесно связана с наличием присоединенной сети водопровода.

Исходя из изложенного, географические границы товарного рынка водоснабжения следует рассматривать в пределах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области охваченной водопроводной сетью МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА».

Географические границы рынка услуг водоотведения - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные услуги и не имеют такой возможности за её пределами.

Согласно правилам холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644) для заключения договора водоотведения канализационные сети абонента должны быть подключены к канализационным сетям водопроводно-канализационного хозяйства.

Возможность покупателей приобрести услугу водоотведения связана с наличием присоединенной канализационной сети.

Исходя из изложенного, географические границы товарного рынка водоотведения следует рассматривать в пределах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области охваченной канализационной сетью МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА».

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» является единственным хозсубъектом, оказывающим услуги водоснабжения, а также услуги водоотведения на территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА».

Постановлением Службы по тарифам Астраханской области № 101 от 12.12.2018 для МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» утверждены одноставочные тарифы на техническую воду и водоотведение с календарной разбивкой на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Так как МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» является единственным хозсубъектом, оказывающим услуги водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области в границах своей присоединенной водопроводной сети, его доля на рынке услуг водоснабжения составляет 100 процентов.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Кроме того, согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» сферой деятельности субъектов естественных монополий являются, в том числе, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В связи с тем, что МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» осуществляет деятельность водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, оно имеет статус доминанта на данном товарном рынке в границах, принадлежащих МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» сетей, с долей, составляющей 100%.

Таким образом, МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения, а также на рынке услуг водоотведения в границах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области, охваченной присоединенной водопроводной, а также канализационной сетью МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА».

Рынок услуг водоснабжения, а также рынок услуг водоотведения в границах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области являются высококонцентрированными. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) равен 10000.

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных кон­курентов) на рассматриваемые товарные рынки являются барьеры капитальных затрат – необходимость привлечения значительных денежных средств в случае реализации проектов, связанных со строительством сетей водоснабжения, водоотведения.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на данные рынки новых хозяйствующих субъектов затруднен. Затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» и ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» 27.12.2018 заключили контракт № 126-Б/2019 холодного водоснабжения, а также контракт № 247-Б/2019 водоотведения.

Согласно контракту № 126-Б/2019 холодного водоснабжения от 27.12.2018 учреждение водопроводно-канализационного хозяйства» (МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА»), осуществляющее холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту (ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ») через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (техническую) воду, а абонент (МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА») обязуется оплачивать принятую холодную техническую воду (далее – холодная вода) установленного качества в объеме, определенном контрактом, и соблюдать предусмотренный контрактом режим её потребления. Срок оказания услуг с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Согласно контракту № 247-Б/2019 водоотведения от 27.12.2018 учреждение водопроводно-канализационного хозяйства» (МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА») осуществляющее водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента (ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ») от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку, а абонент (МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА») обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом. Срок предоставления услуг с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Согласно материалам дела МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» 30.08.2019 направило в адрес ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» письмо исх.№ 778 от 30.08.2019, в котором уведомило Учреждение о расторжении договоров на тепловую энергию, холодную воду, водоотведение и вывоз жидких бытовых отходов с 01.10.2019.

Согласно Постановлению администрации МО «Икрянинский район» от 24.07.2019 № 697, а также акту приема-передачи от 24.07.2019 центральная газовая котельная мощностью 12 МВт и тепловые сети газовой котельной закреплены с 24.07.2019 на праве хозяйственного ведения за МУП «Икрянинское коммунально-эксплуатационное предприятие» МО «Икрянинский район».

Таким образом, по состоянию на 01.10.2019 у МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» отсутствовало имущество для оказания услуг теплоснабжения.

Согласно акту приема-передачи имущества от 15.10.2019 имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения и водоотведения, было передано администрации МО «Икрянинский район» 15.10.2019.

Таким образом, в период с 01.10.2019 по 15.10.2019 МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» распоряжалось имуществом для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории МО «Икрянинский сельсовет».

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из вышеизложенного следует, что действия МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» выразившиеся в направлении в адрес ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» уведомления исх. № 778 от 30.08.2019 о расторжении договоров на холодную воду, водоотведение с 01.10.2019, свидетельствуют об угрозе ущемления интересов ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» в сфере предпринимательской деятельности и содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения, а также на рынке услуг водоотведения в границах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области, выразившегося в направлении в адрес ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» уведомления исх. № 778 от 30.08.2019 о расторжении договоров на холодную воду и водоотведение с 01.10.2019, что свидетельствует об угрозе ущемления интересов ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» в сфере предпринимательской деятельности.
  1. В связи с прекращением срока действия контракта № 126-Б/2019 холодного водоснабжения, а также контракта № 247-Б/2019 водоотведения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
  2. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.
stdClass Object ( [vid] => 9021 [uid] => 5 [title] => Решение [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9021 [type] => solution [language] => ru [created] => 1624360406 [changed] => 1624360406 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1624360406 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

05 февраля 2020 г. Дело № 030/01/10-1310/2019

 

Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2020

Полный текст решения изготовлен 05.02.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий П.Л. Потылицына, членов Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий И.А. Иванова, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Л.Ю. Кузьминой, рассмотрев дело № 030/01/10-1310/2019 по признакам нарушения МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» (далее- МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА») (адрес: 4163703025013529, ОГРН: 1143025003868) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», в присутствии на заседании: от МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» - представителя Дробжевой О.А. (доверенность № 49 от 09.01.2020),

  •  

В Астраханское УФАС России 23.10.2019 вх. № 10160 поступило заявление ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И БЕЖЕНЦЕВ «ВОЛЖАНКА» МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ») (адрес: 416370, Астраханская область, с. Икряное, ул. 1-го Мая, д. 19, ИНН 3004001610, ОГРН: 1023001938530) о нарушении МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» антимонопольного законодательства, выразившегося в экономически или технологически не обоснованном расторжении договора на холодную воду, водоотведение с ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ».

Усмотрев в действиях МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 названного закона возбудило в отношении МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» дело № 030/01/10-1310/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 030/01/10-1310/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» привлечено Комиссией к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя.

МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» к участию в рассмотрении дела привлечено в качестве ответчика.

При рассмотрении дела представитель МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» с наличием в действиях МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» нарушения антимонопольного законодательства не согласилось, пояснив, что МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» является бюджетным учреждением и создано с целью обеспечения реализации предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства для предоставления услуг населению по водоснабжению, водоотведению и вывозу жидких бытовых отходов на территории муниципального образования «Икрянинский район».

Для этих целей на основании договора от 30.04.2019 администрацией МО «Икрянинский район» в безвозмездное пользование Учреждению было передано соответствующее оборудование.

В настоящее время в связи со сложным финансовым состоянием учреждения (задолженности перед контрагентами и т.п.) предприятие не имеет возможности заключать договора, производить закупки.

Для эффективной работы организации коммунального комплекса, администрацией МО «Икрянинский район» принято решение о создании нового предприятия МУП «Икрянинское КЭП» с целью обеспечения реализации предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства для предоставления услуг населению по водоснабжению, водоотведению и вывозу жидких бытовых отходов на территории муниципального образования «Икрянинский район».

15.10.2019 года договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом (водоснабжение и водобтведение) от 30.04.2019 расторгнут по соглашению сторон и имущество передано собственнику - администрации МО «Икрянинский район». С указанного периода МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» предоставление услуг водоснабжения и водоотведения прекратило, заблаговременно известив абонентов об изменении поставщика коммунальных услуг.

Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России 25.05.2012 № 339, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее - Регламент), Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке водоснабжения на территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка при анализе состояния конкурентной среды на ис­следуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от юридических лиц - продавцов и покупателей товара (услуг).

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

  • временного интервала исследования товарного рынка;
  • продуктовых границ товарного рынка;
  • географических границ товарного рынка;
  • состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
  • объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
  • уровня концентрации товарного рынка;
  • барьеров входа на товарный рынок;
  • установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка.

Предметом данного исследования является - определение состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области.

Цели и задачи исследования:

  • выявление круга участников рынка: продавцов услуг, потребителей услуг;
  • выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соот­ветствии с признаками, установленными статьей 5 Закона о конкуренции на изучаемом рынке;
  • использование результатов исследования при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Временной интервал исследования товарного рынка с учетом целей исследования определен разделом II Порядка.

Согласно п. 2.1 Порядка - временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи, с чем проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, а именно изучаются характеристики рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров.

При определении временного интервала принята во внимание необходимость установления состояния конкуренции на товарном рынке на момент совершения действий, в которых имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, временным интервалом исследования определен 2018 год: период, предшествующий дате совершения нарушения антимонопольного законодательства.

Предварительное определение продуктовых границ рынка проводилось в соответствии с пунктом 3.4 раздела III Порядка на основании: условий договоров заключенных в отношении оказываемой услуги, нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов, справочников, словарей и иных материалов.

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности.

Вода - самое распространенное природное соединение, являющееся важнейшей составной частью живого организма. По физико-химическим свойствам вода отличается аномальным характером констант, которые определяют многие физические и биологические процессы на Земле. Высокая устойчивость молекул воды в сочетании с электрическими характеристиками делает её универсальным растворителем, поэтому в ней всегда обнаруживаются многочисленные химические соединения. Промышленная деятельность человека приводит к появлению в воде ряда органических и неорганических соединений, что определяет необходимость гигиенического контроля за их количеством. При магнитной обработке воды изменяется растворимость некоторых оксидов металлов. Это нашло практическое применение при подготовке воды для горячего водоснабжения.

Состав и свойства воды зависят в первую очередь от условий её формирования. Для поверхностных вод характерны высокое содержание взвешенных веществ, сезонные изменения состава и подверженность загрязнению. Основными источниками загрязнения являются хозяйственно-бытовые, промышленные, ливневые стоки, а также стоки с территории предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов и речного транспорта. Согласно гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды, она должна быть безопасной в эпидемическом отношении, безвредной по химическому составу и обладать удовлетворительными органолептическими свойствами. В целом неудовлетворительное качество питьевой воды оказывает значительное влияние на состояние здоровья населения.

Водоснабжение - совокупность мероприятий по обеспечению водой населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, а также технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

При децентрализованном, местном, водоснабжении разбор воды населением проводится непосредственно из водоисточника, без разводящей сети труб. В качестве водоисточника чаще всего используют грунтовые воды.

Централизованное водоснабжение обеспечивает водой несколько точек водоразбора путем организации водопровода, представляющего собой комплекс инженерных сооружений, с помощью которого проводятся забор воды из источника водоснабжения, обработка, необходимая для доведения её качества до требований потребителя, подача воды к месту потребления и распределения между потребителями. Качество питьевой воды регламентируется ГОСТ.

Под водоотведением понимают прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Таким образом, водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги водоснабжения и услуги водоотведения к разным товарным рынкам.

Исходя из изложенного, а также функционального назначения данных товаров, продуктовыми границами исследуемых товарных рынков являются услуги водоснабжения, а также услуги водоотведения.

Географические границы рынка реализации питьевой воды - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные товары и не имеют такой возможности за её пределами.

В силу Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644) для заключения договора водоснабжения водопроводные сети абонента должны быть подключены к водопроводным сетям водопроводно-канализационного хозяйства.

Возможность покупателей приобрести воду тесно связана с наличием присоединенной сети водопровода.

Исходя из изложенного, географические границы товарного рынка водоснабжения следует рассматривать в пределах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области охваченной водопроводной сетью МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА».

Географические границы рынка услуг водоотведения - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные услуги и не имеют такой возможности за её пределами.

Согласно правилам холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644) для заключения договора водоотведения канализационные сети абонента должны быть подключены к канализационным сетям водопроводно-канализационного хозяйства.

Возможность покупателей приобрести услугу водоотведения связана с наличием присоединенной канализационной сети.

Исходя из изложенного, географические границы товарного рынка водоотведения следует рассматривать в пределах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области охваченной канализационной сетью МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА».

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» является единственным хозсубъектом, оказывающим услуги водоснабжения, а также услуги водоотведения на территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА».

Постановлением Службы по тарифам Астраханской области № 101 от 12.12.2018 для МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» утверждены одноставочные тарифы на техническую воду и водоотведение с календарной разбивкой на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Так как МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» является единственным хозсубъектом, оказывающим услуги водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области в границах своей присоединенной водопроводной сети, его доля на рынке услуг водоснабжения составляет 100 процентов.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Кроме того, согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» сферой деятельности субъектов естественных монополий являются, в том числе, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В связи с тем, что МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» осуществляет деятельность водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, оно имеет статус доминанта на данном товарном рынке в границах, принадлежащих МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» сетей, с долей, составляющей 100%.

Таким образом, МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения, а также на рынке услуг водоотведения в границах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области, охваченной присоединенной водопроводной, а также канализационной сетью МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА».

Рынок услуг водоснабжения, а также рынок услуг водоотведения в границах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области являются высококонцентрированными. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) равен 10000.

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных кон­курентов) на рассматриваемые товарные рынки являются барьеры капитальных затрат – необходимость привлечения значительных денежных средств в случае реализации проектов, связанных со строительством сетей водоснабжения, водоотведения.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на данные рынки новых хозяйствующих субъектов затруднен. Затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» и ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» 27.12.2018 заключили контракт № 126-Б/2019 холодного водоснабжения, а также контракт № 247-Б/2019 водоотведения.

Согласно контракту № 126-Б/2019 холодного водоснабжения от 27.12.2018 учреждение водопроводно-канализационного хозяйства» (МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА»), осуществляющее холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту (ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ») через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (техническую) воду, а абонент (МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА») обязуется оплачивать принятую холодную техническую воду (далее – холодная вода) установленного качества в объеме, определенном контрактом, и соблюдать предусмотренный контрактом режим её потребления. Срок оказания услуг с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Согласно контракту № 247-Б/2019 водоотведения от 27.12.2018 учреждение водопроводно-канализационного хозяйства» (МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА») осуществляющее водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента (ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ») от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку, а абонент (МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА») обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом. Срок предоставления услуг с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Согласно материалам дела МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» 30.08.2019 направило в адрес ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» письмо исх.№ 778 от 30.08.2019, в котором уведомило Учреждение о расторжении договоров на тепловую энергию, холодную воду, водоотведение и вывоз жидких бытовых отходов с 01.10.2019.

Согласно Постановлению администрации МО «Икрянинский район» от 24.07.2019 № 697, а также акту приема-передачи от 24.07.2019 центральная газовая котельная мощностью 12 МВт и тепловые сети газовой котельной закреплены с 24.07.2019 на праве хозяйственного ведения за МУП «Икрянинское коммунально-эксплуатационное предприятие» МО «Икрянинский район».

Таким образом, по состоянию на 01.10.2019 у МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» отсутствовало имущество для оказания услуг теплоснабжения.

Согласно акту приема-передачи имущества от 15.10.2019 имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения и водоотведения, было передано администрации МО «Икрянинский район» 15.10.2019.

Таким образом, в период с 01.10.2019 по 15.10.2019 МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» распоряжалось имуществом для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории МО «Икрянинский сельсовет».

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из вышеизложенного следует, что действия МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» выразившиеся в направлении в адрес ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» уведомления исх. № 778 от 30.08.2019 о расторжении договоров на холодную воду, водоотведение с 01.10.2019, свидетельствуют об угрозе ущемления интересов ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» в сфере предпринимательской деятельности и содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения, а также на рынке услуг водоотведения в границах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области, выразившегося в направлении в адрес ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» уведомления исх. № 778 от 30.08.2019 о расторжении договоров на холодную воду и водоотведение с 01.10.2019, что свидетельствует об угрозе ущемления интересов ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» в сфере предпринимательской деятельности.
  1. В связи с прекращением срока действия контракта № 126-Б/2019 холодного водоснабжения, а также контракта № 247-Б/2019 водоотведения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
  2. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

05 февраля 2020 г. Дело № 030/01/10-1310/2019

 

Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2020

Полный текст решения изготовлен 05.02.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее по тексту - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий П.Л. Потылицына, членов Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий И.А. Иванова, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Л.Ю. Кузьминой, рассмотрев дело № 030/01/10-1310/2019 по признакам нарушения МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» (далее- МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА») (адрес: 4163703025013529, ОГРН: 1143025003868) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», в присутствии на заседании: от МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» - представителя Дробжевой О.А. (доверенность № 49 от 09.01.2020),

  •  

В Астраханское УФАС России 23.10.2019 вх. № 10160 поступило заявление ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И БЕЖЕНЦЕВ «ВОЛЖАНКА» МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ») (адрес: 416370, Астраханская область, с. Икряное, ул. 1-го Мая, д. 19, ИНН 3004001610, ОГРН: 1023001938530) о нарушении МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» антимонопольного законодательства, выразившегося в экономически или технологически не обоснованном расторжении договора на холодную воду, водоотведение с ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ».

Усмотрев в действиях МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Астраханское УФАС России в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 названного закона возбудило в отношении МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» дело № 030/01/10-1310/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 030/01/10-1310/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» привлечено Комиссией к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя.

МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» к участию в рассмотрении дела привлечено в качестве ответчика.

При рассмотрении дела представитель МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» с наличием в действиях МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» нарушения антимонопольного законодательства не согласилось, пояснив, что МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» является бюджетным учреждением и создано с целью обеспечения реализации предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства для предоставления услуг населению по водоснабжению, водоотведению и вывозу жидких бытовых отходов на территории муниципального образования «Икрянинский район».

Для этих целей на основании договора от 30.04.2019 администрацией МО «Икрянинский район» в безвозмездное пользование Учреждению было передано соответствующее оборудование.

В настоящее время в связи со сложным финансовым состоянием учреждения (задолженности перед контрагентами и т.п.) предприятие не имеет возможности заключать договора, производить закупки.

Для эффективной работы организации коммунального комплекса, администрацией МО «Икрянинский район» принято решение о создании нового предприятия МУП «Икрянинское КЭП» с целью обеспечения реализации предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства для предоставления услуг населению по водоснабжению, водоотведению и вывозу жидких бытовых отходов на территории муниципального образования «Икрянинский район».

15.10.2019 года договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом (водоснабжение и водобтведение) от 30.04.2019 расторгнут по соглашению сторон и имущество передано собственнику - администрации МО «Икрянинский район». С указанного периода МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» предоставление услуг водоснабжения и водоотведения прекратило, заблаговременно известив абонентов об изменении поставщика коммунальных услуг.

Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России 25.05.2012 № 339, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее - Регламент), Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке водоснабжения на территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка при анализе состояния конкурентной среды на ис­следуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от юридических лиц - продавцов и покупателей товара (услуг).

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

  • временного интервала исследования товарного рынка;
  • продуктовых границ товарного рынка;
  • географических границ товарного рынка;
  • состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
  • объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
  • уровня концентрации товарного рынка;
  • барьеров входа на товарный рынок;
  • установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка.

Предметом данного исследования является - определение состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области.

Цели и задачи исследования:

  • выявление круга участников рынка: продавцов услуг, потребителей услуг;
  • выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соот­ветствии с признаками, установленными статьей 5 Закона о конкуренции на изучаемом рынке;
  • использование результатов исследования при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Временной интервал исследования товарного рынка с учетом целей исследования определен разделом II Порядка.

Согласно п. 2.1 Порядка - временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи, с чем проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, а именно изучаются характеристики рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров.

При определении временного интервала принята во внимание необходимость установления состояния конкуренции на товарном рынке на момент совершения действий, в которых имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, временным интервалом исследования определен 2018 год: период, предшествующий дате совершения нарушения антимонопольного законодательства.

Предварительное определение продуктовых границ рынка проводилось в соответствии с пунктом 3.4 раздела III Порядка на основании: условий договоров заключенных в отношении оказываемой услуги, нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов, справочников, словарей и иных материалов.

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности.

Вода - самое распространенное природное соединение, являющееся важнейшей составной частью живого организма. По физико-химическим свойствам вода отличается аномальным характером констант, которые определяют многие физические и биологические процессы на Земле. Высокая устойчивость молекул воды в сочетании с электрическими характеристиками делает её универсальным растворителем, поэтому в ней всегда обнаруживаются многочисленные химические соединения. Промышленная деятельность человека приводит к появлению в воде ряда органических и неорганических соединений, что определяет необходимость гигиенического контроля за их количеством. При магнитной обработке воды изменяется растворимость некоторых оксидов металлов. Это нашло практическое применение при подготовке воды для горячего водоснабжения.

Состав и свойства воды зависят в первую очередь от условий её формирования. Для поверхностных вод характерны высокое содержание взвешенных веществ, сезонные изменения состава и подверженность загрязнению. Основными источниками загрязнения являются хозяйственно-бытовые, промышленные, ливневые стоки, а также стоки с территории предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов и речного транспорта. Согласно гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды, она должна быть безопасной в эпидемическом отношении, безвредной по химическому составу и обладать удовлетворительными органолептическими свойствами. В целом неудовлетворительное качество питьевой воды оказывает значительное влияние на состояние здоровья населения.

Водоснабжение - совокупность мероприятий по обеспечению водой населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, а также технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

При децентрализованном, местном, водоснабжении разбор воды населением проводится непосредственно из водоисточника, без разводящей сети труб. В качестве водоисточника чаще всего используют грунтовые воды.

Централизованное водоснабжение обеспечивает водой несколько точек водоразбора путем организации водопровода, представляющего собой комплекс инженерных сооружений, с помощью которого проводятся забор воды из источника водоснабжения, обработка, необходимая для доведения её качества до требований потребителя, подача воды к месту потребления и распределения между потребителями. Качество питьевой воды регламентируется ГОСТ.

Под водоотведением понимают прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Таким образом, водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги водоснабжения и услуги водоотведения к разным товарным рынкам.

Исходя из изложенного, а также функционального назначения данных товаров, продуктовыми границами исследуемых товарных рынков являются услуги водоснабжения, а также услуги водоотведения.

Географические границы рынка реализации питьевой воды - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные товары и не имеют такой возможности за её пределами.

В силу Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644) для заключения договора водоснабжения водопроводные сети абонента должны быть подключены к водопроводным сетям водопроводно-канализационного хозяйства.

Возможность покупателей приобрести воду тесно связана с наличием присоединенной сети водопровода.

Исходя из изложенного, географические границы товарного рынка водоснабжения следует рассматривать в пределах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области охваченной водопроводной сетью МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА».

Географические границы рынка услуг водоотведения - границы территории, на которой потребители имеют возможность приобрести данные услуги и не имеют такой возможности за её пределами.

Согласно правилам холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644) для заключения договора водоотведения канализационные сети абонента должны быть подключены к канализационным сетям водопроводно-канализационного хозяйства.

Возможность покупателей приобрести услугу водоотведения связана с наличием присоединенной канализационной сети.

Исходя из изложенного, географические границы товарного рынка водоотведения следует рассматривать в пределах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области охваченной канализационной сетью МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА».

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» является единственным хозсубъектом, оказывающим услуги водоснабжения, а также услуги водоотведения на территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА».

Постановлением Службы по тарифам Астраханской области № 101 от 12.12.2018 для МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» утверждены одноставочные тарифы на техническую воду и водоотведение с календарной разбивкой на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Так как МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» является единственным хозсубъектом, оказывающим услуги водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области в границах своей присоединенной водопроводной сети, его доля на рынке услуг водоснабжения составляет 100 процентов.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Кроме того, согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» сферой деятельности субъектов естественных монополий являются, в том числе, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В связи с тем, что МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» осуществляет деятельность водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, оно имеет статус доминанта на данном товарном рынке в границах, принадлежащих МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» сетей, с долей, составляющей 100%.

Таким образом, МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения, а также на рынке услуг водоотведения в границах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области, охваченной присоединенной водопроводной, а также канализационной сетью МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА».

Рынок услуг водоснабжения, а также рынок услуг водоотведения в границах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области являются высококонцентрированными. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) равен 10000.

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных кон­курентов) на рассматриваемые товарные рынки являются барьеры капитальных затрат – необходимость привлечения значительных денежных средств в случае реализации проектов, связанных со строительством сетей водоснабжения, водоотведения.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на данные рынки новых хозяйствующих субъектов затруднен. Затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).

МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» и ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» 27.12.2018 заключили контракт № 126-Б/2019 холодного водоснабжения, а также контракт № 247-Б/2019 водоотведения.

Согласно контракту № 126-Б/2019 холодного водоснабжения от 27.12.2018 учреждение водопроводно-канализационного хозяйства» (МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА»), осуществляющее холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту (ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ») через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (техническую) воду, а абонент (МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА») обязуется оплачивать принятую холодную техническую воду (далее – холодная вода) установленного качества в объеме, определенном контрактом, и соблюдать предусмотренный контрактом режим её потребления. Срок оказания услуг с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Согласно контракту № 247-Б/2019 водоотведения от 27.12.2018 учреждение водопроводно-канализационного хозяйства» (МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА») осуществляющее водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента (ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ») от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку, а абонент (МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА») обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом. Срок предоставления услуг с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Согласно материалам дела МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» 30.08.2019 направило в адрес ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» письмо исх.№ 778 от 30.08.2019, в котором уведомило Учреждение о расторжении договоров на тепловую энергию, холодную воду, водоотведение и вывоз жидких бытовых отходов с 01.10.2019.

Согласно Постановлению администрации МО «Икрянинский район» от 24.07.2019 № 697, а также акту приема-передачи от 24.07.2019 центральная газовая котельная мощностью 12 МВт и тепловые сети газовой котельной закреплены с 24.07.2019 на праве хозяйственного ведения за МУП «Икрянинское коммунально-эксплуатационное предприятие» МО «Икрянинский район».

Таким образом, по состоянию на 01.10.2019 у МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» отсутствовало имущество для оказания услуг теплоснабжения.

Согласно акту приема-передачи имущества от 15.10.2019 имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения и водоотведения, было передано администрации МО «Икрянинский район» 15.10.2019.

Таким образом, в период с 01.10.2019 по 15.10.2019 МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» распоряжалось имуществом для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории МО «Икрянинский сельсовет».

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из вышеизложенного следует, что действия МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» выразившиеся в направлении в адрес ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» уведомления исх. № 778 от 30.08.2019 о расторжении договоров на холодную воду, водоотведение с 01.10.2019, свидетельствуют об угрозе ущемления интересов ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» в сфере предпринимательской деятельности и содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать МБУ «СТРОИТЕЛЬНО-КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения, а также на рынке услуг водоотведения в границах территории муниципального образования «Икрянинский сельсовет» Астраханской области, выразившегося в направлении в адрес ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» уведомления исх. № 778 от 30.08.2019 о расторжении договоров на холодную воду и водоотведение с 01.10.2019, что свидетельствует об угрозе ущемления интересов ФКУ «ЦВР «ВОЛЖАНКА» МВД РОССИИ» в сфере предпринимательской деятельности.
  1. В связи с прекращением срока действия контракта № 126-Б/2019 холодного водоснабжения, а также контракта № 247-Б/2019 водоотведения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
  2. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 030/01/10-1310/2019 [format] => [safe_value] => 030/01/10-1310/2019 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;

 

http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50342.htmlПостановление правительства №896 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке

http://fas.gov.ru/eljournal/http://Научно-Практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Борьба с картелями

Журнал конкуренция и рынок

http://www.fas.gov.ru/groups-of-people/Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 ФЗ "О защите конкуренции"

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2020-02-05 11:11:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2020-02-05 11:11:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1624360406 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Астраханское УФАС России )